Псков встретил нас лютым морозом в минус 22 градуса. Одевшись как капуста, во все, что только взяли с собой, мы вышли из отеля в 11 утра. Зимой здесь ощутимо позже начинает светлеть, и рано вставать не имеет смысла.
В центр решили поехать на общественном транспорте, который останавливается в 300 метрах от отеля. Кстати, при замене отеля нам обещали, что до автобуса идти максимум 60 метров. Было приятно, что водитель маршрутки не заставил нас долго ждать следующую, и видя, что нам до остановки еще нужно прилично пройти, все равно дождался и не уехал. Так же поступали и в Смоленске. Возможно, конечно, они просто денег хотят заработать, но зато и мы не мерзли лишний раз.
Первой точкой нашего маршрута стал Псковский кремль, или кром. Начало его восходит к середине первого тысячелетия. В 10-12 веках здесь были земляные укрепления и уже стояло первое здание Троицкого собора, тогда еще деревянное. Чуть позже, в 13 веке земляные укрепления дополнили деревянными, а в 14-15 веке заменили на каменные и вырыли глубокий ров, тогда псковский кром стал центром всей Псковской республики. Территория кремля оказалась обнесена каменными стенами 6-8 метров высотой и 2,5-6 метров длиной.
В кремле никто не жил. Здесь собиралось народное вече, в кладовых хранились запасы продовольствия, которые охраняли сторожевые собаки — «кромские псы». Кража из кремля считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью.
Обратите внимание на освещение на снимке. Из-за северной широты в зимнее время солнце поднимается над горизонтом совсем невысоко и весь недолгий световой день в Пскове не покидает чувство, что вот-вот стемнеет.На территории крома располагался Довмонтов город — каменная постройка XIII века, пристроенная для дополнительного укрепления крома, расширения площади крепости и защиты городского посада Пскова. Название ее произошло от имени псковского князя Довмонта. Городом это, правда, назвать сложно — домов здесь не было, вместо них — административный центр. От Довмонтова города сейчас почти ничего не осталось — разве что стены. На одной из стен, “Перси”, сейчас находится художественная композиция, установленная в честь 730-летия битвы на Чудском озере.
В 15-16 веках на территории города находились 17 храмов, но впоследствии их или закрыли, или снесли. Во время оккупации Пскова немцами в Довмонтовом городе находилась немецкая зенитная батарея. Во второй половине прошлого столетия археологи выявили фрагменты древних сооружений города, фундаменты их законсервировали и вывели на поверхность земли.
В кремле сохранился захаб — укрепление в форме рукава, соединявшее внешние крепостные ворота в башне с внутренними, ведущими во двор. Кроме защитной функции захаб являлся и оборонительной ловушкой — прорвавшись сквозь внешние ворота, атакующие оказывались в тесном, не просматриваемом извне коридоре, под перекрёстным огнём защитников крепости.
Хорошо сохранился и Троицкий собор, также входящий в ансамбль крома. Зданию уже больше трехсот лет, на этом же месте стояли и предыдущие кромские храмы. Раньше это было главное место города — здесь избирались посадники, призывались князья, заключались союзнические договоры между русскими княжествами. В алтаре Троицкого собора хранился меч святого Довмонта, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сейчас этот меч выставлен в Псковском музее-заповеднике. А прах Довмонта хранится здесь, в Троицком соборе.
Также на территории крома можно увидеть каменное здание Приказной палаты, построенное в 1692-1693 годах. Приказная палата, или изба, служила центральным органом воеводского управления Псковом. Она состояла из пяти “столов”, каждый из которых заведовал определенным кругом вопросов: разрядный, посольский, денежный, поместный, судный.
Во время подготовки к Северной войне Приказная палата была переоборудована для хранения оружия, а после — продана в собственность Псковского Архиерейского дома. В начале 19 века здесь устроили торговые помещения и трактир. В послевоенные годы здание занимали отдел здравоохранения и дом народного творчества. Сейчас здание находится под контролем Псковского музея-заповедника, на втором этаже воссоздан интерьер палат времен воеводского управления.
Из крома вышли на Октябрьскую площадь. Новогодние праздники — и площадь украшена, стоит симпатичная высокая елка, вся в снегу. Выглядит приятно и презентабельно.
За площадью стоит памятник княгине Ольге. Ольга — важная личность в истории Пскова и всей Киевской Руси. Она стала первой правительницей, принявшей крещение. Именно она положила начало принятию православной веры на Руси, но не решилась провести крещение государства — ее мечту исполнил внук Владимир Красно Солнышко.
По легенде, когда княгиня Ольга стояла на берегу Великой, ей явилось видение: три луча, исходящих с неба, сошлись на противоположном берегу. На этом месте княгиня и повелела возвести Троицкий собор, а вокруг него — город Псков. Таким образом, Троицкий собор является самым первым христианским храмом в России, основанным еще до крещения Руси.
Рядом с памятником княгине Ольге находится Николаевская церковь, которая, в общем-то, ничего особенного из себя не представляет. Кстати, именно здесь по дверям и окнам хорошо видно, как поднялся уровень земли — почти на два метра.
Мы очень замерзли и пошли греться в местный ЦУМ — в Espresso Bar на верхнем этаже. Заведение достаточно уютное, с красивым видом на Октябрьскую площадь, и недорогое. Мы взяли два пирожных и два кофе с ликером, и это обошлось нам в 480 рублей — с учетом того, что это самый центр города.
Согревшись, мы снова вышли любоваться заснеженным городом. Нас ждала церковь Святого Василия на Горке. Название неслучайно — церковь действительно располагается на небольшом холме, который зимой оккупируют дети и взрослые, чтобы кататься на санках и ледянках. Несмотря на мороз, здесь царит атмосфера веселья и настоящих зимних каникул.
Затем мы посетили дом губернатора Перовского. История его строительства до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что дом построили в первой половине 19 века по типовому проекту и перешел к Льву Николаевичу Перовскому, получившему назначение губернатора Петербурга в 1856. Впрочем, знаменит не сам Перовский, а его дочь Софья — одна из руководителей революционной организации “Народной воли”, непосредственно руководившая убийством Александра II.
Неподалеку с домом Перовского находятся Палаты Меньшиковых, но они оказались закрыты, и мы смогли посмотреть их только через забор. Палаты интересны тем, что были построены еще в 1670-х годах и в то время принадлежали одним из самых богатых людей города. Сейчас они частично восстановлены, но одно из зданий так и остается ветшать.
По пути к другим палатам — Поганкиным — мы случайно наткнулись на один из немногих домов, уцелевших в Пскове во время Великой Отечественной войны. Всего таких домов было 83. На весь большой Псков. Уже вернувшись домой, я прочитала историю того, как его разминировали:
“Утром 23 июля 1944 года по улицам Пскова стремительно продвигались наши бойцы. Немцы густо заминировали город. Батальону лейтенанта Корнеева был поручен определенный участок Пскова (в него входило и здание музея) для очистки от возможных мин. В числе бойцов батальона Лейтенанта Корнеева был и семнадцатилетний Ванечка Царев. Пока его взвод заканчивал проверку здания, Ванечка масленкой с краской (кистей не было), а краска была кажется коричневая (какая нашлась), на стене дома-музея оставил историческую запись: «Мин нет. Дом разминирован. Л-т Корнеев».” (источник:
http://pskovcity.ru/hron20027.htm)
А в Поганкины палаты мы в итоге так и не зашли. Только погуляли вокруг. Поганкины палаты тоже были построены в 1670-е годы, но сохранились в гораздо лучшем состоянии. Сейчас здесь кафе и одно из зданий Псковского музея-заповедника.
Род Поганкиных был известен еще во время Ивана Грозного. Есть несколько преданий, рассказывающих происхождение этой фамилии.
Одна легенда рассказывает, как царь однажды потребовал от одного из членов этой семьи денег. «Сколько тебе, государь, нужно?» — спросил тот. «Ах ты, поганый! Да разве ты настолько богат, что в состоянии удовлетворить меня!» — воскликнул Грозный. С этого-то дня и стали называть купца Поганым, а детей его Поганкиными.
Другая история гласит, что раньше на месте Поганкиных палат находилась жалкая лачуга бондаря. Однажды сидел бондарь, работал над заказом, как вдруг увидал, что мимо него по полу прошмыгнула громадная крыса и скрылась в дальнем углу лачуги. Бондарь схватил тяжелую кочергу, погнался за крысой и, заглянув в темный угол, увидел настоящую золотую монету. Спрятав ее в карман, он стал рыться в углу дальше и вскоре обнаружил целый клад золотых монет. Так бондарь разбогател и выстроил себе палаты на месте лачуги. А так как в те времена деньги, найденные в каком-либо кладе, считались в народе «бесовскими», «погаными», то и получил бондарь прозвище – Поганкин.
Возле Поганкиных палат мы встретили пару средних лет, которой очень захотелось помочь нам найти следующий пункт нашего маршрута — церковь Георгия со Взвоза. Однако, привели они нас к храму Успения Божией Матери.
Зато от нее мы уже по прямой дошли до церкви Георгия со Взвоза, которая, правда, оказалась закрыта. Церковь была построена в 1494 году, предположительно, вокруг неё покоится прах доблестных защитников Пскова. В 1860 году началось устройство набережной, и часть стены напротив церкви сломали. При этом был обнаружен замурованный склеп, где стоял дубовый гроб, в котором находился скелет, завернутый в саван. Предполагается, что это захоронение преподобного Иоанна, затворника Псково-Печерского. Он поселился в стене Пскова в 1594 году и в полном безмолвии прожил так 22 года. Питался одной рыбой, без хлеба. Скончался Иоанн 24 октября 1616 года. Перед смертью пришел в Псково-Печерский монастырь и там преставился.
Неподалеку от церкви Георгия со Взвоза находится очень похожий на него храм Иоакима и Анны. О нем мало что известно, в летописах он упоминается лишь раз — в 1544 году по случаю пожара.
Не могу не отметить, как красив Псков зимой. Сережин коллега, который там вырос, был немного удивлен нашим восхищением. Видимо, когда видишь город с детства каждый день, воспринимаешь его по-другому. А мы, не замечая недостатков, обращали внимание на особый шарм, который придает низкое северное солнце заснеженным улицам и древним церквям.
По набережной мы дошли до церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома, которая оказалась, с одной стороны, очень похожа на предыдущие храмы, а с другой — в ней читаются более жесткие, приземленные линии. Думаю, это объясняется тем, что церковь старше храма Георгия со Взвоза примерно на 100 лет.
Неподалеку расположена самая мощная крепостная башня Пскова, одна из крупнейших в Европе — наружная длина в окружности 90 метров, толщина стены в нижней части — 6 метров, высота вместе с шатром — 40 метров. Возведена она была в 1470-х годах. Именно в этой башне на третьем ярусе стояло главное орудие Пскова — Рандомышская пушка весом почти 4,5 тонны. Не раз Покровская башня спасала Псков, но наиболее ярко свое значение она проявила во время Ливонской войны в 1581 году при обороне города.
По мосту имени 50-летия Октября мы перешли к Спасо-Преображенскому Мирожскому мужскому монастырю второй четверти 12 века. Спасо-Преображенский собор сохранился до сих пор, хоть и несколько видоизмененный. Сейчас здесь устроен музей, обладающий интересной коллекцией каменных крестов 14-16 веков. По ним можно проследить развитие камнерезания и широкое распространение каменных крестов на Северо-Западе Руси. Но больший интерес представляют, конечно, фрески 12 века — на сегодняшний день сохранилось около 80% первоначальной росписи, благодаря чему Спасо-Перображенский собор включен ЮНЕСКО в списки выдающихся мировых творений.
Не знаю, как выглядят окрестности монастыря летом, но зимой здесь просто сказочно.
Далее мы двинулись к церкви Успения с Парома, построенной в 1521 году и с тех пор почти не изменившейся.
Возле нее располагается храм, про который мы изначально не знали и совершенно не ожидали увидеть. Оказалось, это Морской храм святителя Климента Римского. Сооружение Климентовской церкви относят к ХIV-ХV векам. Известно, что на берегу реки Великой в старину стоял Климентовский монастырь, разоренный шведами в 1615 году и впоследствии упраздненный, от которого остался храм св. Климента. Дошедший до нас в первозданном виде, он выглядит уставшим и обветшалым, но вместе с тем от него прямо веет стариной.
Также возле церкви Успения мы обнаружили небольшую современную часовенку, очень удачно вписавшуюся в окружающий ансамбль.
Последним объектом нашей культурной программы на этот день стал собор Иоанна Предтечи с серыми шлемовидными куполами, которые всегда очень нравятся Сереже. В этом мы с ним не совпадаем — мне нравятся “луковки”. Но в одном мы сошлись — зимой в темноте собор выглядит совсем сказочным.
Считается, что собор построен в начале 1140-х годов новгородскими мастерами. Он входил в состав Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного теткой князя Довмонта. Она стала первой игуменье монастыря и была захоронена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, а много позднее, в 19 веке, и губернаторов города.
Ужинать мы снова пошли в «Пожарку». Стоит заказать столик заранее — когда мы пришли, нам сказали, что есть лишь один свободный стол, и тот через полтора часа займут. Хорошее место несомненно пользуется популярностью, и мы еще раз его порекомендуем.