В третий день нашего путешествия мы планировали доехать от Варшавы до Берлина, по пути посетив польскую деревню Лихень Стары. Надо сказать, что когда нас ждут длинные перегоны, мы всегда ищем, куда можно заехать и что-нибудь посмотреть по пути, чтобы разнообразить многочасовое пребывание в машине. Серёжа не зря называет меня «человек-таблица», потому что у меня есть таблицы на все случаи жизни, в том числе и на такие: в отдельный список я вношу все интересные места, о которых когда-либо читала, и, собираясь в очередную поездку, мы смотрим, что из этого списка подойдет к запланированному маршруту.
Так было и на этот раз: сложно представить себе статьи о самых интересных достопримечательностях Польши без Лихень Стары, ведь здесь не так давно построили самую большую в Польше
церковь, которая по ряду параметров стала также и одной из самых больших церквей мира.
Деревня Лихень Стары расположена в двадцати пяти километрах к северу от магистрали А2, соединяющей Берлин и Варшаву. Оставить машину можно недалеко от упомянутой церкви на этой бесплатной парковке. Если день посещения не совпадёт с каким-либо религиозным событием, свободных мест на ней будет предостаточно.Собственно, это всё, что мы знали о деревне до того, как туда приехали. Оказалось, что подготовились мы крайне плохо, потому что в Лихень Стары, помимо базилики, есть целый архитектурно-парковый
комплекс, который, по некоторым утверждениям, является крупнейшим католическим комплексом Европы такого типа. Туда мы и направились первым делом.
На самом деле, наше невежество довольно оправдано, поскольку на просторах интернета практически нет русскоязычной информации о комплексе, да и на английском её не так уж много. Нет и информационных табличек в самом Лихень Стары, разве что указаны названия некоторых мест на польском языке. Поэтому и рассказать подробно об этих достопримечательностях мы не можем.
Вначале мы обнаружили рукотворную Голгофу — искусственный каменный холм высотой 25 метров, в глыбы которого врезаны камни, привезенные из иерусалимской Голгофы, горы Фавор, Гелеонской горы и многих других священных мест. Нам почему-то особенно запомнился камень из реки Иордан. Тысячи мелких камней были переданы паломниками, которые верили, что такое пожертвование поможет им освободиться от своих грехов.
На Голгофу можно подняться, пройдя традиционные четырнадцать стояний крестного пути, а также заглянув в пещеры и часовни. Увенчан путь сценой погребения Христа. Возле каждой группы скульптур есть таблички на польском, указывающие, какой именно эпизод крестного пути вы проходите. Немного забавно, что Иисуса Христа поляки именуют паном Иисусом.
Спустившись, мы дошли до неоготического костёла Святой Дороты. Известно, что первая церковь на этом месте была сооружена еще до 1232 года, но, будучи деревянной, она не сохранилась до наших дней. Нынешнее же здание было построено в 1857 году. До 2006 года здесь находилась икона Лихеньской Божией Матери, особо почитаемой в Польше, и сюда съезжались множество паломников со всей страны. Собственно, их количество и заставило власти построить ту огромную базилику, ради которой мы заехали в это место.
Базилику Пресвятой Богородицы Лихеньской строили с 1994 по 2004 годы. Как я уже сказала, на данный момент это самая большая церковь Польши. Официальный сайт также утверждает, что она занимает восьмое место по величине в Европе и двенадцатое — в мире. Также здесь находится самый большой колокол Польши под названием Мария Богородица весом пятнадцать тонн и самый большой в Польше орган.
Как можно было заметить, я очень люблю цифры, поэтому мне было любопытно ознакомиться ещё с некоторыми из них. Оказалось, что к церкви ведёт лестница, состоящая из 33 ступеней — по количеству лет земной жизни Иисуса Христа. В базилике 365 окон и 52 двери — столько же, сколько дней и недель в году. Свод базилики поддерживается двенадцатью колоннами, символизирующими двенадцать апостолов. А четыре колонны, поддерживающие купол, олицетворяют четырёх евангелистов.
Внутри базилика кажется ещё просторнее, чем снаружи. Когда мы зашли и оглядели это внушительное пространство, Серёжа сказал, что здесь можно разместить целый религиозный стадион, а в некоторых отчетах других путешественников я встречала сравнение с Ватиканом. Пишут, что базилика рассчитана на одновременное пребывание десяти тысяч верующих и что бывают дни, когда все её скамьи заполняются паломниками. Однако, как и в других современных церквях, мы не почувствовали здесь ту особенную атмосферу, которую могут создать только века и миллионы прихожан.
Побродив по храму, мы вернулись обратно к машине. В целом, для того чтобы неспешно прогуляться по территории архитектурно-паркового комплекса, нужно около полутора часов, я же рассчитывала, что мы заедем исключительно для того, чтобы увидеть грандиозное здание, и проведём здесь не более получаса.
Близилось время обеда, и мы решили остановиться на одной из заправок Orlen с довольно большим кафе под названием Stop Cafe. Особо не надеясь на какой-то изысканный вкус заказанных блюд, мы были приятно удивлены порциями и их качеством. А главное, полноценный обед на двоих обошелся нам чуть больше, чем в тысячу рублей, — цены в Польше всегда очень радуют.
Как я уже сказала, путь наш лежал в Берлин, а по дороге мы проезжали десятки километров солнечных рапсовых полей, наполнявших воздух медово-цветочным ароматом. Никогда ещё дорога по магистрали так не благоухала. Приближаясь к очередному такому полю, я даже приоткрывала окно, чтобы впустить в машину этот дурманящий запах. Оказалось, что и многочасовое движение по автомагистрали может быть живописным и приятным.
В Берлин мы приехали еще засветло, поэтому решили, не теряя времени, съездить в
Трептов-парк, расположенный в стороне от основных достопримечательностей города. Подъехав к парку, мы не сразу смогли понять, как попасть к парковочным местам — нам показалось, что навигатор предлагает проехать по велодорожке или по тротуару. Пока Серёжа в раздумьях стоял на аварийке, мимо проезжал велосипедист и, притормозив, по-английски спросил, не нужна ли нам помощь, а затем указал нам правильное направление.
Итак, как мы выяснили, машину у Трептов-парка можно оставить на бесплатной парковке вдоль этого дублёра улицы Am Treptower Park. Съезд с улицы на дублёр довольно невнятный, в виде заасфальтированной площадки без указателей и разметки между двумя железнодорожными мостами — но, тем не менее, сворачивать на дублёр нужно именно здесь.Запарковав машину, мы первым делом отправились искать общественный туалет. И
нашли его буквально в двух шагах, но туалет оказался платным, причем расплатиться можно было только монетами, а у нас из наличных денег были лишь купюры. Мы попросили проходившую мимо женщину разменять нам пять евро, но у нее не было столько монет, и она просто отдала нам 50 центов. Эти эпизоды, произошедшие один за другим, впечатлили нас, потому что в России сложно представить, что можно так быстро получить помощь от незнакомых людей, да ещё два раза подряд.
История Трептов-парка началась в конце XIX века, когда созданный ранее искусственный лесной массив превратили в один из первых общественных парков в Европе. В 1946 году, в рамках реорганизации Советской военной администрацией воинских захоронений, был объявлен конкурс на создание в Трептов-парке монумента воинам Советской Армии, павшим при штурме Берлина. Свои проекты представили около пятидесяти скульпторов и архитекторов, в том числе и немецких, но выиграл советский коллектив, предложивший монумент в виде фигуры советского солдата, рассекающего мечом свастику и держащего на плече спасённого ребёнка. Говорят, что у памятника есть прототип — сержант Николай Масалов, спасший от пуль немецкую девочку.
Также рассказывают, что некоторые военачальники предлагали поставить в центре мемориального комплекса фигуру не солдата, а Сталина, однако сам Сталин эту идею не поддержал. И всё же здесь кое-что напоминает о верховном главнокомандующем: на саркофагах, стоящих вдоль аллеи, высечены его многочисленные цитаты на русском и немецком языках. Сами саркофаги пустые, но более семи тысяч солдат, офицеров и генералов, погибших в последние дни войны в боях за Берлин, похоронены на территории комплекса в земле.
Мне кажется, это место, несмотря на его отдалённость от центра, обязательно стоит посетить всем жителям бывших советских республик, оказавшимся в Берлине. Оно заставляет ещё раз задуматься и вспомнить, какой ценой досталась победа нашей родине, и поблагодарить солдат за мирное небо над головой.
Про сам парк во многих путеводителях пишут, что это «любимое место отдыха жителей Берлина», но по факту, несмотря на воскресный день, народа здесь почти не было. В основном мы встречали собачников и компании молодых парней и девушек, которые жарили шашлыки на одноразовых мангалах, не обращая внимания на таблички с запретами. Также мы видели довольно много людей, распивающих пиво во время прогулки. Для нас это было довольно странно, потому что мы уже привыкли, что в России нельзя употреблять алкоголь в общественных местах на улице, но потом мы быстро вспомнили, что в Германии нет подобных запретов.
Прогулявшись по парку и набережной Шпреи, где встретили цаплю, сидящую у причала на расстоянии нескольких шагов от нас, мы направились к машине. Заехав в ближайший супермаркет Lidl, мы купили продукты для ужина и поехали в отель, чтобы набраться сил для осмотра остальных достопримечательностей Берлина, но об этом — уже в следующей главе.