Этот день стал одним из самых запоминающихся в наших поездках. Дело в том, что многое в Европе мы уже видели, и поразить нас непросто. Но природа, как известно, умеет удивлять, и, как сказал Высоцкий, «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал».
Мы выехали из Канн около 10 утра и направились в небольшую деревеньку Castellane, расположенную в двух часах езды по очень красивой горной дороге, где мне, признаюсь, ехать было местами страшновато из-за серпантинов.
А я всю дорогу ловил кайф от вождения. Местами, правда, его несколько портили излишне тихоходные транспортные средства, которые вместо прохождения очередного виража под тягой оттормаживались до 20-40 километров в час. Впрочем, если бы не они, я бы запугал Таню окончательно :)Кстати, проезжали небезызвестный город Грасс, французскую столицу парфюмерии. Правда, то, что мы видели, нас совсем не впечатлило, но, наверно, красота скрывается на тех улицах, по которым мы не проехали.
К 12 часам мы доехали до первого промежуточного пункта нашей дороги — поселения Кастеллан, основанного еще в начале девятого века. Это маленькая и очень колоритная деревня, состоящая всего из нескольких улиц. То ли плохая погода сыграла нам на руку, то ли здесь всегда так, — но туристов было не очень много, и нас это очень порадовало, потому что дало возможность прочувствовать атмосферу средневековой Франции.
Бесплатную площадку для парковки можно найти по следующим координатам: N43.847801, E6.510650. Машиномест очень много и хватает на всех.В 1815 году Кастеллан оказался на знаменитой Дороге Наполеона — известно, что император вошел в деревню 3 марта между 10 и 12 часами утра, пообедал здесь со своим другом и отправился дальше, практически не сумев убедить никого из местных жителей примкнуть к нему.
Главная достопримечательность Кастеллана находится за его пределами — на вершине скалы Рок. Это крохотная часовня, построенная в 1703 году, к которой можно подойти, потратив на восхождение к вершине около часа, но мы этого делать не стали, поскольку не были уверены, что тогда нам хватит времени на оставшиеся на этот день планы.
Еще одно интересное сооружение — мост Понт-дю-Рок через реку Вердон, расположенный возле скалы. Мост датируется 1404 годом.
Красив не только сам мост, но и виды, которые открываются с него на деревню и реку Вердон.
Деревенька настолько маленькая, что мы обошли ее целиком примерно за час, и уже скоро поехали дальше, на Вердонское ущелье. По дороге встретили наших хороших друзей — коз (говорю “хороших”, потому что лучшие — несомненно, барашки, которых мы с восторгом наблюдаем в каждой поездке в Европу). Козы неторопливо прогуливались вдоль дороги, преисполненные достоинства и самоуважения.
Считается, что Вердонское ущелье — самое красивое во всей Франции. Я не видела других, но с уверенностью могу сказать, что такой восторг у меня не вызывало практически ничего из того, что мне довелось посмотреть раньше. Впервые я почувствовала такую мощь природы и подумала на мгновение, что нахожусь в месте, где образовалась Земля.
А я ощутил, как сильно я снова хочу в свою любимую Норвегию...Название Вердон произошло от зеленого цвета реки, берущей начало в юго-западных Альпах. Больше всего она известна самым впечатляющим участком ущелья — Большим Вердонским каньоном, глубина которого доходит до 700 метров. Так что это самое глубокое ущелье Франции.
Дорога состоит из узких серпантинов, почти никогда не огороженных, и поначалу мне было очень страшно. Иногда перед поворотами и тоннелями приходится сигналить, чтобы избежать лобовых столкновений. Но ближе к середине пути я все-таки смогла отпустить ручку двери и начать фотографировать.
На протяжении дороги есть много участков, где можно поставить машину и выйти погулять. Имейте в виду, что здесь очень холодно и ветрено, даже если погода хорошая. Вообще, для путешественников без машины есть несколько пеших маршрутов по ущелью, самый короткий — продолжительностью около 7 часов. Возможно, мне бы хотелось сходить в подобный поход, но именно здесь, на узких горных дорогах, я смогла оценить удобство и преимущества путешествия на автомобиле.
Чтобы не пропустить захватывающие виды самого ущелья, не поленитесь съехать с дороги D952 на туристическую дорогу D23. Ниже я привожу рисунок местности с пометками, поясняющими, как ехать. В конце главы есть карты с ниткой нашего маршрута. Стоит заметить, что заправки в горной местности отсутвуют — запаситесь полным баком заранее.По дороге есть несколько съездов к реке и небольшим озерам, в которых можно искупаться. Но нам не слишком повезло с погодой, и мы решили не замерзать еще больше.
Помимо естественных озер здесь есть огромное искусственное озеро Сент-Круа, вмещающее 761 миллион кубометров воды, созданное в семидесятых годах прошлого столетия. Сейчас это популярное среди туристов место. У нас было запланировано купание в этом озере, но и погода не располагала, и времени было в обрез, поэтому мы посмотрели на озеро только сверху.
В этот день мы хотели посмотреть еще одну деревню рядом с Вердонским ущельем — Moustiers-Ste-Marie. Мы приехали сюда к четырем часам вечера и первое, что хотели сделать, — это пообедать. Но к нашему удивлению в этом кишащем туристами месте нашлось лишь два открытых в это время ресторана: в первом не было мест, а во втором предлагали лишь сэндвичи. Еще продавали блины на улице, но к ним, во-первых, была огромная очередь, а во-вторых, шел все усиливающийся дождь, который постепенно перерос в ливень. Пришлось довольствоваться сэндвичами.
Мутье-сен-Мари — очень туристическая деревня, как Сен-Поль-де-Ванс, которую я описывала в предыдущей главе, в отличие от того же Кастеллана, который мы посетили утром. Здесь полно народу, сплошные туристические магазины и почему-то закрытые в середине дня кафе. Есть несколько достопримечательностей, но меня ни одна из них не впечатлила, как и сама деревня в целом. Опять же — если вы уже бывали в подобных деревнях, ничего не потеряете, если проедете мимо.
Зато нам попался очередной огромный кот, позировавший из окна одного из домов. Он собрал толпу зрителей и явно наслаждался вниманием.
Дождь, заставший нас в деревне, по дороге к отелю внезапно усилился так, что не видно было ничего на пару метров вперед. На встречной полосе образовалась огромная пробка, но, наверное, не только из-за дождя, а еще из-за вечера воскресенья — наверное, все возвращались с моря. Но и на нашей стороне дороги движение сильно замедлилось, и мы очень волновались, потому что обещали приехать в отель до 9 вечера, а приехали в итоге на час позже. Когда дождь переставал, Сережа сильно ускорялся и не раз превышал скорость, так что однажды мы даже увидели вспышку камеры, сфотографировавшей нашу машину. Штраф, благодаря нашим российским номерам, конечно, не пришел.
Взяла и дискредитировала в целом законопослушного мужа в глазах общественности! Надо отдать должное французским шоссе — несмотря на сильнейший ливень, отсутствие колейности позволяло потоку ехать вплоть до 100 км/ч. "Почему-то" асфальт на юге Франции, в отличие от нашего, не плавится под палящим солнцем... А фур, к слову, там ничуть не меньше.В Ле-Гро-де-Агд, деревню, в которой нам предстояло жить ближайшие несколько дней, мы приехали к 10 вечера. Нас встретила пожилая хозяйка отеля, совсем не говорившая по-английски и знавшая лишь пару слов на немецком. Изъясняться пришлось по большей части жестами. Она попыталась выяснить, что мы будем есть на завтрак. Перечисляла по-французски и по-немецки: "Кофе, молоко, хлеб, сыр". Потом сказала какое-то непонятное слово, которое по-немецки не знала. Увидев наши растерянные лица, она несколько раз повторила, а потом похрюкала!.. Оказалось, она имела в виду ветчину. :)
Подробнее о деревне, ее жителях и особенностях я расскажу в одной из следующих глав.