Оставшись ещё на один день в Дрездене, я подумала, что мне интереснее посмотреть другой город, а не ходить по музеям, и поэтому поехала в соседний городок Майсен. От Дрездена до него можно доехать по железной дороге S-Bahn. Станция
Dresden Mitte располагалась прямо рядом с нашим отелем, так что мне было очень удобно планировать своё время. Билет можно приобрести на официальном сайте
www.bahn.de, но проще в автомате прямо на станции, что я и сделала. Автоматы не принимают карты visa и, кажется, mastercard тоже. Можно расплатиться или какими-то местными картами, или наличными: монетами или купюрами номиналом не больше 10 евро. К счастью, у меня такая нашлась. Я провалидировала билет прямо на станции — он действителен два часа после валидации — и в 10:30 уже сидела в поезде. Электричка прибыла точно по расписанию, а разобраться с билетами было совсем несложно. Поезд пришел почти пустой, и я смогла занять место у окна.
Высадившись на станции
Meißen Altstadt, я первым делом пошла смотреть церковь Святого Николая — одну из старейших в городе. Первое упоминание о ней относится к 1220 году. Церковь стоит посетить, чтобы увидеть её удивительное убранство, состоящее из многочисленных фарфоровых табличек с именами погибших во время Первой Мировой войны жителей города. Есть здесь и фарфоровые скульптуры, изображающие скорбящих матерей и плачущих детей. Помещения церкви являют собой своего рода мемориал жертвам этой войны.
Выйдя из церкви, я направилась к фарфоровой фабрике и приобрела билет на экскурсию. Он стоил 15 евро и включал в себя также и посещение замка Альбрехтсбург, о котором я расскажу чуть позже. Пробивая билет, кассир спросила, не студентка ли я. И когда я ответила, что уже давно нет, она улыбнулась и сказала, что я должна воспринимать её вопрос как комплимент и что я выгляжу моложе своих 27 лет. И вообще, погода стояла прекрасная — не то что в предыдущий день, у меня было отличное настроение, и всё, о чем я могла жалеть, — это о том, что нахожусь не в своей любимой Испании и не могу поговорить на испанском. Но Майсен в качестве альтернативы оказался весьма неплох.
До начала экскурсии оставалось ещё полчаса, и я решила прогуляться до церкви Святой Афры. Этот храм ещё старше церкви Святого Николая и неразрывно связан с майсенской гимназией, также носящей имя этой святой. В 1543 году она открылась как первая в Саксонии государственная школа.
Я вернулась на фарфоровую мануфактуру прямо к началу экскурсии. В группе нас было около сорока человек: почти все немцы, трое русских, включая меня, и один чех. Всем иностранцам выдали наушники с аудиогидом, а экскурсовод при этом говорила на немецком. Переходя из зала в зал, мы знакомились с историей создания первого европейского фарфора.
Изготовлять фарфор в Майсене начали в 1710 году в замке Альбрехтсбург, а в XIX веке построили отдельную мануфактуру, в которой и проходила экскурсия. Вскоре после начала производства, в 1723 году, появился и товарный знак, который по сей день наносится вручную на каждое изделие майсенской мануфактуры — скрещенные синие мечи. Будучи в Дрездене, мы слышали, как экскурсовод рассказывала какой-то группе, что это первый в мире официальный товарный знак. Но источники в интернете этого не подтверждают.
Перемещаясь по залам фабрики, мы наблюдали разные стадии изготовления фарфорового изделия. Вначале нам продемонстрировал свою работу гончар, затем мы увидели процесс ручной лепки, в следующем зале — роспись, которую осуществляют до покрытия глазурью, а в последнем — роспись после глазурирования. Это очень интересно! Переходя из зала в зал, я хотела сама побыть то гончаром, то художником.
Краски, наносимые до глазурирования, — кобальтовые. Они сразу впитываются, и рисунок исправить нельзя, мастер должен быть очень точным в своей работе. Краска на необожженном изделии выглядит темно-коричневой, и лишь после обжига становится привычного нам синего цвета. А вот краску, которую наносят поверх глазури, стереть уже можно. На фабрике имеется около десяти тысяч различных цветов и оттенков! И даже несмотря на это, для сложных рисунков краски все равно приходится смешивать. Художникам при этом необходимо знать, как цвета меняются во время обжига.
На втором этаже фабрики расположен музей фарфора. По правде говоря, я его просто пробежала, чтобы поставить себе галочку. Не зря же он входит в стоимость билета. А так, фарфоровые изделия сами по себе меня совершенно не привлекают. Они какие-то холодные и бездушные, несмотря на то, что процесс их изготовления меня очень заинтересовал.
Побывав на мануфактуре, я отправилась в центр старого города, на Рыночную площадь. Первым делом я зашла во Фрауэнкирхе, церковь середины XV века. Её интерьер ничего особенного из себя не представляет. Интересна она больше тем, что на ней установлен первый в мире действующий фарфоровый карильон. Мне повезло услышать один из хоралов чуть позже, когда я ужинала вечером на этой же площади. Также здесь планируется установить первый в мире церковный орган с фарфоровым регистром.
Рядом с церковью находится ресторан Vincenz Richter, который работает с 1873 года. В некоторых источниках пишут, что сцену из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», где Штирлиц встречается с женой, снимали именно в этом ресторане, но более вероятной кажется версия, что это происходило все-таки в павильоне киностудии им. Горького. Тем не менее, мне захотелось попить кофе именно тут, но сделать этого не удалось, так как ресторан оказался закрыт. Дама в костюме монашки, стоящая рядом, сказала, что его закрыли изнутри, потому что он переполнен. Позже я увидела её в качестве экскурсовода одной из туристических групп.
В итоге я вернулась на Рыночную площадь и выбрала одно из многочисленных кафе, которыми она заполнена. Я села за столик на солнышке и насладилась кофе с местным традиционным десертом — к сожалению, не помню его названия. На вкус он очень напоминает наши сырники с яблочным соусом.
С моего места открывался отличный вид на городскую ратушу, которая считается старейшей в Саксонии. Майсенская ратуша была построена в конце XV века. В 2001 году она подверглась масштабной реконструкции, в ходе которой в результате кропотливой работы по сохранившимся фрагментам была восстановлена покрывающая её крышу черепица.
Передохнув, я отправилась к воротам суконщиков. Раньше здесь располагалось кладбище, и в 1614 году гильдия суконщиков оформила таким образом вход. Те ворота не сохранились, но на их месте установили точную копию в дань памяти процветающей гильдии, которая с XV по XVIII век занимала ведущее положение в городе.
Ещё одна достопримечательность Майсена — памятник первому немецкому королю Генриху I Птицелову, который заложил замок Альбрехтсбург, и колодец, расположенный прямо под статуей. Колодец был открыт в 1863 году, и до 1962 года в него поступала родниковая вода, пока его не подключили к городскому водопроводу.
По пути в Альбрехтсбург, расположенный на холме, я не раз останавливалась на специальных балкончиках — смотровых площадках, чтобы полюбоваться на рыжие черепичные крыши Майсена. Кстати, возвращаясь к разговору о Штирлице, Майсен всё-таки был показан в «Семнадцати мгновениях весны».
Сцена, где профессор Плейшнер, приехав в Берн по поручению Штирлица, идёт на конспиративную квартиру и закуривает сигарету у парапета с видом на черепичные крыши, снималась именно здесь.
Не уверена, что это действительно так, но в фильме, который демонстрировали в одной из комнат замка, подчёркивалось, что Альбрехтсбург — первый германский замок. Он был заложен в 929 году и полностью перестроен в 1470 году.
Во время перестройки замок был значительно расширен, но, несмотря на это, его не использовали как резиденцию. Так как огромные площади пустовали, в 1710 году король Август Сильный приказал устроить здесь фарфоровую мануфактуру, ту самую, о которой я рассказывала в начале главы.
Сразу после переноса фабрики замок Альбрехтсбург был отреставрирован и вновь открылся уже как музей. По нему интересно гулять, по крайней мере по первым двум этажам. Интерьер третьего не сохранился, и его не стали восстанавливать. Сейчас там небольшая выставка, посвященная периоду, когда в Альбрехтсбурге изготавливали фарфор, а также продемонстрированы некоторые предметы быта, которыми пользовались обитатели замка, начиная с XII века.
Для прогулки по замку я брала аудиогид. Информация в нём довольно любопытная, но чересчур подробная. Вначале я честно слушала про каждую мелочь в интерьерах помещений первого этажа. Но ко второму мой энтузиазм поутих, и я включала аудиогид даже не в каждом зале. А на третьем этаже он внезапно сказал, что все записи закончились, хотя я видела, что немецкие туристы продолжают что-то слушать. Возможно, на русский язык ещё не всё переведено. Кстати, в Альбрехтсбурге есть отдельный детский аудиогид. Надеюсь, он более интересный.
Рядом с замком расположен главный собор Майсена, посвящённый Святому Иоанну и Святому Донату. Строительство церкви продолжалось около полутора столетий и было закончено к 1400 году. Считается, что это один из самых чистых по стилю германских готических соборов. Гёте сказал про него: «Возможно, это лучшее, что оставила нам готика». Я в собор зайти не успела — вначале боялась опоздать в замок, а после он уже был закрыт.
Выйдя из Альбрехтсбурга я вновь вернулась на Рыночную площадь, чтобы поужинать, а затем пошла на другую сторону Эльбы. Там нет никаких достопримечательностей, зато открывается отличный вид на замок и на собор.
Мне очень не хотелось возвращаться обратно в Дрезден, потому что это символизировало окончание отпуска. Поэтому я решила уехать не с ближайшей станции Meißen, а прогулялась до Meißen Altstadt, на которой я высадилась утром. Но поскольку я шла, наслаждаясь городом и делая заключительные фотографии, я не рассчитала время, опоздала на две минуты и проводила взглядом удаляющийся поезд.
Следующая электричка до Дрездена отходила только через полчаса, и мне было не очень уютно сидеть на станции в одиночестве. У меня промелькнула шальная мысль не покупать билет и прокатиться зайцем, и впоследствии я обрадовалась, что так не поступила, — именно в этом поезде ходил контролер. Поезд, кстати, опоздал на три минуты — вопиющее нарушение немецкого «орднунга».
Майсен оставил у меня исключительно положительное впечатление: здесь очень уютно и спокойно. В городе почти нет туристов — по крайней мере, иностранцев — почти везде я слышала только немецкую речь. Идеальное место, чтобы провести с интересом несколько часов.
Открыть карту достопримечательностей Майсена