Начну, как обычно, с того, почему была выбрана именно Хорватия. Во-первых, Сережа там уже был и остался очень доволен: на пляжах люди не сидят друг у друга на головах, красота Балкан сочетается со вкусной едой, а непопулярность английского языка не вызвает языкового барьера: если говорить медленно, то хорваты понимают русский, а мы — хорватский. Во-вторых, нам хотелось на море и так, чтобы практически гарантированно было тепло купаться. Нам повезло: в конце июля было не просто тепло, а очень жарко, при этом температура моря была очень комфортной для меня — 24-25 градусов. Солнце палило нещадно, и мы порадовались, что взяли с собой пляжный зонт — это был наш первый подобный опыт, до этого мы много лет обходились на море без зонта. Ну и на пляж, конечно, ходили в правильное время — утром уходили до 12, а вечером приходили после 16.
Вообще Хорватия интересна тем, что каждый найдет здесь себе развлечения по душе: кроме моря, здесь есть и горы, и древние города, и острова, и национальные парки. Этим мы и воспользовались, попытавшись вместить максимум в наш двухнедельный отпуск. Добравшись до деревушки
Подаца (Podaca) на берегу Адриатического моря, мы поселились в заранее забронированных крохотных апартаментах в ста метрах от пляжа и чередовали купание с культурной программой.
Первый день путешествия не запомнился ничем примечательным. В который раз мы ехали по маршруту Москва-Брест, который перестал быть для нас интересным. Выехали мы в 6:30 утра, поэтому встали ни свет ни заря. Во время приготовления бутербородов в дорогу обнаружилось, что из десяти кусочков хлеба чудесным образом получается пять сэндвичей и еще два кусочка остается. Ранее утро не располагает к математике, и из лишних кусков я сделала шестой бутерброд. Когда же мы остановились в Белоруссии, чтобы поесть, оказалось, что у двух сэндвичей отсутствует верхний кусок хлеба. Вывод из этого сделали такой: еду нужно тоже собирать с вечера, а то утром я плохо соображаю.
Сережино лицо воплощает недовольство недобутербродом
Обычно мы обедаем под Минском в каком-нибудь из придорожных кафе (это очень дешево — не более 900 российских рублей на двоих за полноценный обед с тремя блюдами), но в этот раз мы решили поставить эксперимент и заночевать не сразу после границы, а проехать еще 100 километров вглубь Польши, чтобы сэкономить лишний час на осмотр словацкого замка Стара Любовня на следующий день. Чтобы не приезжать в польский отель слишком поздно, мы не стали тратить время на обед в кафе и перекусили приготовленными дома бутербродами с чаем из термоса. В итоге к 19:40 мы уже были на погранпереходе Домачево с белорусской стороны. Но с первого захода проехать шлагбаум пограничников в этот раз не удалось. Сотрудник погранслужбы вежливо, но все же с каплей раздражения указал мне на то, что я проехал к шлагбауму напрямую, минуя знак "кирпич" и пустой накопитель справа от дороги. В воспитательных целях наш экипаж был отправлен на второй круг, после чего шлагбаум был поднят. Почему-то раньше я этот знак в Домачево никогда не замечал.На польской границе собралась очередь из четырех-пяти машин, стоявших в один коридор. Соседний коридор был полностью свободен, но над ним горел красный свет. Не долго думая, Сережа подошел к таможеннику и спросил, можем ли мы проехать туда. Нам разрешили, и мы, сопровождаемые завистливыми взглядами соотечественников, проехали прямо к окошку. Через несколько минут трюк захотел повторить мотоциклист, но ему не повезло с собеседником: со словами "нет, горит красный" он был отправлен обратно в очередь. Расстроенный мотоциклист ушел обратно, а нам тем временем открыли шлагбаум, и мы оказались на польской стороне.
На волне легкой эйфории после прохождения границы село Словатыче (Sławatycze) обычно проезжается на одном дыхании, но в этот раз мы обратили внимание, что и здесь есть на что взглянуть: например, на необычную для этих мест православную церковь или расположившийся через дорогу от нее католический костел со статуей Ионна Павла II.Мы ночевали недалеко от города Хелм (Chełm) в небольшом и очень приятном отельчике
Zajazd Gościniec. Кухня в отеле работала до половины десятого, и мы успели недорого и вкусно поужинать супом и салатом. Надо отметить суп Форшмак (Forszmak lubelski), характерный для Люблинского воеводства, — это местное название очень густой солянки. Не стоит путать его с еврейским блюдом Форшмак из селедки! Вообще, каждый раз в Польше мы заказываем супы — другим европейским и даже русской кухне очень сложно соперничать в этом плане с поляками. Супы у них нажористые, с большим количеством гущи. Часто их красиво подают, в горшочках или с хлебной шапкой.
В отеле царила настоящая деревенская атмосфера, и проснулись мы в 6 утра от крика петуха. За окном — сельский пейзаж, гуляют куры, во дворе на цепи сидит собака, но не злая, а очень дружелюбная. Пока мы собирались отъезжать, она все время скулила и просила с ней пообщаться, а потом и вовсе не хотела нас отпускать.
Из гостиницы мы выехали в 9:20. Гугл-карты перед выездом показывали, что до замка в Словакии мы доедем за пять часов, но оффлайн навигатор в машине настаивал на том, что дорога займет на час больше. Навигатор оказался прав — хоть поляки и стремительно перестраивают автомобильную сеть, меняя ее к лучшему, наша дорога №836 оказалась полностью убитой. Скорость порой не превышала 20-30 км/час. Все-таки польские региональные дороги с трехзначным номером стоит пока, по возможности, избегать.
Проголодавшись, мы долго искали место для обеда, и в этот раз это оказалось нетривиальной задачей. Дело в том, что мы долго ехали вдоль реки Дунаец (да, именно так), и во всех барах и ресторанах был полный аншлаг — местные целыми семьями в выходной выбрались на пляж и, накупавшись, шли обедать. В итоге кое-как мы нашли свободный столик в кафе самообслуживания под названием
Taurus Bar. По уровню это кафе примерно соответствует нашему “Му-му”. Обедали мы, конечно, снова супом — на этот раз также традиционным Журеком, который мы пробовали уже в самых разных вариациях: с колбасой, с яйцами, в хлебной “тарелке”. Каждый раз он невероятно вкусный!
Долина Дунайца, особенно в районе озера Rożnów, удивительно живописная: река то здесь, то там образует широкие заливы в излучинах, на которые открываются замечательные виды с дороги, идущей по высокому берегу.Когда мы приехали в Словакию, погода начала портиться. Местами накрапывал дождь, было очень душно, как будто вот-вот должна была начаться гроза. Возле замка
Стара Любовня (Stará Ľubovňa), куда мы, собственно, и направлялись, за пару часов до нашего приезда сошел сель, повсюду на дороге валялись мелкие и крупные камни, периодически проезжали пожарные машины, и мы вообще не были уверены, что замок будет открыт. Однако, нам повезло, и мы смогли беспрепятственно в него подняться. Вход в Стару Любовню стоит 5 евро для взрослых и 2,5 евро для детей и студентов.
Честно говоря, перед поездкой мы не искали информацию про историю замка, так как
заранее узнали, что либо попадем на русско — или англоязычную экскурсию, либо нам дадут распечатки с планом и кратким описанием крепости. Также практически в каждом зале есть таблички с подробным описанием экспозиций. На русском таких табличек нет, среди наших соотечественников замок не очень популярен. Мне кажется, зря — это один из самых интересных замков, которые я видела. А моросящий дождь, грозные черные тучи, сгустившиеся над нами ближе к концу осмотра, и гром добавляли красоты и антуража. Правда, в самом конце пошел сильнейший ливень, что нас все же немного расстроило.
В этот день в Словакии был объявлен оранжевый уровень опасности по грозам и мы всерьез опасались, что стихия может нарушить нашли планы и мы не успеем в замок. Но все обошлось: мы не раз видели последствия грозы со шквалистым ветром, но сама гроза обходила нас стороной.Замок был построен в 1301-1308 годах венгерским королем. В XV веке замок продали полякам, но в 1769 году венгерские войска вновь захватили крепость, покончив с польской властью на близлежащей территории. Замок очень хорошо сохранился, здесь можно долго гулять и осматривать каждый уголок, тем более, что со стен открываются шикарные виды.
Непосредственно перед крепостью стоят два креста, в которые в большом количестве вбиты гвозди. Такой же крест лежит в одной из комнат замка, но нет пояснений, что это и зачем было сделано. Мы такое видим впервые и, к сожалению, не смогли найти никакой информации о том, какой смысл несут эти гвозди.
Как нам подсказали уже после публикации отчёта, за некоторое время до нашего визита в замке проводилась акция, где каждый желающий мог вбить свой гвоздь в один из крестов. Теперь эти кресты экспонируются перед замком. Судя по всему, мы тоже могли вбить свой: ящик с гвоздями и молотком видно на одной из фотографий.Кроме, собственно, стен и помещений, в замке представлено очень много разнообразных экспозиций. Например, выставка о ремесле — подробно показано, как мастера делали свечи, красили ткани, ковали, делали обувь и шапки.
Большая экспозиция посвящена изготовлению алкоголя. Крепкие напитки в регионе Спиш начали делать еще в 12 веке. Уже в 1343 году встречаются письменные упоминания о знаменитом пабе (“Taberna Krempak” — “Паб на границе”) по соседству со Старой Любовней. Паб находился на важном торговом пути от Старой Любовны в Словакии до Пивницы в Польше и на протяжении веков был центром социальной жизни, где купцы и паломники из разных стран останавливались, чтобы подкрепиться, переночевать или просто хорошо провести время, обменявшись деньгами или сплетнями.
Перегонный цех в самом замке был основан в 17 веке. Здесь готовили напитки наподобие самогонки из ржи, пшеницы, ячменя и овса. В 1929 году цех переквалифицировали и стали изготовлять алкогольные напитки из можжевельника, травяные ликеры, бренди на основе яиц и шоколада, сливовицу и ром. Сейчас в замке уже ничего не производят, но этот регион все еще является одним из самых главных по изготовлению крепкого алкоголя в Центральной Европе.
В нескольких помещениях замка сохранились интерьеры 19 века — они гораздо проще и скромнее, чем мы видели в чешских и немецких замках, но все равно интересные.
Помимо замка и его исторических экспозиций можно посмотреть скансен — музей под открытым небом со множеством домов и других зданий, демонстрирующих народную архитектуру Словакии. Самый интересный экспонат — деревянная греко-католическая церковь, построенная в 1833 году. В скансен мы не попали, так как были ограничены во времени, о чем, на самом деле, немного жалеем. Судя по описанию, он стоит того, чтобы туда зайти. По-хорошему, на подробный осмотр замка и скансена нужно закладывать часа 4. А у нас было всего 2, так как нужно было успеть в отель к 22:00 — позже закрывалась стойка регистрации.
В общем, побывав в Словакии уже не первый раз, мы снова пришли к выводу, что в этой стране есть, что посмотреть и что она неоправданно непопулярна среди туристов. А какая здесь природа! Яркие, подсвеченные солнцем желтые поля, темно-серые тучи, горы на горизонте. Нам еще очень повезло застать яркую двойную радугу, но не повезло не сделать ни одной качественной фотографии на ходу.
Мы проехали вдоль подножия Высоких Татр по дорогам 66 и Е50, после чего пересекли Низкие Татры по серпантинам шоссе 72, используя в качестве ориентира деревню Горна Легота (Horná Lehota). Панорамный вид, величие и неприступность Высоких Татр, подсвеченных заходящим солнцем, постепенно сменились извилистыми дорогами и буйством зелени Низких. Водить машину или даже просто смотреть в окно в этих краях — сплошное удовольствие!По дороге к отелю мы проезжали небольшой городок
Хибе (Hybe) с интересными старинными домиками, выстроенными непрерывной стеной вдоль дороги. Позже оказалось, что Хибе был основан в конце 12 века и приобрел известность как шахтерский город.
Ночевали мы в гостевом доме при пиццерии
Granorollo в небольшом городке Tesárske Mlyňany — и в ней, кстати, весьма вкусно поужинали пиццей, несмотря на то, что приехали всего за 10 минут до закрытия. Хозяйка этого заведения ни слова не говорит по-английски, но нам повезло, что с ней сидела ее подруга, которая как раз-таки разговаривала хорошо. Но в целом, и по-словацки все достаточно понятно, если говорят медленно.
В целом, номер нам понравился — он достаточно комфортный и уютный, но есть два больших минуса. Во-первых, нет душевой кабины — только ванна со встроенным в нее душем, который невозможно где-либо закрепить, а занавеска не предусмотрена. Но самый большой минус — это отсутствие кондиционера в номере без полноценного окна: историческое здание, судя по всему, не стали сильно перестраивать и номерам достались лишь небольшие окошки, которые, вероятно, когда-то были слуховыми. Ночью было очень душно.
Зато завтрак получился очень душевный. Вроде ничего особенного — яичница с сосиской, овощи, хлеб, джем, сок, кофе. Но подано красиво и видно, что приготовлено с душой. И сам факт, что ты завтракаешь на террасе, поднимает настроение перед долгой дорогой в Хорватию.
В этот раз мы проехали не один десяток километров по отличным платным дорогам Словакии, которые требуют покупки виньетки. С 2015 года виньетка в Словакии, как и в соседней Венгрии, стала виртуальной и купить ее можно из дома через интернет. Виньетку для дорог Словакии можно приобрести на сайте www.eznamka.sk, а для дорог Венгрии — на сайте https://ematrica.nemzetiutdij.hu. После оплаты как на первом, так и на втором сайте на почту придет квитанция, которую рекомендуется распечатать и взять в поездку с собой. Вопреки распространенным в интернете слухам, курс валюты при покупке виртуальных виньеток абсолютно обычный (во всяком случае, на упомянутых сайтах).
Подробный план нашей поездки с километражом, расчетным временем и пояснениями к каждому из участков маршрута можно скачать по этой ссылке.