Первую половину нашего последнего дня в Париже мы посвятили Монмартру, самой высокой точке французской столицы, известной многим по фильму “Амели”. Помните место, где герой сначала бежал по уходящим к вершине холма ступенькам, а потом мчался вниз, чтобы встретиться с Амели? Вот это как раз здесь. Но мы не стали повторять его путь и воспользовались фуникулером, который стоит столько же, сколько поездка в метро — если у вас есть билет на метро, тут можно воспользоваться им же.
Фуникулер расположен слева от главной лестницы, а на столбах по пути от метро на него указывают таблички со стрелками.Монмартр начинается со смотровой площадки. В хорошую погоду с нее виден весь Париж!
Необычная энергетика и атмосфера Монмартра чувствуется уже тут. На ступеньках сидит и болтает молодежь, устраивают концерты и чувствуется, как бурлит и кипит здесь городская жизнь.
Один из символов Монмартра — потрясающая базилика Сакре-Кёр, или базилика Святого Сердца. Это одна из самых красивых и декорированных церквей, которые я когда-либо видела, хотя знатоки архитектуры с таким мнением не согласны. Многие считают ее непропорциональной за счет яйцевидных куполов, и усматривают фаллический символ в колокольне.
Базилика была построена в период с 1875 по 1923 годы в память о жертвах франко-прусской войны, той самой, в результате которой Франция потеряла Эльзас, а Северо-Германский союз объединился в мощную Германскую империю. Сложность при строительстве заключалась в том, что холм был изрыт карьерами по добыче гипса, и для того чтобы обеспечить устойчивость такого грандиозного сооружения, было вырыто 83 шахты фундамента, каждая из которых уходила в глубь горы на 33 метра. В качестве строительного материала выбрали специальный известняк, имеющий свойство отбеливаться при соприкосновении с водой, поэтому базилика имеет праздничный вид. Именно ей, кстати, принадлежит самый большой колокол Франции — весом в 19 тонн.
Погуляв вокруг базилики, мы направились в сердце Монмартра, по пути осматривая его колоритные улочки и радующие глаз кафе и кабаре.
А еще нашли магазин-галерею с вазами и зверюшками ручной работы, возле которой Сережа фотографировался в свою прошлую поездку в 2013 году. Решили сделать мне такую же фотографию
А вот и я в 2013-м:На Монмартре много достопримечательностей по типу “такой-то художник рисовал этот дом” или “такой-то писатель упомянул это кафе”. Вот, например, розовый дом, который любил изображать на своих полотнах художник Морис Утрилло — это имя мне ни о чем не говорит, зато дом симпатичный.
Вообще, на Монмартр стоит прийти, чтобы прочувствовать истинно парижскую атмосферу, какую показывают нам в фильмах и о которой многие любят читать “под пледом с чашечкой какао”. Мощеные улочки, маленькие домишки, уютные дворы — за всем этим надо приезжать именно сюда, а не в центр Парижа на остров Сите и не на Марсово поле с Эйфелевой башней.
На одной из небольших площадей мы нашли так понравившийся Сереже бюст Далиды, знаменитой французской певицы итальянского происхождения, которая жила в этом квартале Монмартра долгое время.
Немного передохнуть мы решили в сквере Сюзан Бюиссон, названном в честь героини французского Сопротивления, воевавшей против гитлеровского режима. Это место переносит нас в куда более древние времена и связано с одним из самых почитаемых во Франции святых — святым Денисом. Отправившись проповедовать в Галлию, он был арестован римскими властями, не согласными с его верой. После пыток ему отрубили голову, но св. Денис погиб не сразу, а поднял свою голову и, держа перед собой, прошел несколько километров и упал замертво. И вот на том самом месте, где ему отрубили голову, теперь стоит его статуя.
Прочитав эту душещипательную историю, мы пошли искать скульптуру “Проходящий сквозь стены”, изображающую персонажа рассказа Марселя Эме “Человек, проходивший сквозь стены”. Однажды, возвращаясь от своей возлюбленной, которую ревнивый муж запирал на несколько замков, главный герой внезапно потерял свой дар и оказался замурованным в стене навечно.
Оказалось, что в стене замурован не только человек, но и чья-то попа. К чему — не знаю. Есть версии, что она принадлежит той самой возлюбленной, или же возлюбленной скульптора, а где-то написано, что ее приделали позже. Находящаяся рядом женская грудь точно недавно появилась, в отчетах за 2012 год я ее не встречала.
Пройдя дальше, мы увидели мельницу, которая стоит здесь уже несколько столетий. Когда-то таких мельниц на Монмартре было более тридцати, но сейчас сохранилось всего две. Одна установлена в 1717 году, в ней сейчас находится ресторан.
Не могу не продолжить делиться фотографиями обычных монмартрских улочек и разных мелочей, встретившихся нам по пути.
Потихоньку мы дошли до художественных мастерских, на месте которых раньше было знаменитое общежитие Бато-Лавуар. Здесь, в основном, обитали художники, а условия проживания были ужасными — вода в единственном кране, отсутствие электричества, газа и даже ключей — запирать комнату было бессмысленно, поскольку взять из них было нечего. Плата за проживание была ничтожно мала, что привлекало сюда все новые и новые таланты. Например, здесь несколько лет жили Пикассо и Модильяни.
Спустившись на площадь Настоятельниц, мы увидели более крупную достопримечательность Монмартра, чем большинство предыдущих, — церковь Иоанна Евангелиста. Она, кстати, была первой в Париже, возведенной из железобетона и отделанной красным кирпичом. Нам удалось услышать, как девушка-сопрано то ли брала урок, то ли спевалась с органистом — несколько раз она спела одну и ту же церковную мелодию. Было очень красиво. Акустика потрясающая.
Книжный маршрут на этом почему-то заканчивался, не захватывая знаменитое кабаре «Мулен руж», куда мы и направились дальше. Название кабаре дала деревянная мельница, красный цвет ее крыльев намекал на район красных фонарей. Главная достопримечательность «Мулен руж» с самого его основания — это, конечно, знаменитый канкан. А еще в этом заведении впервые за всю историю танцовщица разделась догола. Так с 1893 года ведет свою историю стриптиз. В послевоенные годы на сцене был сооружен гигантский аквариум, в котором плавали голые танцовщицы. В шоу «Феерия» девушка плавает в этом аквариуме с настоящими змеями. Мы зашли посмотреть расценки ради интереса — билет на человека стоит в районе 100 евро.
Пообедали мы прямо напротив, в неплохом заведении американского типа, специализирующемся на стейках. Кстати, обратите внимание на Сережину футболку — мы ее купили в Арле, том самом городе, где до сих пор проводят корриды. Бык говорит тост: «Cвободу!»
Какую еще знаковую достопримечательность Парижа мы не видели? Правильно, Лувр. Туда мы и отправились после обеда.
В основе Лувра лежит замок-крепость, возведенный в 1190 году. Многое впоследствие было перестроено по желанию Людовика XIV, который увеличил дворец в четыре раза с целью увековечить себя в истории и внушить уважение современникам. В принципе, у него это получилось.
Пройдя через Квадратный двор, мы увидели перед собой огромную стеклянную пирамиду высотой чуть более 21 метра, которая, на мой взгляд, вообще не вписывается в окружающую ее картину. Пирамида была построена всего три десятка лет назад и подверглась яростной критике со стороны специалистов. Конечно, строили ее не просто так, а с определенной целью — перестроить музей, увеличив его пропускную способность, ведь Пирамида, вообще говоря, представляет собой вход в Лувр. Архитекторы говорят, что мы должны воспринимать ее как “выросшее, пробившееся из-под земли архитектурное завершение новых помещений, ведь Пирамида — символ входа в подземное царство (помещения музея) и одновременно указатель в небеса (к высокому искусству)”. Но мне лично кажется, что эта металлостеклянная конструкция выглядит чужеродно и безвкусно на фоне изысканной архитектуры, ее окружающей. А наш путеводитель оправдывает Пирамиду, говоря: “Да, она мешает сфотографировать в лоб любой из центральных павильонов, но именно это и заставляет туриста-фотографа погулять по двору, повыискивать ракурсы, приглядеться к архитектуре. Попробуйте, и вы увидите, как вас заинтригует невозможность прямого прочтения произведения искусства”. Ну отлично вообще. А потом еще и добавляет, что в любом российском городе, пережившем советскую власть, найдутся примеры еще более неуважительного отношения современной архитектуры к исторической застройке. Но мне кажется, что это все равно, что равняться на голодных детей Африки: а вот у них еще хуже. Нет, по мне Пирамида Лувра — пример того, как делать не надо.
А мне пирамида нравится, неплохо разбавляет довольно однообразно оформленные фасады.Напоследок, для любителей “Кода да Винчи” — стекляшек в пирамиде не 666, как писал Ден Браун, а 673.
Пройдя чуть дальше, мы оказались на площади Карузель, главной достопримечательностью которой является триумфальная арка, построенная здесь по приказу Наполеона. Венчающая ее четверка коней — копия той, что была снята с собора Св. Марка в Венеции после падения Венецианской республики. После отречения Наполеона оригинальных лошадей пришлось вернуть. Повозкой правит символическая статуя Мира, а по бокам стоят фигуры Побед.
Кстати, тут необходимо упомянуть, что Париж строился на так называемых Больших осях. Почти все главные его достопримечательности оказались как будто нанизанными на эти линии, что хорошо прослеживается именно здесь — арка Карузель, обелиск на площади Согласия, Триумфальная арка за обелиском.
За аркой Карузель простирается сад Тюильри, украшенный многочисленными скульптурами. Здесь можно отдохнуть возле Круглого пруда или Восьмиугольного пруда, на террасах по краям сада или на лавочках на центральной аллее, которая и определила направление Большой градостроительной оси Парижа.
Позволю дополнить картину одной фотографией из моей поездки в 2013-м году:В начале 18 века предприимчивый лавочник стал сдавать в аренду стулья тем, кто решил сделать передышку во время променада. Традиция эта сохранилась и по сей день, но в несколько измененном виде, — стулья теперь бесплатны. Они специально сделаны тяжелыми, чтобы их было сложнее утащить, но в пределах сада перемещать их можно, куда душе угодно.
Выйдя из сада, мы попали на площадь Согласия, построенную в 1775 году. Считается, что это самая эффектная площадь в Париже. Не знаю — для меня весь Париж эффектен. Именно на этой площади во время революции в 1793 году была установлена знаменитая гильотина (в то время площадь, кстати, носила имя Революции, а не Согласия). Теперь никаких намеков на смертоубийство здесь нет. На площади высится обелиск, в 1829 году подаренный французскому правительству египетским вице-королем.
Слева от площади Согласия расположена церковь Мадлен, похожая на греко-римский храм. Пока она строилась, французское правительство чуть было не поменяло свои планы относительно этого здания — им взбрело в голову устроить в нем вокзал первой пассажирской железной дороги, соединявший Париж и Сен-Жермен. Однако планам не суждено было сбыться, и двери церкви открылись для прихожан в 1842 году. Сегодня это, наряду с собором Парижской Богоматери, самое престижное место в Париже для проведения свадеб.
Неподалеку от нее высится огромный купол церкви Успения Богоматери, сооруженной в 1676 году. Из-за этого купола церковь выглядит несколько непропорционально, кажется, что еще чуть-чуть, и он придавит собой небольшое здание.
Пройдя еще чуть дальше, мы оказались на Вандомской площади, на которой размещается Министерство юстиции. Под одним из его окон слева от центрального входа мы нашли эталон метра. В 1796-1797 годах, когда вводили метрическую систему мер, по распоряжению Конвента шестнадцать мраморных эталонов были вделаны в стены домов, чтобы помочь парижанам привыкнуть к новой единице измерения. До наших дней дожили всего четыре таких эталона.
Говорят, что на Вандомскую площадь можно попасть, только если идти сюда целенаправленно. Она скрыта от глаз и не расположена на туристических маршрутах. Это и видно, потому что площадь на удивление тихая и немноголюдная, несмотря на то, что немаленькая и достаточно красивая. На ней же, кстати, расположен знаменитый отель “Ритц”, но к сожалению в момент нашего посещения он был на реконструкции и рассмотреть его не представлялось возможным.
Мы вышли на улицу Мира, встретившую нас многочисленными бутиками, специализирующимися на ювелирных изделиях и дорогих часах.
А от нее мы прошли к зданию, которое запомнилось и понравилось мне больше всех остальных достопримечательностей Парижа, — к грандиозной Опера Гарнье. Расположение здания было выбрано не случайно — под него выделили специальный земельный участок, расположенный между широкими улицами, чтобы легче просматривалось открытое пространство вокруг будущего театра, поскольку император Наполеон III очень боялся покушения на свою жизнь, ведь одно такое уже случилось — в зале на улице Пелетье.
Архитектор Гарнье столкнулся со многими трудностями, в частности, выяснилось, что в этом месте грунтовые воды подходят к поверхности слишком близко. Пришлось специально строить бетонную водонепроницаемую перемычку под всем зданием, что послужило основанием легенде о подземном озере, над которым стоит здание. Эта легенда, в свою очередь, легла в основу сюжета “Призрака Оперы”.
Опера богато украшена росписями, позолотой и скульптурой. В работе над фасадом участвовали 14 живописцев и мозаичистов, а также 63 скульптора. К сожалению, мы не попали внутрь, но говорят, что интерьер не уступает внешнему убранству.
Около Оперы мы нашли торговый центр, а когда вышли из него, оказалось, что уже совсем стемнело.
Наш визит в Париж тоже подошел к концу и было очень грустно расставаться с этим необыкновенным городом. Как и многие, я ждала от Парижа чего-то другого, но совсем не разочаровалась. Пожалуй, я думала, что он будет весь такой, как Монмартр, с его мощеными улицами и симпатичными кафе на каждом шагу, в которых местные жители не спеша попивают кофе с круассанами. Ждала стильных парижанок, являющих собой воплощение хорошего вкуса. На деле же меня встретил город, кишащий туристами, с бесчисленным количеством достопримечательностей, с такой глубокой историей, с которой не ознакомишься за четыре дня. Конечно, времени, проведенного в Париже, мне не хватило — и это я еще еле уговорила Сережу выделить нам четыре дня, а не три. По-хорошему, сюда стоит приезжать дней на 7-8, чтобы неспеша пройтись по всем маршрутам, съездить хоть в один пригород — в тот же Версаль, например, и посетить кладбище Пер-Лашез, где похоронено множество знаменитостей. Можно было бы выделить день, чтобы съездить в Диснейленд или парк Астерикс и Обеликс. В общем, еще один город, в который надо обязательно вернуться.
Кстати, если вам захочется покататься на хороших горках, а стоять часами в очередях Диснейленда в ваши планы не входит, то я могу порекомендовать именно тематический парк Астерикс. Очень приятное место с захватывающими горками разных видов.