Эта глава посвящена польскому городу Вроцлаву, или Врославу, как его еще иногда называют. Это один из самых крупных и самых старых городов Польши, он назван культурной столицей Европы 2016 года, и неспроста. У нас Вроцлав оставил самые положительные впечатления, и мы обязательно рекомендуем съездить туда, если есть возможность. В городе очень красивый центр с множеством отреставрированных зданий в отличном состоянии. Вроцлав сложно с чем-то сравнить. С одной стороны, этот город — один из многих. В нем есть что-то от Праги, что-то от Мюнхена, Львова и Риги, а в совокупности получается что-то особенное. Для нас это еще один повод устроить отдельную поездку по Польше.
Кстати, раньше Вроцлав назывался Бреслау, или Бреславль в русском варианте. А его герб напоминает герб гаррипоттеровского Хогвартса =)
Мы начали осмотр города с огромного готического костела Святого Тела Христова. Сейчас уже сложно сказать, что это костел 15-го столетия: во время Второй мировой войны он был разрушен на три четверти и восстановлен только после 1955 года. Из интересных фактов — изначально костел был построен рыцарями-госпитальерами, которые придерживались обетов бедности, поэтому костел никогда не имел колокольни, в отличие от других городских храмов, так как колокольня считалась демонстрацией богатства церкви.
Неподалеку от него располагается еще более монументальный собор святых Станислава, Дороти и Вацлава, покровители которого символизируют польских, немецких и чешских поселенцев, населявших город в 14-ом веке. Таким образом, этот костел является символом дружбы этих трех народов. Кстати, он один из немногих, почти не пострадавших во время войны. Правда, мы не смогли его сфотографировать — как ни отходили, он не влезал в кадр. А внутрь не попали, потому что шла реконструкция.
Далее мы дошли до скульптурной группы “Переход 1977-2005” или, по-другому, “Памятник жертвам военного положения”. Я вообще, в противоположность обычным памятникам, очень люблю такие необычные, сюжетные скульптуры. Первоначально скульптурную группу установили в Варшаве в 1977 году, но в 1981 в ночь с 12 на 13 декабря был введен военный режим и памятник демонтировали. Спустя 24 года, ровно день в день, его вновь открыли во Вроцлаве, на том самом месте, где проходили самые активные народные демонстрации.
После скульптурной группы мы посмотрели Королевский дворец. Прямо скажем, ничего особенного. Если бы не знали, что это достопримечательность — прошли бы мимо. Это один из особняков, который в 1750 году купил прусский король Фридрих Великий и превратил его в свою резиденцию. В честь победы над Наполеоном тут принимали выдающихся полководцев и монархов, в том числе Александра I. В настоящее время здесь расположен музей, а также открыты для осмотра королевские апартаменты.
Следующая достопримечательность, которую мы хотели посмотреть, — еще один необычный памятник. Памятник стулу! По дороге к нему полюбовались чистыми и уютными улицами города.
Про памятник стулу мы почти не нашли никакой информации — как он здесь появился и зачем, и почему именно здесь. Высотой он 9 метров, весит 8 тонн. Проект скульптуры был сделан в 1970, но реализован только в 2011. Стоило это городу 200 тысяч злотых. В Польше есть еще один такой же стул, под Краковом.
Еще одна интересная композиция — скульптурная группа “Животные на забой”. Она представляет собой бронзовые фигуры козы, кролика, свиней и гусиного яйца. Позднее к ним добавился петух, который стоит чуть в стороне, — он был сделан по заказу владельца близлежащего ресторана. В Средневековье на этом месте находились мясницкие ряды, и кровь животных текла рекой. Сейчас же на месте бывших мясных лавок располагаются художественные студии.
А прямо рядом с бронзовыми животными — одна из самых главных достопримечательностей Вроцлава — собор Святой Эльжбеты. Церковь много раз страдала от войн и от пожаров, но каждый раз ее реставрировали, последний раз — в 1997 году.
Вход на колокольню собора расположен снаружи. За небольшую плату можно преодолеть 302 ступени и подняться на высоту 90 метров, откуда открывается шикарный вид на город. Раньше башня была еще выше, около 130 метров, но в 1529 году ее повредил ураган, причем так, что не погиб ни один человек. Конечно, сразу возникла легенда, что эту башню держали ангелы.
Рядом с церковью мы обнаружили сразу нескольких маленьких обитателей города — гномов. Гномы здесь – это символ свободы и победы над тоталитарным режимом. Во Вроцлаве можно устраивать целый квест по поиску маленьких бронзовых созданий, которых тут называют Краснолюдки — то есть “красные”, советские коммунисты. Всего их около трехсот. В сувенирных лавках можно купить карты, где отмечены они все. А сейчас, говорят, есть мобильное приложение в Google Play.
Также в двух шагах от церкви можно увидеть дома под названием Ясь и Малгося. Это всего два сохранившихся дома 16 века, принадлежавших когда-то костельной прислуге, могильщикам и звонарям. Теперь они отделяют костельную площадь от Рыночной, образуя арку-ворота с надписью “Смерть — ворота жизни”. Эта фраза относилась к прицерковному кладбищу, от которого сейчас ничего не осталось. Домики были названы в честь героев одной из польских сказок, напоминающей русскую сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
Здесь же неподалеку мы присели за столик кафе с видом на Рыночную площадь, чтобы выпить по коктейлю. Цены достаточно небольшие, особенно, учитывая, что это главная площадь. Около 230 российских рублей за безалкогольный коктейль.
Рыночная площадь во Вроцлаве — одна из крупнейших рыночных площадей в Европе и вторая в Польше после Кракова. Она очень красивая! И, что приятно, народу здесь почти нет, в отличие от других главных площадей крупных европейских городов.
Рыночная площадь была основана в начале 13 века. Эта часть города была одним из немногих законных торговых мест, здесь были построены первые крупные магазины. Многие дома стоят и по сей день. Как и в Праге, каждый дом имеет свое название. Например, дом “Золотое солнце”, на фасаде которого до сих пор можно обнаружить готические элементы 13 века. В свое время здесь квартировали короли Чехии. С балкона “Золотого солнца” объявили о перемирии между Пруссией и Австрией в 1742 году.
На фотографии это дом справа, с красной черепичной крышей. Слева от “Золотого солнца” расположен бежевый дом с названием “Под Голубым солнцем”, а еще левее, желтый “Дом семи выборщиков” — один из немногих, совсем не пострадавших от обстрелов во время Второй мировой войны. На его стенах можно увидеть изображения семи человек — тех самых выборщиков, а также императора Леопольда I, выделившего деньги на создание Вроцлавского университета.
Рядом с ними стоит дом, носящий название “Под грифом”. Этот особняк датируется 16 столетием. Неслучайно в нем много окон — заказчиками дома была очень состоятельная семья, имевшая возможность платить высокие налоги на недвижимость, которые в те времена собирались не с жилой площади, а с числа окон в доме. Дом интересен своим треугольным фронтоном с лепными фигурами грифов, львов и орлов.
Площадь интересна и своим необычным фонтаном “Здрой Богдана”, названного в честь первого президента Польши Богдана Здроевского. Несмотря на его современный вид, фонтан хорошо вписывается в атмосферу старой площади.
И, конечно, какая же главная площадь без ратуши? Городская ратуша Вроцлава — это один из наиболее хорошо сохранившихся исторических памятников Польши. Строилась она на протяжении 250 лет с конца 13 века. В 1580 году появился богато украшенный восточный фасад с часами, механизм которых реконструировался, а вот внешний облик остался тем же. Напротив восточного фасада стоит каменный позорный столб 15 века. Вершину столба венчает фигура палача со шпагой в одной руке и розгами в другой.
Сейчас в ратуше расположена мэрия, городской музей Вроцлава, а также самая старая в городе пивная “Свидницкий подвал”, открытая в 14 веке. Путеводители настойчиво советуют выпить здесь пива “Шепц”, и, конечно, Сережа не мог проигнорировать такую рекомендацию, несмотря на то, что через несколько часов ему предстояло сесть за руль. Правда этого знаменитого “Шепца” почему-то не было, или мы неправильно произнесли название, поэтому ему пришлось взять обычного светлого пива за 10 злотых (это примерно 170 рублей).
Бармен не разобрал названия и ответил, что у них всего два сорта: светлое и темное. Я взял светлое и как-то не проникся вкусом. Обычное пиво, ничего примечательного, несмотря на исключительные отзывы в путеводителях. Но сама атмосфера подвала древнего здания интересная, хотя и, на мой взгляд, несколько нарушена выбором аксессуаров и стилем освещения.Следующей достопримечательностью должна была стать еще одна необычная скульптура — памятник узелку, но как мы ее ни искали, так и не смогли найти. Поэтому отправились дальше, к Вроцлавскому университету и его красивой библиотеке с садом в французском стиле. Рядом с университетом обнаружили еще одного гнома.
Вроцлавский университет — один из старейших в Центральной и Восточной Европе. Его знаменитыми выпускниками были Анна Герман, Макс Борн, Роберт Бунзен, Густав Кирхгофф, Фердинанд Эйзенштейн. Сейчас здесь обучаются около 40 тысяч студентов и аспирантов — не намного меньше, чем в Московском университете.
После осмотра университета, мы отправились на Тумской остров, по пути посмотрев на Греко-католический собор Святых Винсента и Иакова. Сейчас он закрыт на реконструкцию. Вообще, посмотрев на соборы Вроцлава, мы сделали вывод, что все они на один лад — огромные, кирпичные, готические и суровые. Красивые, но спустя несколько часов сливаются в один. А в интерьерах — ничего особенного.
На Тумском острове нас тоже ждали костелы. Первый, наименее известный — небольшой костел Святых Петра и Павла, построенный в первой половине 15 века. Он расположен прямо рядом с Тумским мостом.
Костел Петра и Павла теряется на фоне его монументального соседа 14 века — костела Святого Креста. Этот костел двухэтажный, украшен двумя башнями. Долгое время он был образцом для возведения костелов в других городах Польши и Чехии. Необычен он тем, что фактически соединяет в себе два костела — Святого Варфоломея на нижнем этаже и Святого Креста на верхнем. Когда рабочие укладывали фундамент костела Святого Варфоломея, то обнаружили корень в форме креста. Тут же стали распространяться слухи, что это знамение свыше, поэтому будущий храм следует назвать в честь Святого Креста. Поэтому-то и существует здесь два храма. Интересно, что с 1503 по 1538 годы настоятелем костёла Святого Варфоломея был Николай Коперник, правда, он всего лишь числился в храме, занимаясь наукой. К сожалению, собор так и не удалось уместить в кадре.
Еще один знаменитый костел Вроцлава — собор Иоанна Крестителя, первое здание которого относится к 12 веку. Собор был почти полностью разрушен во время осады Вроцлава и тяжелой бомбардировки Красной Армии в последние дни Второй мировой войны. Уцелевшие детали интерьера церкви в настоящее время выставлены в Национальном музее в Варшаве. Реконструкция продолжалась до 1951 года, и сейчас шпили собора достигают в высоту 98 метров, а орган, установленный еще в 1913 году, долгое время был самым большим музыкальным инструментом в мире.
Неподалеку от собора Иоанна Крестителя находятся знаменитые Клецковые ворота, датируемые 9 веком. С ними связана интересная легенда о двух влюбленных — Агнешке и Конраде. Агнешка пекла отличные клецки, которыми только и питался Конрад. Однако однажды она заболела и умерла, и стряпня сердобольных соседок пришлась Конраду совсем не по вкусу. Так он совсем изголодался и однажды уснул под городскими воротами. Во сне явилась ему Агнешка и пообещала ежедневно приносить по миске клецок, но с условием, что последнюю клецку Конрад никогда не будет есть. Проснувшись, Конрад обнаружил возле себя тарелку с клецками, и такими вкусными они ему показались, что съел он их все и решил нарушить обещание. Но не тут-то было. Последняя клецка вырвалась из его рук и запрыгнула на ворота. Конрад полез за ней, но увидел, что та окаменела. И лежит окаменевшая клецка на воротах и по сей день.
Вернувшись в основную часть Вроцлава, мы пообедали и выехали в Германию. Мы должны были ночевать в районе со смешным названием Лужица — про этот необычный регион я расскажу в следующей главе. По дороге погода резко испортилась, вместо жаркого солнца и +30С пошел дождь, а температура резко упала до +15С. Кроме того, была перекрыта трасса, и нам пришлось ехать в объезд через какие-то деревни, что в темноте под дождем, в чужой стране, не очень-то приятно. Мы боялись опоздать, потому что должны были приехать в отель не позже какого-то определенного времени, но, к счастью, успели. Устали, замерзли и сразу легли спать, ведь на следующий день нам предстояло доехать до Канн, побывав за несколько часов в пяти странах.
“Детям больше не хочется отдыхать с родителями в пансионатах, играть в крикет и учиться фокстроту. Путешествовать по Европе — вот что надо детям. Двадцать две страны за три дня.” © Грязные танцы.
Автобан был перекрыт в 15 километрах от отеля и мы съехали по указателям объезда в какую-то довольно крупную деревню. В деревне знаки объезда закончились, а навигатор упорно хотел вернуться на шоссе даже при указании промежуточной точки на сельской дороге неподалеку. В итоге на одной из улиц мы увидели хвост пробки, состоящей, в основном, из грузовиков, и встали в нее. Предположение оправдалось — это была пробка из съехавших с шоссе машин. Следуя в ее хвосте мы начали двигаться в правильном направлении и вскоре вернулись к трассе в том месте, где перекрытия уже не было.