Нет
Да

В Бенилюкс через Польшу и Германию

Глава 11: Брюгге
Море зелени в Варшаве и Берлине, тюльпановый рай в Кёкенхофе, идеальные голландские деревни, потрясающий Амстердам, сказочно-старинная архитектура Бельгии, живописные Арденны и дождливый Люксембург — всё это нам удалось увидеть на майских праздниках в 2019 году. Одна из самых насыщенных наших поездок — как по маршруту, так и по эмоциям.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
27.04.201912.05.2019
Наше краткое знакомство с Нидерландами закончилось, и утром пятого мая мы сели в машину, чтобы переехать в Бельгию. Было очень холодно, всего семь градусов тепла, шёл ливень, и мне пришлось надеть ещё один слой одежды, хотя, гуляя по Амстердаму, я думала, что дальше уже некуда.

Серёжа проложил маршрут так, чтобы часть его прошла не по магистрали, а по деревенькам вдоль моря. В скором времени началась Зеландия — одна из провинций в Нидерландах, в честь которой и названа страна Новая Зеландия, открытая в своё время голландским мореплавателем Абелем Тасманом. Мы остановились в придорожном кармане, чтобы взобраться на дюну. Сильнейший ветер наверху трепал кусты и приносил морской запах, даря нам ощущение полной свободы.

Брюгге

Вдали мы увидели множество сёрферов, и я им немного позавидовала: очень давно хочу попробовать этот вид спорта, но для этого нужно целенаправленно куда-то поехать и потратить целый отпуск. Пока у нас другие приоритеты в виде многокилометровых прогулок по городам и осмотра архитектуры. Главное, чтобы в какой-то момент мы, посмотрев на себя в зеркало, не осознали вдруг, что уже слишком стары и дряхлы для серфинга :)

Следующую остановку мы сделали на пляже Neeltje Jans. В начале мая он оказался абсолютно пуст, но, несмотря на это, было открыто пляжное кафе и работала спасательная станция. Видимо, летом здесь отдыхает много народа, хотя мне сложно представить, что тут когда-то бывает тепло. Прочитав незадолго до поездки книгу «Ребекка» Дафны Дю Морье, я, гуляя по пляжу, почувствовала себя героиней романа о путешествиях в начале XX века.

В эту поездку я второй раз оказалась на Северном море: первый раз я гуляла по его берегу зимой в 2013 году в Гааге. Тогда тоже дул такой сильный ветер, что, казалось, он снесёт всё на своём пути. Этим ветром голландцы активно пользуются: повсюду стоят ветряки. Обычно мы наблюдали их издалека, но здесь нам выпала возможность подойти совсем близко. Оказаться возле ветряка, который крутится во всю мощь, одновременно и захватывающе, и страшно: огромные остроконечные лопасти с шумом несутся на тебя на огромной скорости.

Брюгге

На пляже мы встретили несколько семей с собаками. Для собак здесь настоящий рай, и они довольны больше всех присутствующих: можно побегать вволю и размять лапы после поездки в машине. Прибой создаёт плотную неспадающую пену на пляжном песке, и собаки с интересом пытаются её исследовать, с опасением наблюдая за каждой очередной набегающей волной.

Со всеми остановками мы оказались в Брюгге только в начале третьего, хотя сама по себе дорога из Амстердама по берегу моря занимает лишь на час больше, чем прямая по скоростным шоссе. Планируя поездку, мы раздумывали, не купить ли нам Bruggecard, позволяющую сэкономить на посещении самых примечательных городских объектов, но в итоге поняли, что времени всё равно остается не так уж много, и решили зайти только в самые интересные места.

Поставив машину на парковке Interparking всего за три с половиной евро в сутки, мы отправились в парк Minnewaterpark, известный своим озером с поэтическим названием озеро Любви. С озером связана легенда о девушке Минне и её возлюбленном по имени Стромберг. Легенда классическая: родители были против этих отношений, и отец Минны подыскал ей другого жениха. От отчаяния девушка сбежала в лес и плутала там, пока Стромберг её не нашел. Обессилевшая, она умерла на его руках на том самом месте, где сейчас стоит Пороховая башня. А юноша перегородил речку, устроил могилу в пересохшем русле и снова пустил воду. Так образовалось озеро Любви.

Брюгге

Погуляв по парку, мы решили, что пора искать место для обеда. Дешёвая парковка обманула наши ожидания, и мы поняли, что в Брюгге цены кусаются: одно блюдо на одного человека в среднем стоит 20 евро. Серёжа взял мясо на гриле и пиво, а я бельгийскую вафлю и горячий шоколад. Такой скромный обед обошелся нам в 45 евро.

Пообедав, мы отправились на прогулку по городу и первым делом посетили бегинаж. Это уже второй бегинаж, который мы видели — про первый мы рассказывали в главе про Амстердам. В Брюгге он занимает целый квартал. Сейчас каждый желающий может арендовать здесь домик, но это удовольствие не из дешёвых.

Следом мы посмотрели на самое старое лечебное заведение Европы — госпиталь Святого Иоанна, основанный ещё в XII веке. На протяжении многих веков он выполнял функции медицинского учреждения, пока в 1976 году его не упразднили. Сейчас здесь располагается музей Ганса Мемлинга, фламандского живописца второй половины XV века.

Брюгге

Самое высокое здание Брюгге — церковь Богоматери, построенная в 1280 году. Её башня высотой 122 метра видна из многих точек города. Церковь интересна ещё и тем, что в ней находится единственная скульптура Микеланджело, которая была вывезена за пределы Италии при его жизни. Дважды её похищали французы и немцы и дважды возвращали обратно. В саму церковь можно попасть бесплатно, а вот часть со скульптурой огорожена, туда вход только по билетам.

Ещёе одна знаменитая церковь Брюгге — собор святого Сальватора, или, по-нашему, Спасителя. Он стоял на этом месте с IX века, но многократно разрушался и перестраивался, так что сейчас это здание представляет собой собрание нескольких эпох. С 1834 года церковь святого Сальватора считается главным католическим храмом города, а основной её особенностью принято считать гобелены XVIII века, составляющие внутреннее убранство церкви.

В соборе святого Сальватора мы оказались очень вовремя. Можно сказать, запрыгнули в последний вагон, потому что как раз за нами её закрыли. Нам же посчастливилось переждать дождь в окружении предметов искусства XV-XVII веков. Сокровищница церкви, как и она сама, внезапно оказалась бесплатной для посещения.

Брюгге

Одно из самых популярных мест в Брюгге — набережная Роз. По некоторым данным, оно и самое фотографируемое в городе. Мы тоже не обошли набережную стороной — здесь действительно очень симпатично. При желании тут можно заказать экскурсию по каналам на кораблике, но у нас такого желания не было.

От набережной мы прошли на центральную площадь города — площадь Бург, с которой когда-то и началась история Брюгге. Вернее, когда-то здесь стоял первый графский замок, который постепенно, как это было принято в те времена, оброс домами крестьян. Сейчас на площади можно увидеть множество старинных зданий различных эпох и разных архитектурных стилей.

Одно из примечательных зданий — базилика Святой Крови XII века. Есть несколько легенд, повествующих о том, как была собрана кровь Иисуса Христа и как она оказалась в небольшой часовенке, принадлежащей церкви, но ни одна из этих легенд не является достоверной.

Брюгге

Другая важная достопримечательность площади Бург — городская ратуша, построенная в 1421 году. Считается, что это самый старинный образец архитектурного стиля «пламенеющая готика», в котором построено так много зданий в Париже. Ратуша стала законодательницей мод того времени, и многие другие ратуши современной Бельгии и Нидерландов были построены именно по её подобию.

Ещё одна интересная площадь Брюгге — Рыночная, заложенная около тысячи лет назад. В Средние века Брюгге был одним из самых влиятельных европейских городов. Ежедневно в его порт прибывали корабли, нагруженные товарами, многие из которых продавались именно на Рыночной площади. Позднее здесь возвели здание правительства провинции Брюгге, для работы над которым были приглашены лучшие архитекторы Бельгии. Центральная часть здания до сих пор используется как зал для заседаний представителя короля в провинции и местной власти.

В центре площади установлен памятник национальным героям Фландрии — Брейделю и Конинку. Эти господа в 1302 году устроили резню французского гарнизона, вошедшую в историю как Брюггская заутреня. Из-за жестокости эту расправу стали называть «Варфаломеевской ночью Фландрии», а также она положила начало языковой войне в Бельгии.

Брюгге

На Рыночной площади находится один из самых известных символов города — средневековая колокольня Белфорт, возведенная в 1280 году. Колокола башни объявляли время, с помощью них поднимали пожарную тревогу, по выходным и праздникам вызванивали красивые мелодии. Сейчас на башне сохранилась пара десятков колоколов, датированных 1741 годом. Было бы интересно на них посмотреть, но мы подошли к башне уже около шести вечера, когда она как раз закрывалась для посетителей.

От Белфорта мы прошли к площади Яичного рынка, которая выделяется среди других необычным фонтаном. Лев, символ Фландрии, и медведь, которого по легенде заколол первый граф Фландрии, держат в своих лапах гербовый щит города.

Неподалеку от Яичного рынка находится церковь Святого Иакова, построенная в XVI веке. Примечательна она тем, что здесь захоронены художник Рубенс и его семья. К сожалению, мы не увидели усыпальницу, потому что церковь уже закрывалась, и мы мельком посмотрели её интерьер из дверей.

Но, как оказалось, расстраивались мы зря. Читатель под ником VM сообщил нам в комментариях, что никаких захоронений Рубенсов в этом храме нет: их усыпальница действительно устроена в церкви Святого Иакова, но вовсе не в Брюгге, а в той, что находится в соседнем Антверпене.

Брюгге

Чуть дальше находится самая загадочная достопримечательность Брюгге — Чёрный дом. Некоторые говорят, что он принадлежал рыцарям тамплиерам, другие считают, что им владели купцы из Валенсии, использовавшие дом как склад тканей. Чёрный дом был построен в 1482 году и с того времени мало изменился. Это классический пример брюггской застройки XV века. Сейчас Черный дом используется как кафе.

От Чёрного дома мы вышли к другому зданию с интересной историей — дому Ван дер Бёрзе, человека, который играл ключевую роль во внешней торговле города в XV веке. Перед его домом всегда толпился народ, потому что именно здесь заключались сделки. Так постепенно имя жителя Брюгге Ван дер Бёрзе превратилось в нарицательное "биржа" и вошло во все европейские языки.

Ещё одно здание, которое привлекло наше внимание — гражданская ложа. Она была построена в начале XIII века, и в ходе многочисленных реконструкций приобрела современный готический облик. До 1715 года здание использовалось для проведения торговых переговоров и заключения сделок, а потом его занял аристократический клуб под названием «Белый Медведь». Именно он установил небольшую фигуру медведя в нишу на углу здания. Правда, медведя поставили бурого, а не белого, с отсылкой к тому самому, которого заколол первый граф Фландрии.

Брюгге

Помимо Рубенса, о захоронения которого я писала выше, во Фландрии были и другие известные художники, например, Ян ван Эйк – изобретатель масляных красок. В честь него названа площадь, появившаяся в Брюгге в 1787 году. Благодаря ван Эйку масляная техника стала традиционной для Нидерландов, в XV веке пришла в Германию и во Францию, а оттуда — в Италию. Самая известная работа художника — алтарь в Соборе Святого Бавона в Генте, о котором мы подробно расскажем в следующей главе.

Площадь ван Эйка находится прямо рядом с одним из каналов Брюгге, и мы решили воспользоваться этим и погулять по набережным. В большинстве путеводителей можно встретить очередное сравнение города с Венецией, но мне это не близко. Как главную пешеходную улицу в российских городах неизменно называют «вторым Арбатом», так и любой город с каналами становится «второй Венецией». Ну нет. На мой взгляд, нет ничего общего между Брюгге и Венецией.

Как я уже говорила, в Средние века Брюгге был одним из торговых центров Европы, и сеть многочисленных каналов позволяла доставлять продукты к Рыночной площади. Сейчас же по ним плавают разве что экскурсионные лодки и кораблики. Говорят, что в городе всего пять семей, которым позволено организовывать экскурсии в открытых лодках, и каждая из семей владеет всего четырьмя лодками. Не знаю, правда ли это, но водных экскурсий мы видели много.

Брюгге

Прогулявшись по набережным, мы подошли к Иерусалимской церкви, построенной в XV веке по образу храма Гроба Господня. Колокольню церкви венчает медный шар и крест, привезенный из Иерусалима. Церковь была построена на средства супругов Адорн, которые пожелали быть упокоенными в чёрной мраморной гробнице, очень напоминающей Гроб Господень.

Следующей достопримечательностью, которую мы посетили, стали ворота Святого Креста. Надо сказать, что это старейшее сооружение Брюгге, сохранившееся в изначальном виде. Предположительно, их возвели в XIII веке. Мощные ворота никогда не участвовали в оборонительных действиях, хотя стены города много раз подвергались осаде. Считается, что если пройти под воротами Святого Креста три раза подряд, то исполнится загаданное желание. И хотя движение пешеходов в этом месте запрещено, мы решили пройтись. Моё желание, как всегда и бывает в поездках, исполнилось!

Напоследок мы дошли до мельниц. В Брюгге сохранилось три мельницы XVI-XVIII веков на территории бывших городских валов. Сейчас здесь симпатичный парк, в котором практически нет туристов. Две мельницы до сих пор находятся в действующем состоянии и открыты для посещения. Но даже если бы мы пришли не так поздно, когда они уже были закрыты, то всё равно бы не пошли внутрь, так как уже насмотрелись на них в Зандаме. По этой же причине мы посмотрели только две мельницы, а третью искать не стали.

Брюгге

В любом случае, мы сделали вывод, что в Брюгге нужно приезжать пораньше, чтобы иметь возможность посетить его основные достопримечательности. Кроме того, здесь очень приятно просто погулять. Стоит отойти от центральных улиц — и туристов уже нет, хотя маленькие боковые переулки тоже очень симпатичные. А на центральных улицах поток пешеходов резко спадает после семи вечера. Видимо, многие, как и мы, приезжают сюда одним днем.

На самом деле, надо признаться, что наша поездка по Бенилюксу получилась очень насыщенная, а Брюгге был только серединой пути. Тем не менее, мы уже чувствовали себя порядком уставшими, проходя каждый день по двадцать с лишним километров, а ноги начали возмущаться из-за таких походов. Наше восприятие достопримечательностей немного притупилось, и мы подумали, что стоило бы устроить день отдыха и ничегонеделания в каких-нибудь термах. Но даже несмотря на это, в Брюгге хотелось бы задержаться ещё на пару часов и просто погулять без карты по его средневековым улочкам.

Оказалось, что путь в отель заготовил для нас ещё немного впечатлений. В этот день был такой красивый закат, что я не выдержала и попросила Серёжу остановиться в какой-нибудь деревеньке, чтобы я смогла его сфотографировать. Небо подсвечивалось так, словно это второе пришествие Христа, а не заходящее за горизонт солнце. В полном восторге мы простояли несколько минут и, умиротворенные, поехали спать в загородный отель Woestyne Business & Leisure Apartments в предвкушении нового дня в Генте.