В одну из теплых сентябрьских суббот мы решили съездить одним днем в Коломну. Несмотря на раннее утро, Новорязанское шоссе встретило нас серьезными пробками в Октябрьском и Старниково. Тем не менее, мы добрались до Коломны из Москвы за два с небольшим часа. Машину оставили на большой бесплатной
парковке прямо внутри стен кремля. На входе в пешеходную зону нас поджидал охранник в красивой форме, функция которого, помимо создания антуража, заключается в том, чтобы открывать шлагбаум, позволяющий попасть в кремль служебным машинам.
Первым делом мы направились в Успенский Брусенский женский монастырь, расположенный прямо за упомянутым шлагбаумом по левой стороне улицы. Монастырь был основан в 1552 году как мужской, но сильно пострадал во время Смуты, после чего был восстановлен как женский. До 18 века все постройки монастыря, за исключением Успенского храма, были деревянными, и лишь в 19 веке их перестроили в камне.
В 1922 году монастырь был закрыт, а здания приспособлены под жилые и складские. В советское время считалось, что монастырские постройки значительного интереса не представляют, так что многое было разрушено. Лишь в 1997 году монастырь начали восстанавливать, так что основная часть реставрации закончена совсем недавно. На территории монастыря находится два храма. Первый — церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная еще во времена Ивана Грозного. В 16 веке убранство церкви было очень богатым, но до наших дней оно не дошло. Сейчас интерьер церкви прост и скромен. А вот пятикупольный Крестовоздвиженский собор, напротив, очень красив внутри.
Коломенский кремль, внутри которого, в частности, находится посещенный нами монастырь, — одна из самых мощных крепостей своего времени. Он был построен в первой половине 16 века во время царствования Василия III для защиты города от татар. Устояв во всех битвах, в том числе и во время крестьянской войны под предводительством Ивана Болотникова, кремль, однако, не выдержал мародерства местных жителей, которые разобрали укрепления в конце 18 века. Но все же частично крепость сохранилась. Сейчас она отреставрирована и доступна для осмотра.
Существует версия, что строительством Коломенского кремля руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин, который принимал участие и в возведении княжеских хором и внутренней стены Московского Кремля. На это указывает, например, срок постройки Коломенского кремля — всего шесть лет. Так быстро крепость могли соорудить только очень опытные архитекторы, которые сталкивались с подобными проектами. Коломенский кремль имел 16 башен, из которых три были проездными, и ворота в западном и северном пряслах. Сейчас сохранились 7 башен, одно прясло (часть изгороди от столба до столба) целиком и два участка стен.
Одна из сохранившихся башен носит название Маринкиной. Принято считать, что названа она в честь узницы Марины Мнишек, которая пребывала здесь в заточении в 1614 году и здесь же скончалась. Также башню называют Коломенской за то, что располагается у реки Коломенка, Круглой — потому что издалека выглядит так несмотря на двадцать граней, или Наугольной — так как располагается на углу кремля.
Помимо Успенского Брусенского монастыря на территории кремля также расположен Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, основанный в 19 веке. На территории монастыря сохранились Троицкая и Покровская церкви, высокая колокольня, каменные палаты. Сейчас в обители живут свыше 80 монахинь из бывших совестских республик. Много лет здесь трудились монахини из Голландии, Финляндии, Венгрии и Польши, которые теперь несут послушания в других местах, некоторые — на своей родине.
У ворот монастыря стояла табличка “не фотографировать”, но мы нарушили этот запрет: мы совершенно не понимаем запретов снимать здания или их интерьеры, тем более на непрофессиональную камеру. Нежелание жителей монастыря попадать в кадр объяснить можно, но в этом случае нужно не запрещать съемку полностью, а попросить посетителей не снимать монахов и монахинь. Кстати, в некоторых монастырях действуют именно такие правила и мы относимся к ним с пониманием.
Главным собором кремля, расположенным непосредственно рядом с монастырем, безусловно, является строгий Успенский собор, первое здание которого было заложено в 1379 году Дмитрием Донским после первой победы русских войск над Золотой Ордой. В 1682 году храм полностью перестроили, и в таком виде он дошел до наших дней.
Отдельно стоит соборная колокольня 1692 года, отличающаяся от аналогичных сооружений того времени своей массивностью.
У нас было не очень много времени на осмотр церквей кремля, так как в 13:00 мы были записаны на экскурсию в
музей калача. Записаться можно по телефону, один билет в 2016 году стоил 450 рублей. Делать это обязательно нужно заранее, особенно, если вы хотите посетить Коломну в выходной день в хорошую погоду — желающих очень много. Во время экскурсии гостей размещают за столами на первом и втором этаже, всего в группе 30-45 человек. Двое актеров разыгрывают сценку, в ходе которой посетители узнают историю калача, берущую свое начало с 14 века, и процесс его приготовления во всех подробностях. Не скрывают даже ингредиенты теста: мука, вода, хмель для закваски и соль — вот и все. Вот только соотношение компонентов остается в секрете. В конце экскурсии предлагают выпить чай с калачом и маслом, в это время можно задать любые интересующие вопросы.
Калачниками на Руси были только мужчины: во-первых, приходилось таскать тяжелые мешки с мукой по 144 кг, а во-вторых, замешивали тесто сразу в огромных количествах в так называемых квашнях, похожих на бочку. Женщина просто не могла его вымесить.
Надо сказать, что калачи отличаются от
муромских и московских по вкусу и форме. Те калачи сдобные и сладкие, а коломенские — пресные (но не менее вкусные!). Их срок годности — всего одни сутки, а предпочтительно съесть в первые девять часов после выпечки, поэтому коломенские калачи реализуют только в самой Коломне — везти их куда-то становится невыгодным.
Знаете ли вы, откуда пошло выражение “дойти до ручки”? От тех самых калачей. Коломенские калачи внешне похожи на амбарный замок. Мякиш съедали, а вот дужку, или ручку, за которую калач держали, оставляли или отдавали собакам и нищим. Съесть такую ручку означало опуститься на самое дно.
А “раскатать губу”? Чтобы калач в печке при выпечке не лопнул, перед выпечкой на его “животке”, или самом толстом месте, делали надрез ножом — губу. Под эту губу, раскатав ее, насыпали немного муки, а потом губу закатывали обратно и ставили калачи в печь.
Кстати, возле Калачной есть лавка, где продают калачи. В нее огромная очередь, будьте готовы постоять минут 15-20. Мы взяли два калача — с гусиным мясом и с гусиным паштетом. Такие калачи стоят по 200 рублей, и с паштетом покупать лучше — потому что мясо холодное и слишком жирное. Обычные калачи, без начинки, продаются по 50 рублей.
После экскурсии мы направились смотреть Пятницкую башню кремля, которая расположена прямо за углом Калачной. Своё название Пятницкая башня, вероятно, получила от стоявшей неподалёку от ворот деревянной церкви Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей торговли. Когда церковь разрушилась, башню на время стали называть Спасской, в честь расположенного рядом Спасского монастыря. Но в 19 веке рядом с воротами была построена Пятницкая часовна, поэтому вернулось старое название.
С башней связана популярная история Марины Мнишек, жены сначала Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II, а после их казни — атамана Ивана Заруцкого. После того как Иван Заруцкий разгромил Коломну, Марина Мнишек приказала собрать все богатства и сокровища и спрятать их за городом, закопав в огромной яме. Яму с царскими сокровищами было приказано накрыть воротами Пятницкой проездной башни кремля. По легенде, на место, в котором был клад, Мнишек наложила заклятие, чтобы никто кроме нее не нашел спрятанные сокровища. Заклятие действует — сокровища найдены не были.
Рядом с башней расположена церковь Воздвижения Креста Господня 1764 года. Раньше она была примечательна тем, что с 1790 по 1825 годы в ней хранился снятый с Пятницких ворот список с Донской иконы Богоматери — главной святыни города. Но сейчас церковь особого интереса не представляет.
Также неподалеку находится одна из древнейших церквей в Коломенском кремле — церковь Николы Гостиного, построенная в 1501 году. В ней хранится напрестольное Евангелие 1509 года.
От соборов мы спустились к реке Москве. В этот день в городе было много свадеб, поэтому спокойно посидеть на смотровой площадке нам не удалось.
Тем временем, нам пора было идти на следующую экскурсию, в
музей пастилы. По дороге обнаружили гору котят — они выползли на солнышко и мирно спали друг на друге. Интересно, что с ними сейчас? За прошедший год они наверняка превратились в наглых красивых котов.
По пути в музей мы посмотрели старообрядческий храм, но внутрь зайти не смогли. Удивительно, но у нас никак не получается попасть ни в одну старообрядческую церковь — то они закрыты, то в это время идет служба. Храм Николы на Посаде — одна из древнейших церквей в Коломне, построенная в 1716-1719 годах на средства прихожан старого деревянного храма. Это типичный купеческий храм в стиле “московского узорочья” — мне такой стиль очень импонирует. Такие церкви выглядят нарядно и необычно. Храм Николы на Посаде, например, украшают 105 кокошников.
И вот, наконец, мы дошли до музея пастилы. В него мы тоже записывались заранее и вход стоил также 450 рублей.
На экскурсии группу делят на две подгруппы. Наша подгруппа начала с истории возникновения коломенской пастилы, приготовляемой из свежеиспеченных яблок кисловатого вкуса с добавлением яичного белка, сахара, меда, ягод или орехов. В Коломне производят три вида пастилы: рыхлую белковую, рыхлую безбелковую и плотную. Рыхлая пастила получается при взбивании яблочного пюре с сахаром и высушивании такого теста в специальной форме. А плотную пастилу не взбивают, а уваривают с сахаром на водяной бане. Для придания различных вкусов в пастилу добавляют фруктовые пюре, орехи, ваниль, корицу и натуральное масло дамасской розы. Осенью готовят “сезонную” пастилу из пюре слив, абрикосов и тыкв.
Послушав про разную пастилу, мы переместились во второе помещение, где разыгрывалась театральная постановка, в то время как гости пили чай и угощались разными видами пастилы. Причем, как нам рассказали, если вы один раз побывали в музее, то и в следующий раз вам будет интересно, так как за год сменяется восемь программ с разными театральными постановками.
На выходе из музея расположено кафе, где можно посидеть (правда, стулья и столы не очень удобные) или взять пастилу с собой. Мы набрали несколько видов. Коломенская пастила правда не похожа ни на какую больше, в том числе и на белёвскую. Из пастилы здесь создают торты и десерты, в меру сладкие, не приторные и такие красивые, что запросто можно купить в подарок. Кстати, работает интернет-магазин с недорогой доставкой в Москву:
http://kolomnapastila.shop.
Купив пастилу, мы пошли смотреть дом Воеводы 17-18 века. Название дома связано, по всей вероятности, с тем, что история Коломны тесно связана с деятельностью русских воевод, которых в Коломне служило шестеро. Сейчас дом стоит в лесах и закрыт забором, поэтому не представляет из себя ничего интересного.
Куда больше меня обрадовала облепиха, растущая рядом с домом. Ее неожиданно оказалось очень много, ветки были усыпаны оранжевыми ягодами. Так как облепиху я очень люблю, я с трудом смогла от нее оторваться, чтобы пойти дальше.
После дома Воеводы мы посмотрели еще несколько церквей, но они не особенно примечательны, чтобы подробно на них останавливаться. Гораздо интереснее памятник водопроводу, поскольку Коломна стала первым городом в Московской губернии, где проложили водопровод. Построен он был на личные средства Марии Николаевны Шевлягиной, поскольку у властей не хватало средств на такой дорогостоящий проект. А вода, поставляемая из Москвы-реки, несла с собой инфекционные заболевания, в том числе холеру.
Работы по бурению скважины начались 2 сентября 1897 года. И лишь спустя два месяца из недр земли появилась вода. Эксперты дали заключение о питьевой пригодности воды, и началась грандиозная стройка — начали строительство временной водокачки, затем по городу проложили водонапорные сети, установили шесть водоразаборных колонок, а также заложили водонапорную башню, которую в городе нарекли шуховской, по имени ее автора — великого русского инженера Владимира Григорьевича Шухова (который спроектировал, кроме прочего, всем известную гиперболоидную башню на Шаболовке в Москве).
И вот в 1902 году жители смогли порадоваться чистой артезианской воде, притом абсолютно бесплатно. Полный годовой расход воды составлял 184 500 000 литров, а эксплуатация обходилась в 10 тысяч рублей в год. Для сравнения, сапоги в это время продавали по 1-2 рубля. Чтобы оплачивать эксплуатацию, власти выделяли тысячу рублей, еще тысячу платили те, кто провел воду к себе в дом, а не ходил к колонке. Кстати, уже тогда были счетчики-водомеры, фиксирующие потребление воды! А еще восемь тысяч давала все та же Мария Николаевна Шевлягина.
Прямо напротив колонки находится еще один
музей пастилы, но туда мы уже не ходили. У этого музея также есть свой онлайн-магазин:
http://pastilapodarki.shop.
А еще мы увидели огромного черно-белого кота, который залез на жердочку, повернулся ко всем спиной и позировал. Красивый кот привлекал внимание всех прохожих, и мы тоже не смогли пройти мимо.
На этом наша прогулка по центру Коломны подошла к концу, и мы поехали в район Щурово. Район, если верить легенде, называется так потому, что раньше здесь был непроходимый лес, и выходящие из него люди с непривычки вынуждены были щуриться на солнце. Отсюда и название — Щурово. В конце 19 века здесь возвели огромную красивую Троицкую церковь. Именно ее мы и хотели посмотреть, но внутрь не пошли, так как шла служба. Прицерковная территория очень большая, можно по ней погулять и посмотреть разных домашних животных.
Помимо церкви, здесь располагается православная гимназия, в которой учатся около ста детей. С 2000 года работает благотворительная столовая, а с 2008 — социально-реабилитационный центр для детей-сирот.
И напоследок, совсем уже в темноте, мы поехали в Черкизово, посмотреть на
храм Николая Чудотворца. Он был построен в 1767 году и интересен тем, что в нем много готических элементов: арок, ниш, пинаклей — декоративных копьевидных башенок. Также необычно, что в отделке храма использованы изображения всех четырех карточных мастей. Существует предположение, что автором церкви является Василий Иванович Баженов, но этот вопрос по-прежнему вызывает споры в профессиональных кругах. Стилизованный под готику иконостас со стрельчатами нишами сохранился со времен Екатерины Великой практически в неизменном виде. В доме напротив церкви одно время жила Марина Цветаева, а в саму церковь приезжала молиться Анна Ахматова.
Когда мы приехали, церковь оказалась уже закрыта, но настоятель Владимир сидел рядом и с кем-то беседовал. Он предложил открыть нам церковь, рассказал немного о ее истории, а еще подарил две книги стихов священника Дмитрия Дудко, его предшественника. Большое спасибо за отзывчивость и проведенную для нас мини-экскурсию!
На этом наше путешествие подошло к концу.
Нам очень понравилась Коломна — так все ухожено, уютно, на высшем уровне! Обязательно найдите время, чтобы съездить туда в какой-нибудь выходной, и точно не пожалеете.