Наш отель в Бельгии не предоставлял завтрак, и по плану мы должны были купить еду накануне в Брюгге, чтобы позавтракать самостоятельно. Но вспомнили мы об этом слишком поздно, когда все приличные магазины уже закрылись. Было решено доехать до Гента и позавтракать там в одной из кофеен. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что в половину одиннадцатого в Генте ещё всё закрыто, и почти все кофейни открываются лишь в полдень, а то и вечером! Честно говоря, при написании отчёта мы так и не вспомнили, как нам удалось решить вопрос с завтраком, но помню, что плутали по улицам мы долго.
Первой достопримечательностью Гента для нас стал дворец Hotel d'Hane-Steenhuyse, построенный в 1773 году. В 1814 году здесь гостил император Александр I, а звёздным часом дворца стало пребывание в нём в 1815 году короля Людовика XVIII, изгнанного из Франции во время «100 дней» Наполеона. В честь этого события в здании даже разместили музей «100 дней» в 1949 году, но он не пользовался успехом. Сейчас здесь частично восстановлены интерьеры, по информации из различных источников дворец можно посетить, но во время нашего визита он был на реконструкции.
Как обычно, при подготовке к путешествию мы заблаговременно нашли информацию об основных достопримечательностях города в интернете. У кого-то в отчёте мы видели, что рядом с дворцом есть красивый фламандский оперный театр, но, к сожалению, сколько мы ни искали и ни опрашивали прохожих, театр нам найти не удалось.
Побродив немного по близлежащим улицам, мы вышли на набережную к замку Джеральда Дьявола. О том, почему его первый владелец, живший в XIII веке, получил такое прозвище, ходят три легенды. Первая рассказывает, что Джеральд убил всех пятерых своих жён и стал прообразом Синей Бороды. Вторая говорит, что Джеральд убил лишь одну жену, которая родила ему чересчур смуглого сына. Ну а третья гласит, что Джеральд просто сам был смуглым и никаких злодеяний не совершал, а наоборот был человеком набожным.
От замка мы прошли к одной из главных достопримечательностей Гента — собору святого Баво, или Бавона, как его имя чаще всего переводят на русский язык. Для удобства я буду пользоваться вторым вариантом. Бавон — святой, живший в VII веке, он считается покровителем Гента, а также всей Бельгии и нидерландского города Харлем.
Датой постройки собора считается 1569 год, и он сразу же стал кафедральным собором епархии Гента. В предыдущей главе я уже упоминала, что алтарь собора, который также называют Гентским, создал художник Ян ван Эйк. На самом деле, это не совсем так — Ян закончил работу своего менее известного брата Губерта. В 2012 году было принято решение начать масштабную реставрацию алтаря, которая продлится как минимум до 2024 года. Чтобы не закрывать доступ к шедевру, процесс организовали таким образом, что панели реставрируются не все сразу, а по очереди, причём на время работ снятая оригинальная панель заменяется на копию. Впрочем, во время нашего визита одна из нижних створок была заменена на простое зеркало.
Алтарь расположен в небольшой капелле, вход в которую стоит 4 евро, при этом посетить основную часть церкви посетители могут бесплатно. Мы подошли к кассе в 11:45, и оказалось, что это идеальное время для осмотра — ровно в 12:00 панели триптиха закрывают на один час, и поэтому мы смогли увидеть живопись и на наружных, и на внутренних панелях. Раньше прихожане церкви видели только закрытый алтарь — открывали его лишь по воскресеньям и праздникам. Фотографировать в капелле нельзя, но никого вокруг это не смущало, поэтому мы тоже сделали один кадр для этого отчёта. Ознакомиться с актуальным расписанием и приобрести билеты заранее можно на официальном сайте Бавонского собора
www.sintbaafskathedraal.be.
Рядом с собором святого Бавона располагается здание Королевского голландского театра, построенное в 1899 году. У него нет какой-то особенной истории, просто оно очень симпатичное и стоит задержаться на пару минут, чтобы его рассмотреть поподробнее.
На той же площади находится беффруа Гента, построенная в 1380 году. В прошлой главе я рассказывала о такой же башне в Брюгге и о том, что мы пришли слишком поздно, чтобы в неё попасть. Но в Генте нам уже ничего не помешало, и мы смело устремились на 91 метр вверх. Оказалось, что здесь для подъёма хорошей физической подготовки не требуется: подняться нужно лишь на 45 ступеней до первого уровня, а дальше есть лифт.
На первом уровне показывают фильм о том, как отливают колокола. В Бельгии, как и в других странах, их изготавливали способом так называемой медленной формовки — точно так же, как делали в те времена пушки. В нашем рассказе о
Петрозаводске есть фотография, на которой видны различные стадии изготовления модели, которая использовалась для создания литейной формы. Подробнее об этой технологии можно почитать, например,
здесь.
На втором этаже башни выставлен самый главный исторический колокол башни — Роланд, появившийся здесь в 1325 году. Колокола башни изначально служили только религиозным целям, но постепенно стали регулировать и повседневную жизнь города. А в XVII веке здесь появился карильон, в состав которого сейчас входит 54 колокола. Про него на третьем этаже показывают фильм, причём здесь же можно посмотреть на настоящий механизм в действии — его работа очень завораживает.
На этом барабане «записаны» мелодии, которые карильон проигрывает на колоколах автоматически, без участия человека
С третьего уровня можно выйти на балкончик, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета. Оказавшись на улице, мы поняли, что очень вовремя пошли в башню — в это время пошёл дождь, который как раз закончился, когда мы оказались внизу.
Спустившись, мы нашли дом гильдии каменщиков XV века с пляшущими человечками на фронтоне. Фигурки исполняют популярный средневековый танец "моррис", пришедший в Европу из Англии.
Затем мы посмотрели на церковь Святого Николая, почти такую же огромную, как и собор Святого Бавона. Покровитель церкви выбран не случайно, Святой Николай — защитник торговцев, а деньги на строительство церкви город выручил при продаже зерна ещё в XIII веке, поэтому он и стал её покровителем. Мы хотели зайти внутрь, но церковь оказалась закрыта на реконструкцию, которая должна была завершиться ещё за год до нашего приезда. Так что удалось посмотреть на интерьер лишь из стеклянных дверей.
Следующей достопримечательностью на нашем пути стала городская ратуша 1484 года постройки. Здание неоднократно достраивали и перестраивали, именно поэтому здесь можно увидеть смешение стольких архитектурных стилей. Тут по-прежнему регулярно заседает городской парламент, но, когда зал для совещаний свободен, в ратушу можно попасть на экскурсию.
Неподалёку от ратуши есть ещё одна древняя церковь — Святого Иакова. Её архитектура датируется XII веком. У церкви непростая история, её много раз грабили и разоряли, она подверглась многочисленным реквизициям и конфискациям имущества.
Затем мы вышли на самую старую площадь Гента — Пятничную. В прежние времена здесь совершались коронации, устраивались праздники, но также проходили и восстания и казни. В центре площади стоит памятник политику и лидеру оппозиции Якобу ван Артевельде, поднявшему восстание против Франции в 1337 году. На этой же площади
находится знаменитая пивная Безумная Грета (Dulle Griet). Откуда взялось такое название, будет понятно чуть ниже. Мы непременно хотели здесь пообедать, но заведение оказалось закрыто до 16:30, и мы двинулись дальше.
В углу площади расположена башня Het Toreken, построенная в 1450 году в качестве торговой. Спустя всего тридцать лет её перестроили как сторожевую. На башне есть рыночный колокол, оповещающий об открытии рынка на Пятничной площади — колокол долго отсутствовал, но был снова возвращён сюда в 1980-х годах.
Готовясь к поездке, я «прогуливалась» по Генту в режиме просмотра улиц на картах Гугл и наткнулась на симпатичную улицу
Baudelostraat. На ней нет никаких известных достопримечательностей, но зато есть множество интересных старинных зданий, и мы решили пройтись и посмотреть их вживую.
А вот следующее посещенное нами место, напротив, очень знаменито. Это бомбарда Безумная Грета, изготовленная в 1435 году и названная в честь персонажа голландского фольклора — «бой-бабы, сходящей в ад и учиняющей там скандал». Орудие использовалось в бою лишь однажды во время осады гентским войском города Уденар в Восточной Фландрии в 1450-х годах. Это самая крупная уцелевшая европейская бомбарда ковано-сварной конструкции, но далеко не самая большая из когда-либо сделанных.
От Безумной Греты мы направились к дому Алейна. Здесь стоит обязательно зайти во внутренний дворик, так как снаружи здание не представляет особенного интереса. Дом Алейна — это единственная богадельня, которая сохранилась в Генте, она существует здесь с 1363 года.
Помимо классических достопримечательностей вроде церквей и ратушей, в Генте есть и кое-что экстравагантное — например, писающие скульптуры. До 2014 года их было всего две: одна в доме Алейна, а другая — на карнизе над гриль-рестораном, и обе — мальчики. В 2014 году было решено создать две новые статуи, на этот раз девушек. Их зовут Лена и Луна, и они скопированы с настоящих близнецов. В городе даже есть специальная организация, которая занимается этими памятниками! Вот что говорит её председатель: «Новые статуи могут быть подключены к водопроводу, что означает, что у нас в Генте впервые появились статуи, которые действительно могут мочиться. Осталось выяснить, требуется ли разрешение. Почти каждая группа туристов уже ориентируется по писающим мальчикам. Мы рассчитываем на то, что две девушки будут притягивать ещё больше внимания».
От писающих скульптур мы вновь вернулись к средневековью, решив посетить замок графов Фландрии, Гравенстен. Это поразительное сооружение стоит прямо в центре города, что привело нас в восторг. Более того, это единственный средневековый замок во Фландрии, а его оборонительная система сохранилась практически нетронутой до настоящего времени.
Гравенстен в том виде, в каком он предстаёт перед глазами туристов, был построен в 1180 году. Это и сейчас-то огромное и мощное сооружение, а в те времена оно было символом могущества графов Фландрии, которые использовали его как свою резиденцию. В XIV веке, однако же, правление перешло к графу Людовику II Мальскому, которому Гент попытался навязать английский брак. Людовик хотел жениться на голландке, поэтому попросту сбежал из Гента. Тогда-то Гравенстен и перестал выполнять функцию резиденции, но сохранил свое административное значение в графстве Фландрия.
Долгое время тут заседал Совет Фландрии, здесь же держали в каменных камерах преступников. Все это длилось вплоть до 1778 года, когда Гравенстен начали распродавать предпринимателям. Так с 1807 года главную башню замка стали использовать в качестве текстильной фабрики, а остальные постройки заняли её рабочие со своими семьями. В результате замок пришел в удручающее состояние.
В конце XIX века местная знать и городской совет всё же выкупили замок обратно из частных рук и отреставрировали. Гравенстен вновь стал выглядеть так же, каким он был в 1180 году, хотя некоторые добавленные в процессе работ детали, например, плоские крыши, не были типичны для средневековых построек. Несмотря на проведённую реставрацию, власти не уделяли должного внимания поддержанию замка в надлежащем состоянии, и вскоре он снова пришел в упадок. Лишь в 1980 году, когда Гравенстен отмечал своё 800-летие, замок решили вновь привести в порядок. В последнее время городской совет Гента прилагает много усилий, чтобы завлекать туристов, и у них это неплохо получается.
Вход в замок стоит 10 евро. В эту стоимость входит аудиогид, но на русском языке его не было, и поэтому мы взяли на английском. Обычно англоязычные аудиогиды для туристов описывают обстановку и историю достаточно простыми словами и фразами, но в данном случае в рассказе использовались довольно сложные конструкции. Приходилось вслушиваться, чтобы не упустить нить повествования. Тем не менее, без аудиогида гулять было бы неинтересно: интерьеры замка не сохранились и внутри можно наблюдать лишь голые стены, которые оживают только под звуки средневековой музыки и истории, звучащие в наушниках. Эта экскурсия длится полтора-два часа и создаёт отличный эффект «погружения».
То, что позиционируется как «музей пыток, в который власти Гента вложили значимую сумму», на самом деле, всего лишь экспозиция из нескольких приспособлений. Нет даже табличек, поясняющих название орудий и способы их применения. Аудиогид же лишь предлагает «включить фантазию и представить, для чего это могло применяться». В общем, на мой взгляд, сформировавшийся после посещения нескольких музеев пыток в разных странах, лучшее такое заведение — у нас в Санкт-Петербурге, если брать там экскурсию, а не ходить самостоятельно.
Гуляя по Гравенстену, мы видели две детские группы. Похоже, что это был своеобразный урок истории. В одной группе дети ходили по замку с листочками с какими-то заданиями. В другой все были разодеты в исторические костюмы, включая учительницу. Они переходили по каменным помещениям и устраивались прямо на полу, слушая рассказы и отвечая на вопросы. Серёжа сказал, что и он бы не отказался надеть костюм и присоединиться к ребятам.
Выйдя из замка, мы решили прогуляться по прилегающему кварталу Патерсхол, про который я читала, что это красивейшее место, «сердце средневекового Гента» и ещё много громких слов. На деле же стоит пройтись лишь вокруг замка по ближайшим улочкам, за ними же нет ничего особенного.
Далее мы направились к зданию бывшего Рыбного рынка. Вход в него выполнен в виде монументальных каменных ворот, украшенных скульптурами морских божеств. Несмотря на название и соотвествующий ему декор здания, здесь продавали не только рыбу, но также овощи и мясо. Однако к началу XX века рынок потерял свою актуальность, и его закрыли. Сегодня здесь размещается большой недешевый ресторан, где можно попробовать рыбные блюда местной кухни.
Мы же, как я уже писала, были настроены пообедать в Безумной Грете. Вернувшись на Рыночную площадь, мы обнаружили, что на часах только 16:20. Курившая рядом официантка отказалась пускать нас до 16:30, и мы зашли в соседний кондитерский магазинчик
Leonidas, где накупили бельгийского шоколада и специфических гентских сладостей — кубердонов, или гентских носиков. Нам они понравились, но, кроме как в Бельгии, такое лакомство нигде не купишь — их срок годности всего три недели, потом начинка уплотняется и твердеет, поэтому их не готовят на экспорт.
Наконец, мы попали в Безумную Грету. Каково же было наше разочарование, когда мы выяснили, что в этом заведении вообще нет кухни! Это чисто пивная с огромным выбором пива и несколькими простыми закусками. Мы же были голодными и решили найти другое место. Было очень обидно. Почему-то никто из наших знакомых, бывавших здесь, не сообщил нам эту маленькую деталь.
Мы отправились дальше по нашей культурной программе. Нас ждал действующий монастырь августинских отцов. Я очень хотела посмотреть на скульптуру под названием Ангел Очищения, изображающую ангела в противогазе, но мы её не нашли. На всякий случай мы заглянули и в соседнюю церковь, но и там не было ничего подобного. Уже вернувшись в отель, я нашла информацию, что скульптуру перевезли в другое место незадолго до нашего визита.
Немного расстроившись, мы пошли к мосту Императорских Развлечений, статуи на котором иллюстрируют сценки из жизни Карла V в Генте. На самом деле мост не предствляет из себя ничего особенного. Если вы не располагаете временем и желанием прогуляться, сюда можно специально не ходить.
Главное, чем запомнился Карл V, — это так называемый "босой марш" 1539 года, когда горожане взбунтовались против очередного увеличения налогов, шедших на военные кампании короля. Карл V же под угрозой казни обязал бунтарей, среди которых была и знать, пройти мимо графского дворца в рубище, босиком и с висельной петлей не шее — немыслимое унижение для аристократии. Чуть дальше на набережной установлена статуя с петлей в память об этом событии, которая за спиной показывает фигу.
В этом же районе мы посмотрели на Работ – древнюю плотину, которая выглядит как гигантский каменный мост. В Генте была необычная оборонительная система с многочисленными шлюзами. Можно было за короткое время затопить всю прилегающую к городу территорию, чтобы враг не смог подойти слишком близко. Впоследствии стену разобрали за ненадобностью, а Работ оставили в качестве памятника. В нём сначала оборудовали пороховой склад, а затем стали сдавать под питейные заведения. Сейчас же историческую постройку используют для проведения различных культурных мероприятий, выставок и семинаров.
А вообще, Работ дал название целому кварталу, в котором мы гуляли в поисках кафе, потому что так и не пообедали из-за недоразумения с Безумной Гретой. К сожалению, кафе здесь не оказалось. Район совсем нетуристический, народа тут нет, поэтому и кафе устраивать невыгодно. Вообще, в Генте было на удивление немного туристов — никаких толп, свойственных средневековым городам. Зато парковка
Interparking Gent South, в отличие от Брюгге, стоила целых 16 евро в день.
Пообедали мы, в итоге, на набережной Граслей в совсем новой и никому на тот момент неизвестной бургерной
Manhattn's Burgers. В отличие от соседних заведений, здесь совсем не было посетителей, хотя бургерная занимает огромную площадь. Нас это немного напрягло, но ребята сказали, что они только что открылись, и было видно, что они очень хотят, чтобы мы зашли. Мы решили рискнуть и не прогадали. Нам все понравилось, и мы отлично поели за 40 евро на двоих в самом центре города. Единственное, что смутило, — это туалеты. Унитазы стоят за прозрачным, по большей части, стеклом, и посетители видят все, что происходит внутри кабинки. Не понимаю такую концепцию. К счастью, одна кабинка с матовым стеклом все же нашлась, и я предпочла воспользоваться ею.
Напротив Граслей находится ёще одна красивая набережная — Коренлей. Район, где находятся обе эти улицы, считается самой старой частью Гента. С XI века здесь были причалы для торговых судов, которые доставляли зерно. В XVIII-XIX веках многие здания были перестроены под таверны и рестораны, а ко Всемирной выставке 1913 года некоторые исторические постройки реконструировали до неузнаваемости.
Набережные соединены мостом Святого Михаила, с которого открываются прекрасные виды как на обе улицы, так и на средневековые башни Гента. Стоя на мосту, можно даже забыть на какое-то время, что находишься в современном городе. Как прекрасно, что такие места ещё сохранились!
Рядом с мостом находится одноименная церковь, которую строили в течение четырёх веков, начиная с 1440 года. Она открыта только с 14 до 17 часов, поэтому мы её посетить не успели, хотя, говорят, что её интерьер красив и необычен: красный кирпич контрастирует с белым известняком.
Достопримечательности центрального Гента закончились, но было ещё не очень поздно, поэтому мы решили прогуляться в южную часть города, чтобы посмотреть церковь Богоматери и Святого Петра, построенную в XVII веке в римском стиле. В ней нет ничего особенного, и специально идти сюда стоит, если только у вас осталось свободное время, как в нашем случае.
В этом же районе расположены казармы Леопольда — сооружения начала XX века. Сейчас здесь находится Высший институт изобразительных искусств, а раньше казармы использовали по назначению: здесь размещались около полутора тысяч солдат. Мы прочитали, что с 2019 года была запланирована перестройка этих сооружений. К 2023 собираются создать отель, около сотни жилых домов, службу по уходу за детьми и парк.
На этом наша прогулка по Генту подошла к концу. Мы остались чрезвычайно довольны городом и однозначно рекомендуем его к посещению (
здесь можно скопировать к себе электронную карту достопримечательностей). Это очень душевное место, пронизанное атмосферой средневековья.