Несмотря на то, что все предыдущие дни поездки были очень насыщенными, мы не сдавались и решили, что хотим посмотреть как можно больше разных мест. Наверное, это связано с тем, что до посещения Бенилюкса мы давно не были в Европе и хотели максимально насытиться её архитектурой. Так, мы запланировали целых три места на этот день: аббатство Виллер-ла-Виль, бельгийский городок Динан и Могилу Гиганта в Арденнах.
В
Виллер-ла-Виль мы приехали к 12 часам дня, заплатили 10,5 евро за билет с англоязычным аудиогидом и отправились на прогулку, которая началась с небольшой экспозиции, посвященной истории аббатства. Здесь мы увидели его макет и немного познакомились с жизнью монахов цистерцианского ордена, которые обитали тут почти тысячу лет назад.
Аббатство, занимающее сейчас площадь более 36 гектаров, было основано семнадцатью монахами в 1146 году. Говорят, что община сначала поселилась примерно в километре к югу от нынешних руин. Но место было слишком засушливо, и голодные и обескураженные монахи уже хотели его покинуть, когда к ним прибыл Святой Бернард, французский монах из того же ордена. Хроника аббатства рассказывает, что, тронутый тяжёлым положением монахов, он показал им место ниже в долине, где протекает речка и есть каменоломни и лес, пригодный для строительства.
Сегодня от аббатства остались лишь величественные руины. В XII веке это был довольно скромный монастырь, но он постоянно расширялся, и к XIII веку, в период своего расцвета, община состояла из 400 монахов и владела почти 10 тысячами гектарами земли, простираясь вплоть до Антверпена.
Тогда же была заложена церковь — самая крупная постройка монастыря. Её начинали строить в романском стиле, но довольно быстро переключились на готический. Это самое первое здание на территории современной Бельгии, построенное в стиле готики. Высота его сводов составляет 23 метра. Даже сейчас развалины церкви производят колоссальное впечатление, человек буквально теряется на их фоне.
К сожалению, аббатство не обеспечивало монахам безопасность, и они несколько раз были вынуждены покидать свои жилища. За время их отсутствия оно ветшало и разрушалось, для восстановления затем использовали кирпич. Такие кирпичные вкрапления видны и по сей день. Череда этих благополучных и неспокойных периодов длилась вплоть до XVII века. В XVIII веке аббатство вновь достигло расцвета. Фасады церкви и кладбище восстановили, построили новые здания, посадили сады. Аббатство разделили на три отдельных участка: монастырские постройки, ферма на холме, и пруды с мельницей.
Французская революция 1789 года изменила привычный уклад. Монахов прогнали, аббатство разграбили и продали по частям купцам. За постройками никто не следил, и вскоре они пришли в упадок. Бывшее аббатство вновь привлекло внимание лишь после 1855 года благодаря открытию здесь железнодорожной станции. Руины стали легко досягаемы из Брюсселя, что положило начало потоку туристов.
О том, что сюда приезжало много народа, можно судить по многочисленным граффити, оставленным посетителями. Говорят, что одно из них сделал Виктор Гюго, но мы его не нашли. В любом случае несомненно, что он бывал здесь несколько раз и даже описал руины аббатства в своем романе «Отверженные».
Несмотря на поток туристов, никто не заботился о поддержании руин в безопасном состоянии. Аббатство продолжало разрушаться вплоть до 1892 года, пока власти Бельгии не начали его крупную реконструкцию. Эта первая реставрационная кампания сопровождалась жаркими дебатами между сторонниками консервации развалин и восстановления утраченных средневековых элементов.
Однако реконструкцию прервала Первая мировая война, после которой в работах наступило долгое затишье. Лишь в 1984 году на аббатство вновь обратили внимание и снова принялись за работу, которая с переменным успехом продолжается и по сей день. Некоторые здания все ещё помечены табличками, которые призывают соблюдать осторожность и не заходить внутрь.
Сейчас аббатство посещают около ста тысяч туристов в год. Это довольно мало, если сравнивать с наиболее знаменитыми достопримечательностями Европы. Мы долгое время гуляли по территории практически одни, пока сюда не приехала огромная группа школьников. Сложно сказать, из какой страны они были, из Бельгии или же из Франции, потому что говорили все на французском. Сначала они ходили все вместе, слушая учительницу, а затем их поделили на группы по 4-5 человек и устроили квест. Они носились по территории с картинками в руках, выполняя какие-то задания. Говорят, что подобные развлечения устраивают здесь и для взрослых.
Погуляв по аббатству около полутора часов, мы отправились в город
Динан. Во Франции тоже есть известный город с одноименным названием, но мы побывали в бельгийском. В Динане мы оказались около половины четвертого, уже очень голодные, и долго не могли найти, где пообедать. Большинство заведений здесь чисто питейные, другие были закрыты, кое-где было слишком дорого.
Наконец, в центре мы увидели симпатичное кафе
Leffe с террасой и видом на набережную, где блюда стоили приемлемо на фоне остальных мест — около 20 евро за горячее. Там мы и расположились. Нас удивило, что официантка хорошо говорила по-русски: кажется, это не очень популярный городок, чтобы владеть разными языками. Но потом мы заметили, что хоть и в Динане немного туристов, но большинство из них почему-то именно русские.
Кафе находится прямо рядом с собором Богоматери Динана, построенным в XIII веке. До него здесь была другая церковь, разрушенная огромным валуном, скатившимся со скалы, под которой она располагалась. Тогда погибло 26 человек. Новое здание, несмотря на все опасности, возвели на том же живописном месте. В южной части собора находится один из самых больших витражей Европы, он был изготовлен в Генте. Несмотря на огромное количество виденных нами витражей, этому удалось нас поразить.
Заглянув в церковь, мы перешли речку по мосту Шарля де Голля, чтобы увидеть классическую панораму Динана. В городке есть и памятник этому французскому президенту — здесь он, ещё будучи лейтенантом, получил ранение в самом начале Первой Мировой войны.
Честно говоря, многие советовали нам посетить Динан только ради этой панорамы, не упоминая, что в городе много других интересных мест. Во всех отчётах было сказано что-то вроде: «Мы приехали, погуляли по набережной и уехали». Поэтому мы и заложили в наших планах полтора-два часа, чтобы прогуляться и пообедать. Это было нашей ошибкой, потому что в Динане есть на что посмотреть, если заранее подготовиться и почитать о его достопримечательностях. Вполне можно было бы провести здесь с интересом пять-шесть часов. А если знать о том, что Динан — один из старейших городов Бельгии, то увиденное и вовсе заиграет другими красками.
Вернувшись обратно в восточную часть города, мы посмотрели памятник саксофону. Вообще, в городе полно различных саксофонов — и на картинках, и в виде статуй и фигур. Сначала нам было непонятно, с чем это связано, и мы решили, что, наверное, здесь проходил какой-то музыкальный фестиваль. Однако же оказалось, что Адольф Сакс, изобретатель саксофона, родился в Динане, чем его жители невероятно гордятся.
Ещё один саксофон стоит возле здания мэрии Динана, построенного в 1926 году. Двери ратуши были открыты, и я уговорила Серёжу заглянуть внутрь. Почувствовав себя злодеями, которые лезут куда нельзя, мы зашли в здание и увидели множество картин и скульптур. Вполне возможно, что вход сюда на самом деле свободный.
Собственно, это всё, что мы успели посмотреть. Очень жаль, что мы были так плохо подготовлены и не удосужились заранее почитать о Динане. В итоге цитадель на горе, дом Сакса, старые ворота XVII века и музей пива в аббатстве Leffe прошли мимо нас. Как говорится, доверяй, но проверяй. Это хороший урок нам на будущее, что нельзя слепо следовать советам других путешественников. Кому-то достаточен вид с одного ракурса на церковь и скалу, а мы любим всё смотреть максимально подробно.
Выезжая из города, мы проехали мимо скалы Баярд. Она образовалась в XVII веке, когда король Франции Людовик XIV вышел с походом на Динан и взорвал гору, чтобы обеспечить проход войскам. Несмотря на то, что эта история доподлинно известна, жители всё же сложили легенду, что скала отделилась под ударом копыта гигантского коня Баярда, когда он перепрыгивал через реку.
По дороге в отель мы вновь проезжали рапсовые поля. Вспомнив, что такая желанная фотография на тюльпановых полях Голландии не очень удалась, я решила восполнить это фотографией в рапсе. Фон, конечно, подкачал. Придется ехать в Бенилюкс еще раз :)
Чтобы как-то разнообразить наш путь, мы решили проехать через Арденны — горы и леса на стыке Бельгии, Франции, Германии и Люксембурга. Здесь на рубеже 1944 и 1945 года проходила так называемая Арденнская операция — наступление немецких войск на англо-американские вооруженные силы. Гитлер рассчитывал в случае успеха заключить сепаратный мир с США и Великобританией, однако ему удалось лишь сдержать силы союзников чуть больше, чем на месяц.
В Арденнах есть очень красивое место, которое называется Могила Гиганта — Le Tombeau du Géant. Мы заехали сюда просто полюбоваться видом, но от
смотровой площадки также начинаются трекинговые маршруты протяженностью от одного до трёх с половиной километров. Говорят, что они довольно красивы и часть из них легко проходится даже с детьми дошкольного возраста.
Мы приехали к Могиле Гиганта уже к восьми вечера, и здесь совсем никого не было. Возможно, днём или в выходные здесь много народа, потому что мы увидели множество лавочек и кафе, которое было закрыто.
За проволочным ограждением паслись коровы. Я захотела сфотографировать их поближе, но проволока неожиданно оказалась под током. Не смертельно, но очень неприятно. Видимо, сработала сигнализация, потому что через несколько минут показалась машина. Мужчина вышел, проверил, что ничего не произошло, и уехал обратно.
На этом наши приключения закончились, и мы спокойно доехали по живописным горным дорогам до гостевого дома
Im Goldenen Grund на западной границе Германии, где остановились, чтобы утром отправиться в замок Вианден и далее в город Люксембург.
Кстати, по пути в аббатство Виллер-ла-Виль мы проехали мимо знаменитого поля битвы при Ватерлоо, которое с дороги можно безошибочно узнать по монументу в виде горы, увенчанной статуей льва. Останавливаться не стали, так как день из без того был плотно распланирован — заедем в следующий раз.