Нет
Да

В Норвегию с палатками

Глава 4: Фьорд Гейрангер
Можно ли отправиться в путешествие в одну из самых дорогих европейских стран и при этом уложиться в скромный бюджет? Как выяснилось, при должном подходе путешествие по Норвегии может оказаться доступнее, чем поездка в Западную Европу. Одна машина, четыре человека, палатки и до мелочей продуманный маршрут — вот все, что для этого нужно.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
02.07.201618.07.2016
Мы проснулись в 8:30. Из-за того, что палатка светлая и за ночь нагрелась изнутри, кажется, что на улице тоже тепло и яркое солнце, однако, когда мы вышли, оказалось, что на самом деле холодно, пасмурно и сыро — всю ночь шел дождь. На завтрак ели геркулесовую кашу и снова ощутили, как не хватает каких-нибудь сладостей: печенья или хотя бы сгущенки. Так как вечером мы планировали возвращаться в этот же кемпинг и ночевать здесь же, то палатки собирать не стали: они так и остались стоять с матрасами, спальными мешками, подушками и одеждой внутри. Весьма немночисленные наиболее ценные вещи, на всякий случай, взяли с собой.

Фьорд Гейрангер

В 10:15 мы уже загрузились в машину и поехали на парковку Гейрангера, чтобы отправиться в первый пеший поход. Дорога от кемпинга до фьорда занимает всего пять минут. Машину можно оставить прямо в самом городе: парковочных мест у пристани предостаточно.

Горный маршрут вокруг Гейрангера Сережа нашел заранее и загрузил карту в телефон, поэтому мы легко сориентировались, в какую сторону идти. Первые пару километров это была обычная автомобильная грунтовая дорога очень хорошего качества. По ней идти было легко.

Маршруты для горного трекинга в Норвегии я искал на отечественных и зарубежных туристических форумах посредством поисковых систем, а также на профильных норвежских ресурсах: www.ut.no/kart и www.visitnorway.ru . Обычно треки имеют формат *.gpx и легко импортируются в навигаторы. Треки бывают как замкнутые, так и построенные от точки до точки, с реальными и не очень данными о скорости и времени движения — это все нужно проверить заранее. Мы, как новички, для оценки времени прохождения маршрута ориентировались на среднюю скорость 2-3 км/ч, что в итоге вполне совпало с действительностью (если только маршрут не состоял из сплошного крутого подъема по каменным глыбам). В качестве походного навигатора мы использовали программу Locus. Это приложение "заточено" именно под трекинг, в него легко импортируются данные из различных источников, а самое главное — не нужно качать подробные карты целиком. Достаточно импортировать трек, выделить вокруг него произвольную область, выбрать тип карты (одних "походных" вариантов там несколько штук) и нажать кнопку "загрузить". Мы пользовались бесплатной версией, которая отличается от полной несколько урезанным набором функций и наличием ненавязчивой рекламы.

Мы с удовольствием посмотрели на огромные лайнеры, вставшие на рейд в Гейрангере. Подплыть к причалу они не могут, поэтому туристов высаживают на небольшие катеры, которые курсируют от лайнера к берегу.

Фьорд Гейрангер

Через некоторое время грунтовка заканчивается и переходит в каменистую тропинку, которая уже требует от путешественников определенной энергии. Не зная, чего ожидать, мы оделись максимально тепло, ориентируясь на 13 градусов на улице и на то, что нам придется провести много времени без возможности зайти куда-то, чтобы согреться. Однако, пробираясь по камням в гору, все сняли куртки — от подъема стало жарко. Правда, если останавливаешься отдохнуть, быстро начинаешь мерзнуть.

Вообще, мы выбирали такие маршруты, по которым может пройти не подготовленный физически человек без специального снаряжения. Однако за несколько месяцев до Норвегии мы начали бегать на стадионе несколько раз в неделю, чтобы горный трекинг давался легче. Думаем, нам это помогло. Тем не менее, на маршруте довольно много народу, в том числе и пожилые туристы, и дети.

Большинство маршрутов вдоль фьорда Гейрангер идет по северной его стороне, через национальный парк. Но так как мы заранее знали, что будем двигаться от Лестницы троллей к Гейрангеру с севера и полюбуемся панорамой южного и восточного берегов со смотровой площадки на Дороге орлов, то запланировали поход вдоль южного берега фьорда. Для первого разминочного похода в горы мы выбрали относительно несложный трек, проходящий вдоль обрыва над фьордом. Тропинка проложена по красивому лесу с широколиственными и хвойными деревьями, через заросли папортников и нагромождения камней, а самое главное — радует взгляд панорамами фьорда с высоты птичьего полета.

По пути нам не раз встречались кустики черники и земляники. Почему-то европейцы обходили их стороной и даже не предпринимали попытки попробовать. Зато мы оборвали все ягоды, которые только нашли. Очень вкусно!

Фьорд Гейрангер

Также мы посмотрели со стороны на Дорогу орлов, на которой мы были вчера. Выглядит впечатляюще!

Примерно на середине подъема, спустя 2,5 часа, нас ждали два домика с земляными крышами. Это заброшенная ферма Homlongsetra. Слово “setra” в норвежском означает простой амбар и хижину, используемые фермерами в отдаленных районах (чаще всего в лесах или горах), куда они могут отправляться с животными на пастбище на некотором расстоянии от основной фермы.

Эта традиция насчитывает более тысячи лет. Фермы часто имели две «сетры» для разных сезонов — для весны и для лета. Homlongsetra использовалась весной. Как только отступали холода, фермеры пригоняли своих животных по крутым склонам до фермы, а потом, когда снег таял, животных вели к летнему горному пастбищу. Пастухи — обычно это были дети от 6-7 лет или женщины, должны были следить за тем, чтобы животные не разбегались и не смешивались со стадами других пастухов.

Фьорд Гейрангер

Мы думали, что это и есть конечная точка нашего маршрута, но внезапно выяснилось, что Сережа взял цифры не от нашего трека: оказывается, суммарная длина маршрута, с учетом дороги назад, не 8,5 км, как мы рассчитывали, а все 14. Мы решили по полному треку не ходить, а прошли еще минут 15 от фермы и остановились на обед в местечке, где открывался шикарный вид на Гейрангерфьорд и водопад Семь сестер. Был еще вариант дойти до конца маршрута, который, вроде как, упирается в пристань прогулочных катеров, и обратно доехать на корабле, но мы рисковать не стали — вдруг мы бы не смогли там погрузиться? Да и неизвестно, сколько это стоит.

Каскад водопадов Семь сестер, который мы наблюдали с нашей обеденной точки, — один из наиболее известных в Норвегии. Легенда о семи сестрах рассказывает о том, что смелый викинг пришел свататься к красавицам сестрам и принес с собой фату. Очарованный красотой семи сестер, викинг застыл в нерешительности и превратился в водопад Жених. Фата осталась висеть в виде водопада на скале, по которой мы совершали трекинг, а сестер мы могли наблюдать в виде семи отдельных потоков, образующих собой каскад. Особенно красив он в мае-июне, когда на скалах начинает таять снег и потоки становятся полноводными. Зимой водопад замерзает и превращается в одну из трасс для подъема альпинистов-экстремалов, предпочитающих преодолевать скалы не по камням, а по ледникам.

Обед мы взяли с собой из кемпинга — по банке фасоли в томатном соусе на каждого и по несколько кусков хлеба. Позже мы все пришли к выводу, что фасоль в томатном соусе “идет” куда лучше, чем обычная, однако это были единственные четыре банки. Оставшуюся поездку пришлось довольствоваться обычной фасолью. Пообедав и немного отдохнув, мы двинулись обратно. Надо отметить, что спускаться ничуть не легче, чем подниматься: ноги напрягаются не меньше, а мы уже уставшие, да и скользко — Сережа один раз даже упал (хорошо, что у него на спине был рюкзак). Наверное, окончательно эти тропинки никогда не просыхают. Тут очень влажно, много растительности, а с гор стекают маленькие водопады.

Фьорд Гейрангер

Пока мы спускались, настолько распогодилось, что можно было идти в одной футболке. Правда, солнце светило недолго, и вскоре небо снова заволокло тучами и пошел мелкий дождь.

Путь назад занял около 2,5 часов и в 16:30 мы уже были у машины.

Полюбоваться фьордом можно не только с высоты обрыва: прекрасные виды открываются и с прогулочного катера, который совершает регулярные рейсы от пристани в городе. Если за эти несколько лет ничего не поменялось, во время неторопливого движения по водной глади вам расскажут про фьорд, водопады и даже, если повезет, покажут выпрыгивающих из воды дельфинов в сотне метров от корабля. Следующие две фотографии сделаны как раз с такого кораблика в солнечную погоду:

Фьорд Гейрангер

Также в свое время я слышал о более экономном варианте морской прогулки на пароме "Geiranger-Hellesylt" (а потом, соответственно — обратно). Кораблик компании Fjord1 на фотографии выше — скорее всего, как раз он. Тем не менее, стоит иметь в виду, что паром может быть не так уж дешев, а интервалы движения — не так уж коротки.

Мы освободились раньше, чем планировали, поэтому решили еще съездить на смотровую площадку неподалеку от нашего кемпинга, откуда делают классические фотографии Гейрангерфьорда. Если Вердонское ущелье мы окрестили “местом, где рождается земля”, то Гейрангерфьорд — это рай на земле и умиротворение. Вообще, Гейрангерфьорд считается самым красивым фьордом Норвегии, с 2005 года он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На смотровой площадке нам повстречалась компания из трех очень брутальных немецких байкеров, и я просто не могла с ними не сфотографироваться!

Фьорд Гейрангер

Вернувшись в кемпинг, мы поняли, что больше не можем без чего-то сладкого, и потому купили кофе с шоколадкой. Два кофе + одна шоколадка стоили 6,5 евро, что для Норвегии весьма по-божески. Еще оказалось, в кемпинге живут две козочки — совсем маленькие, размером с пуделя. Два раза в день хозяева устраивают показное кормление, мы как раз на него попали. При этом разрешают козочек погладить и покормить их самим.

Ближе к вечеру мы приготовили ужин и с удовольствием поели гречку с тушенкой. Удивительно, как постоянно здесь хочется есть — каждого ужина я ждала прямо с нетерпением.

Как я обещал в одной из предыдущих глав, здесь и далее я буду, по возможности, рассказывать о норвежских достопримечательностях, которые не вошли в наш походный вариант поездки. Так в окрестностях Лестницы троллей и фьорда Гейрангер следует выделить еще два интересных места, куда при наличии времени также стоит заехать. Для их посещения удобнее всего жить в одном из кемпингов на южном берегу фьорда Romsdalsfjorden. В 2013 году мы жили в очень уютном коттедже кемпинга Åndalsnes Camping & Motell. Но должен отметить, что это далеко не единственный и не самый бюджетный вариант размещения в этой местности.

Фьорд Гейрангер

Первое примечательное место — город Олесунн (Ålesund), располагающийся на архипелаге прямо в океане. Население, на первый взгляд, небольшое — около 40 тысяч человек, но по норвежским меркам это весьма крупный город, у которого есть даже собственный аэропорт. Стоит немного побродить по улочкам и поискать дома в стиле "ар-нуво", пройти вдоль канала, пересекающего город и зайти в фирменный магазин шерстяной одежды фирмы Dale Of Norway (вещи очень качественные, но и весьма дорогие).Ну а самое главное — подняться на смотровую площадку Fjellstua Utsiktspunkt и полюбоваться панорамой архипелага. На посещение города достаточно пары часов, если не заходить в музеи.

Второе примечательное место — это так называемая Атлантическая дорога (Atlanterhavsveien). Этот восьмикилометровый участок шоссе, соединяющий архипелаг, на котором расположен город Kristiansund, с материком, проходит прямо по океану.

Дорога петляет от островка к островку в океане, между которыми построены очень необычные изогнутые мосты, замечательно вписывающиеся в окружающий суровый, но очень живописный пейзаж. Участок с мостами — платный и не входит в систему автоматической оплаты дорог Норвегии. Оплата производится оператору у шлагбаума.

Для того, чтобы добраться до начала Атлантической дороги от Лестницы троллей, необходимо воспользоваться паромом "Vestnes-Molde". При движении из Олесунна и при наличии желания прокатиться на машине вдоль океана можно выбрать чуть более длинный путь по дорогам 668 и 662 и воспользоваться двумя паромами: вначале "Dryna-Brattvåg", а затем — "Solholmen-Mordalsvågen". С этих паромов открываются потрясающие виды. Что касается времени, то посещение Атлантической дороги и Олесунна можно без спешки совершить за один день.