Нет

Два дня в Великом Новгороде

Глава 2: День второй

День второй

Великий Новгород идеально подходит для поездки на выходные: здесь небольшой, но очень насыщенный исторический центр, а до загородных достопримечательностей не более получаса езды на машине.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
09.09.201710.09.2017
Предыдущая глава
Следующая глава
На второй день мы отправились в восточную часть Великого Новгорода, перейдя реку Волхов по пешеходному мосту возле кремля. Мост этот примечателен своей формой, за которую его прозвали «горбатым». Помимо этого, в нем нет ничего особенного. Как выразился один из путешественников на Tripadvisor: «Не совсем мост Миллениум в Лондоне, но очень хороший».

День второй

В конце моста нас ждал памятник туристке. В Новгороде вообще есть несколько необычных памятников, о которых мы расскажем в этой главе. Туристка появилась на гранитном парапете в 2009 году как подарок Новгороду в честь 1150-летия города.

Часть Новгорода, где находится детинец, носит название Софийской. Мы же перешли на Торговую сторону и первое, что увидели, была аркада Гостиного двора, которая относится ко второй половине XVIII века. Гостиный двор и торговые ряды были разрушены во время Великой Отечественной войны, и это практически все, что сохранилось.

Меня очень впечатлил Ганзейский фонтан, расположенный неподалеку. Фонтан выполнен в форме гранитного круга, символизирующего стол переговоров. По периметру круга размещены мозаичные гербы 16 стран, входящих в «Новую Ганзу» — международную неправительственную организацию, ставящую своей целью развитие торговли и туризма. Ежегодно в одном из городов «Новой Ганзы» проводят международный фестиваль «Ганзейские дни Нового времени», в рамках которого организуют форум для обсуждений политического, экономического и культурного взаимодействия. В 2009 году Великий Новгород стал первым российским городом, принявшим такой фестиваль, а в 2019 году его проведение планируется в Пскове.

День второй

От фонтана к реке идет 12-метровая дорожка, в конце которой установлена бронзовая скульптура. Если не знать, то совершенно непонятно, что она означает, но, как оказалось, это стилизация двух древних судов — новгородского и ганзейского, но вместо парусов у них сплетенные кроны деревьев.

Затем мы отправились на Ярославово дворище, названное в честь Ярослава Мудрого. Дворище — это большой архитектурный комплекс, включающий в себя несколько церквей и воротную башню.

Очень древней выглядит церковь Параскевы Пятницы, но на самом деле она подверглась значительной реставрации уже в XX веке, поэтому сложно сказать, что из того, что мы видим, — подлинное, а что отстроено заново. Параскева Пятница, как известно, — покровительница женщин, брака и семейного счастья. Считается, что если девушка обойдет трижды вокруг церкви, то семейному счастью быть.

День второй

Самый большой и самый древний храм на территории Ярославова дворища — это Никольский собор. Он был построен в первой половине XII века и отреставрирован совсем недавно на средства ганзейских городов-партнеров. Названия нескольких десятков городов ганзейского союза, финансировавших реставрацию, можно прочесть у главного входа в храм. В основном, это участники из Германии, но также собор поддержали и несколько других стран западной и северной Европы.

Сейчас собор превращен в музей, в котором экспонируются фрагменты фресок XII века. Это удивительное зрелище! Смотрительницы музея очень любят храм, они подробно рассказали нам, что смотреть, чтобы мы ничего не пропустили. Еще они сказали, что ради того, чтобы еще раз увидеть фреску «Страшный суд» люди неоднократно возвращаются в собор, и я их прекрасно понимаю. Самое удивительное, что никто не запрещает фотографировать!

Из нерелигиозных сооружений на Ярославовом дворище представлена Воротная башня, построенная в конце XVII века. Раньше она, как и аркада, являлась частью Гостиного двора. Сейчас в ней располагается музей христианских древностей, но мы в него не пошли.

День второй

Рядом с Воротной башней находятся еще две церкви — Прокопия (слева) и Жен-мироносиц (справа). Обе церкви были построены в первой половине XVI века. Они то ли были закрыты, то ли внутри мы не обнаружили ничего интересного — воспоминаний об интерьерах у меня не сохранилось.

Чуть поодаль от дворища находится дом, построенный в 1869 году одним из очень богатых новгородцев, Бергом. Этот особняк был доходным домом, на первом этаже которого располагалась аптека, а второй и третий сдавались под квартиры. Несколько лет назад здание отреставрировали и открыли ресторан русской кухни под названием «Дом Берга». Он довольно дорогой — мы заходили посмотреть меню, чтобы сориентироваться, где будем обедать.

Затем мы пошли смотреть еще одну очень интересную церковь, Спаса Преображения. Она была построена в 1374 году и расписана самим Феофаном Греком, фрески которого до сих пор сохранились — их очень мало, но хорошо, что хоть часть из них все-таки уцелела.

День второй

Помимо прочего, у церкви необычные фасады, украшенные резными голгофскими крестами. Но самое интересное — это открывшаяся в 1831 году из-под опавшей штукатурки фреска с образом Богоматери Одигитрии. Фреска эта сохраняется на фасаде и по сей день.

Соседний Знаменский собор также интересен как своими архитектурными особенностями, так и росписью стен. Собор был построен в 1688 году, а монументальная живопись выполнена в 1702 году артелью из 30 мастеров.

Кстати, надо сказать, что вход во все церкви, где сохранены фрески, платный — где-то 80 рублей, где-то 150, а для иностранцев дороже. Сережа сказал, что так делать неправильно, а мне кажется совершенно нормальным способствовать изучению собственной истории снижением цен на входные билеты.

Немного проясню свою позицию: я считаю некорректным, когда для жителей разных стран цена разная. Такое много где встречается, в том числе за рубежом, но подобное дифференцирование кажется мне каким-то мелочным и несправедливым.

День второй

На этом древние церкви Новгорода не закончились, и мы пошли смотреть храм Филиппа Апостола и Николы Чудотворца середины XVI века. Раньше это были две отдельные церкви, но в 1608 году их соединили в одну. После хрущёвской антирелигиозной кампании эта церковь осталась единственной действующей в городе.

Мы решили разбавить религиозные сооружения походом к забавной скульптурной группе под названием «Кошки охотятся на голубей». Она расположена на стене дома по адресу ул. Федоровский ручей, 12 — со стороны дома номер 10. Композиция очень динамичная и очень реалистичная: когда я отправила фото родителям, они удивились, как я смогла поймать такой момент и сфотографировать.

Но затем нас снова ждали храмы. Ничего не поделаешь — таков Великий Новгород со своей великой историей. Мы направились к церкви Федора Стратилата XIV века с пристроенной к ней в XVII веке колокольней. Этот храм — эталон новгородского зодчества. На ее стенах также сохранились древние фрески — вообще, это то, что нас очень впечатлило в Новгороде. А еще здесь можно увидеть средневековые надписи на стенах вроде: «Не шуметь, ходите тихо», «Пойду бобром возле реки» или «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал».

День второй

Затем мы прошли к церкви Бориса и Глеба XVI века. Больше всего нам запомнилось объявление на входе: «Звенящие в храме мобильные телефоны будут погружаться в святую воду!»

Если вы думаете, что это все, то нет — была еще церковь Иоанна Богослова XIV века. На многих фотографиях в интернете она с серым куполом, но, видимо не так давно, его перекрасили в светло-зеленый, отчего храм стал выглядеть более уютно.

Напротив нее, на противоположной стороне реки, расположено современное здание с оригинальным футуристичным дизайном. Как ни странно, это академический театр. Раньше возле него находилась еще 42-метровая колонна из бетонных конструкций, по которым было легко забраться наверх, чем пользовались люди, желавшие свести счеты с жизнью. В народе башню прозвали «колонной самоубийц», и через некоторое время ее было решено снести.

День второй

Мы пошли обратно по направлению к пешеходному мосту по набережной Александра Невского, которую не так давно украсили интересными скульптурами. Одна из них — бурый медведь, по легенде вышедший из леса, чтобы посмотреть город, и так ему здесь понравилось, что он до сих пор сидит на лавке и наблюдает за прохожими.

Говорят, зимой он уходит на зимнюю спячку в соседний торговый центр «Диез». Медведь очень полюбился жителям города, а особенно детям — он буквально облеплен ребятней, которая лезет к нему на коленки. Мы хотели сфотографироваться вдвоем, но поняли, что дети просто не дадут нам этого сделать, поэтому на фото один Сережа.

Еще одна скульптура — безымянный мальчик, рисующий гуашью открывающуюся перед ним панораму Новгородского кремля. Возле мальчика стоит раскладной стул — специально для тех, кто хочет понаблюдать за процессом

День второй

Мы решили вернуться в кремль, чтобы подняться на звонницу, а заодно прогуляться еще раз по его ухоженной территории. Обычно под конец поездки мы вдруг вспоминаем, что надо бы сделать пару совместных фотографий на память, и в этот раз решили сфотографироваться на фоне символа города, про который писали в предыдущей главе.

Со звонницы детинца открывается неплохой вид на город и крепостные стены. По стенам можно прогуляться за отдельную плату, но мы не стали, так как шла реконструкция и была открыта совсем маленькая часть.

Звонница, которую мы сейчас видим, относится к XVI веку — именно в это время ее перестроили в связи с появлением новых, более крупных колоколов. Внутри находится выставка «Древние колокола Великого Новгорода», а также несколько старинных колоколов выставлены у подножия здания. Если честно, мне было не очень интересно.

День второй

Также мы зашли в Грановитую палату, в которой располагается выставка древних религиозных принадлежностей. Само здание было построено в XV веке немецкими мастерами в готическом стиле. Во время недавней реставрации готические фасады были частично расчищены в тех местах, где здание не перестраивалось. Внутри, кроме выставки, можно посмотреть на «исторические» сводчатые потолки, а также на макет, изображающий палаты на момент постройки.

Пообедав — угадайте где? всё в той же «Сказке», конечно, — мы решили, что в общем-то, это было все, что мы хотели посмотреть в Новгороде, но времени до поезда оставалось много, и мы вышли прогуляться на набережную Софийской стороны. Там стоял автомат с газировкой, стилизованный под советский. Мы не смогли удержаться и пропустили по стаканчику сладкой воды.

На самом деле, это не сильно помогло скоротать время, но зато мы услышали, как народ зазывают на прогулки на корабликах, и решили этим воспользоваться. Стоила экскурсия 500 рублей с человека, но, честно говоря, экскурсия эта весьма условная — нам в двух словах рассказали то, что мы и так уже знали. Кораблик доезжает до озера Ильмень, разворачивается и плывет обратно без всяких остановок.

День второй

Уже позже, сойдя на берег и прогулявшись чуть дальше по набережной, мы увидели, что бывают экскурсии на маленьких катерах с высадкой на Рюриковом городище, которые стоят всего 250 рублей. Мы, конечно, очень расстроились, но не ехать же второй раз, в самом деле.

Но, в любом случае, осенью 2017 года основная часть Рюрикова городища была закрыта на реконструкцию — поэтому много мы не потеряли. Но вообще съездить туда стоит — судя по всему, там должно быть очень интересно.

Тем не менее, у нас все еще оставалось время посмотреть несколько незапланированных мест, до которых, как мы думали, мы не успеем дойти. Одно из таких мест — церковь Петра и Павла 1406 года постройки. Она даже размещена на коллекционных 50-рублевых монетах серии «Россия во всемирном культурном и природном наследии ЮНЕСКО»

День второй

Затем мы дошли до Зверин-Покровского монастыря. Монастырь носит такое интересное название, потому что раньше неподалеку от него находился лес Зверинец — в нем князья устраивали охоту.

Еще одна древняя постройка, которая нас заинтересовала, — это церковь Троицы ныне недействующего Духова монастыря, построенная в 1557 году. Мне нравятся такие кирпичные постройки, они выглядят очень старинными, с мощной энергетикой.

Уже под вечер мы дошли до католического храма. Он не очень старый — конца XIX века, но довольно большой, построенный в стиле барокко. Открыли его благодаря тому, что в XIX веке в Новгород переселилось довольно много людей из Польши и Прибалтики, где проповедуют католицизм.

День второй

Одной из последних достопримечательностей, которые мы посмотрели за поездку, стала еще одна церковь Федора Стратилата. Меня это удивило — ведь мы уже видели одну церковь Федора Стратилата, которая располагалась совсем другой части города. Тем не менее, здесь есть вторая, построенная в 1682 году.

Последний час до поезда мы провели в Макдональдсе возле вокзала. Уезжать было немного грустно, хотя я не могу сказать, что Новгород меня очень впечатлил. Я ожидала, что он будет более ярким и оживленным, хотя бы как Владимир, но оказалось, что он гораздо более тихий и спокойный. Из этой главы можно сделать вывод, что нам очень нравятся храмы и соборы, ведь мы посмотрели их почти два десятка. Однако это не совсем так — я бы сказала, нам нравится история и архитектура. Здорово, когда религиозные сооружения чем-то разбавлены, но даже если они — главные достопримечательности города, мы все равно смотрим их с интересом, особенно если внутреннее убранство хотя бы частично сохранено.