Как и обещала, хочу рассказать об еще одном монастыре Смоленска, который мы не успели посетить в первый день. Это Спасо-Преображенский Авраамиевский мужской монастырь, основанный еще в 13 веке. Судьба монастыря сложилась непросто. Во время Отечественной войны 1812 года Авраамиевский монастырь сильно пострадал во время штурма города французами — до сих пор над алтарным окном Спасо-Преображенского собора выступает из стены неразорвавшееся ядро. Монастырь был захвачен, в его палатах устроили лазарет для раненых, а храм определили под конюшню. В советское же время здесь устроили концлагерь для несогласных с Советской властью, а в годы Великой Отечественной войны были разрушены уникальные трехглавые ворота и некоторые здания монастыря. После войны долгое время монастырь не восстанавливали, однако в 60-х годах здесь устроили кожно-венерологический диспансер. Спасо-Преображенский собор отреставрировали лишь в 1972-74 годах, и только в 2001 году в нем снова начались службы.
Из Смоленска мы отправились в село Флёново, расположенное в 20 км к югу. Фленово, название которого происходит от женского имени Фаина (Флена) стало известным с конца 19 века, когда здесь поселилась Мария Тенишева, русская дворянка, очень одаренная в искусстве и известная меценатка. В Талашкино, находящемся в 1,5 км от Флёнова, Тенишева открыла центр просветительства, возрождения традиционной русской художественной культуры, получивший европейскую известность. Творческая атмосфера Талашкино привлекала многих выдающихся деятелей русской культуры: сюда приезжали работать Репин, Врубель, Стравинский, здесь бывал Шаляпин.
Во Флёново же Мария Тенишева открыла сельскую школу, уникальную для того времени. Нам удалось ее посетить — сейчас здесь музей, вход в который стоит всего 80 рублей. В музее в качестве экспоната выставлено учебное расписание. Удивительно, но ребята учились по 10 часов, причем на самый большой перерыв, обеденный, отводилось всего полчаса. Здесь изучали алгебру и геометрию, географию, историю, чтение и музыку, Закон Божий. Одним из главных предметов было сельское хозяйство. На каникулах школьники проходили практику, а затем писали отчет — чего они добились, был ли хороший урожай, и анализировали причины, почему получили такой результат.
В школу принимали с восьми лет, учились шесть. Помимо овладения вышеперечисленными предметами, ребята за это время должны были научиться писать сочинения на свободную тему, литературную тему, а также деловые письма. Девочки тоже учились шесть лет, но их программа несколько отличалась. Они должны были постичь основные ремесла: научиться шить, делать всевозможные украшения, вязать на коклюшках. Но в первую очередь, девочки учились двулицевой смоленской вышивке, которая считается сложнее крестика или глади, и от нее уже в то время постепенно отказывались.
При школе был создан известный в то время театральный кружок, в котором ставили пьесы Гоголя и Островского, а также кружок игры на балалайке. Талашкинские и фленовские балалаечники даже выезжали с концертами в Смоленск. После приезда в село художника Врубеля Мария Тенишева загорелась идеей создать оркестр расписных балалек и показать их на Всемирной выставке в Париже. Так они и поступили, и до сих часть балалаек, расписанных на сказочные мотивы, стоят во Фленово в качестве музейных экспонатов. Здесь же можно увидеть многочисленные фотографии оркестра и костюмы балалаечников.
Здание школы очень интересное: будучи деревянным, оно украшено портиком и колоннами. Судя по всему это не такое уж редкое сочетание для той эпохи, но своими глазами я такую постройку увидел впервые.Еще во Фленово есть сказочный домик Теремок. Строил его в 1902 году друг княгини — Сергей Малютин. Все окна, двери, карнизы, наличники — резные и представляют собой шедевр русского малого зодчества. В Теремке можно увидеть изделия талашкинских мастерских: мебель, игрушки, сани. Здесь же стоят расписные балалайки и образцы смоленской вышивки, одежда времен начала 20 века и предметы домашней утвари. Довольно много фотографий самой Марии Тенишевой и всего того, к чему она приложила руку, — школа, мастерские, а также ее собственное творчество.
Кстати, вход, что в Теремок, что в школу, стоит совсем недорого — 80 рублей. Посетить оба объекта однозначно стоит.
Сергею Малютину мы обязаны и появлением в 1905 году здесь очень необычной церкви Святого Духа с огромным мозаичным панно с изображением Иисуса, выполненным Николаем Рерихом — как видите, село и правда было популярно среди великих представителей искусства. Он же расписал ее интерьер. Правда, из-за этих росписей, не соответствующих православных канонам, церковь так и не была освящена. К сожалению, они не сохранились, так как в советское время здесь устроили склад зерна, которое засыпали прямо через окна. Зерна задевали стены, царапали росписи, поэтому ни одна из них не дошла до наших дней.
Сейчас церковь в упадке и закрыта, но совсем недавно я наткнулась на радостную новость — храм собираются реставрировать! В феврале 2016 года Храм Святого Духа включили в план финансирования по Федеральной целевой программе «Культура России» на 2016 год и выделили на его реставрацию 57 миллионов рублей.
Мы еще немного погуляли по территории, купили местный мед, кстати, достаточно дорогой — 1000 рублей за килограмм. Но нас уверили, что мед сделан по традициям самой Тенишевой и что они не подкармливают своих пчел сахаром. На вкус — мед как мед, в принципе, ничего особенного.
А потом мы поехали в Псков. Опять нам не повезло с отелем. За несколько часов до приезда в город нам позвонили из нашего сильно заранее забронированного отеля «Аватар» и сообщили, что у них прорвало батарею и они не могут нас принять. Предложили переселиться в отель «Камелот», видимо, той же сети. Но он находится на другом конце города!.. Мы же специально выбирали местоположение отеля на одной из главных улиц. Не в самом центре, но так, чтобы из отеля до ближайшей достопримечательности нашего маршрута мы могли добраться пешком, Мы решили позвонить в Букинг и попробовать решить эту проблему, но, к сожалению, нам помочь не смогли, так как все отели нашего класса уже были забронированы. Неудивительно, новогодние праздники же. Кроме того, нам сказали, что до кремля из отеля «Камелот» добираться столько же, сколько и из “Аватара”. Ну так-то да, но в диаметрально противоположную сторону, а по пути нет совсем ничего интересного.
Звонок в поддержку букинга, несмотря на их старания, ничего не дал: в городе в тот вечер среди предложений на букинге остались, по сути, единственные апартаменты совершенно другой ценовой категории. Но, повторюсь, букинг пробовал решить вопрос, перезванивал нам и уточнял информацию.Конечно, мы расстроились, но выбора у нас не было. Заселились в “Камелот”. Завтрак в отеле не предполагался, нам сказали, что если мы хотим, то можем за 200 рублей ходить в здание через дорогу. Но мы решили, что уж как-нибудь сами. Что еще не понравилось — когда мы попросили хотя бы чай, нам сказали, что чая в отеле нет, при этом перед девушками на ресепшн стояла целая пачка, и они прекрасно знали о нашей ситуации с переселением и о том, что мы этим, прямо скажем, недовольны. Могли бы и поделиться пакетиком.
Сами же номера оказались очень приличными, видно, что отель только-только открылся и функционировал в практически пробном режиме.
Заселившись, мы взяли такси и поехали в ресторан
«Пожарка», который посоветовали Сереже. Мы всегда стараемся заранее узнавать о необычных или просто хороших ресторанах в тех городах, которые собираемся посетить, и нам много раз рекомендовали что-то очень удачное — так было в Праге, и в Казани, и в Нижнем Новгороде. А теперь и в Пскове. Ресторан оказался очень приятным — как по ценам, так и по качеству блюд и обслуживания. Счет на двоих за салаты, горячее с гарниром и Серёжино пиво с закусками составил всего 1700 рублей, что, скажем, по московским меркам, наверное, нереально в заведении подобного класса. Все вечера в Пскове мы ужинали именно там и остались очень довольны.
В очередной раз спасибо Петру (Vanderer) из конференции Отдых и путешествия" на auto.ru.Кстати, о такси. Во-первых, за поездку через весь город больше 120 рублей вы не заплатите. А во-вторых, нас очень удивила их автоматическая система. При заказе такси на следующий день автоответчик сразу задал нам вопрос, хотим ли мы поехать по тому же маршруту, что и вчера. Выбрав “да” в тональном режиме, нужно лишь подождать несколько минут, и спокойно ехать. А в первый день мы поехали не прямо к “Пожарке”, а сказали адрес ближайшего к нему продуктового магазина — хотели купить продуктов на завтрак, а потом уже поужинать. Подъезжая, таксист спросил:
— А что там, по этому адресу?
— Да мы не знаем.
— В смысле?
— Нам просто нужен продуктовый магазин в этом районе.
Мужчина явно был шокирован подобной просьбой, но ничего не сказал.
В следующей главе мы расскажем об очень приятном и симпатичном городе Пскове. Мне долго пришлось уговаривать Сережу туда поехать, а он все отказывался, думая, что там нечего делать, но в итоге не пожалел.
Пара слов о дороге Р-133 между Смоленском и Псковым. Эта двухполосная дорога не блещет живописностью и проходит, в основном, через дремучие леса. Инфраструктуры практически нет, заправки отсутствуют по 40-50 километров. Трафика также почти нет, что навевает некоторое беспокойство: вокруг одни елки с соснами и ни души в радиусе десятков километров. В Велиже мы уперлись в закрытый на ремонт мост через Западную Двину. Естественно, ни указателей на маршрут объезда, ни информационных щитов обнаружено не было. Изучение яндекс-карт позволило выдохнуть спокойно: в паре километров от разобранного моста нашелся еще один, как мне показалось, — понтонный.
Но самый главный аттракцион состоит в том, что чуть дальше эта дорога становится платной! В районе села Усвяты на дороге установлен шлагбаум. Чтобы его подняли, нужно выйти из машины и дойти до вагончика, стоящего на обочине дороги. Можно не торопиться: все равно через этот шлагбаум проезжает едва ли 10 машин в час.
Если я не ошибаюсь, для легковых машин проезд стоит 200 рублей. К сожалению, я уже не помню, можно ли платить картой. Если вы думаете, что после расставания с парой сотен рублей вы попадете на автобан, то будете глубоко разочарованы: за шлагбаумом все та же унылая двухполосная дорога, то и дело проходящая через населенные пункты и имеющая, местами, далеко не идеальное покрытие. Одним словом, натуральная обдираловка (особенно для местных), созданная для "регулирования" трафика фур между Белоруссией, Минским и Новорижским шоссе.