Нет
Да

В Бенилюкс через Польшу и Германию

Глава 10: Второй день в Амстердаме
Море зелени в Варшаве и Берлине, тюльпановый рай в Кёкенхофе, идеальные голландские деревни, потрясающий Амстердам, сказочно-старинная архитектура Бельгии, живописные Арденны и дождливый Люксембург — всё это нам удалось увидеть на майских праздниках в 2019 году. Одна из самых насыщенных наших поездок — как по маршруту, так и по эмоциям.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
27.04.201912.05.2019
Мы проснулись в начале девятого и поехали в город уже известным маршрутом: на автобусе и затем на метро. Доехав до станции Pijp и позавтракав в уютном кафе Le Pain Quotidien, мы прогулялись до протестанской церкви Oranjekerk, построенной в начале XX века. Большая часть церкви сейчас используется как офисное здание: теперь здесь размещаются две частные компании. Подобную удивительную для XXI века эксплуатацию церквей мы видели и в предыдущий день в Амстердаме.

Второй день в Амстердаме

Район Pijp — это один из спальных районов Амстердама. Сейчас он считается примером дешёвой застройки XIX века, но когда-то предполагалось, что он будет совсем другим. Планировалось, что Pijp станет новым центром города, с подведённой железной дорогой и стильными домами, как в лучших жилых районах Вены и Парижа. Однако городской совет отклонил этот проект и получилось то, что получилось. Тем не менее, здесь очень уютно, чистенько и ухоженно — совсем не так, как в аналогичных районах в Москве.

Вдоль речки стоят дома, а возле каждого из них «припаркованы» лодки и небольшие катера. Некоторые в отличном состоянии, а другими явно давно не пользуются. Такие заброшенные судна облюбовали птицы и вьют там гнезда, а на одном катере мы увидели крупную цаплю, греющуюся на солнышке.

Через некоторое время мы дошли до мельницы De Gooyer. Она расположена в стороне от основных достопримечательностей города, поэтому мы не смогли попасть на экскурсию в мини-пивоварню, которая находится рядом с ней, — экскурсии проводят только по субботам в 15:30, а это значит, что нам пришлось бы разбить день, чтобы съездить сюда в обед и затем вернуться обратно в центр. Сама же мельница закрыта для посетителей, однако из шести сохранившихся мельниц Амстердама De Gooyer — ближайшая к центру. Построенная в 1725 году, она является самой высокой в Нидерландах.

Второй день в Амстердаме

По пути к музею Немо мы случайно наткнулись на Восточную церковь. Она была построена в XVII веке. Изначально на длинной улице Керкстрат предполагалось построить четыре церкви, но в итоге удалось возвести лишь одну — Восточную. А мы, увидев её, таким образом посмотрели все четыре церкви Амстердама, названные по сторонам света.

Музей науки и техники «Немо» напоминает нос тонущего корабля. Как я писала в предыдущей главе, в эту поездку мы не планировали посещать музеи Амстердама, но этот привлек нас тем, что можно бесплатно попасть на его крышу, где оборудована очень приятная площадка со скамейками и фонтанчиками и, внезапно, бесплатный туалет — начиная с Германии, все общественные туалеты, которые мы посещали, были платными и стоили от 0,5 до 1 евро.

Также на крыше есть относительно недорогое кафе, где продают сэндвичи, мороженое и кофе. Со смотровой площадки открывается отличный вид на город, и здесь очень приятно сделать небольшой привал, отдохнув на солнышке.

Второй день в Амстердаме

Но честно говоря, солнышко баловало нас недолго. Погода стремительно менялась: то внезапно начинался дождь с ветром, переходящим в ураганный, то вдруг также неожиданно возвращались солнце и тишина. Несмотря на начало мая, на улице было не больше одиннадцати градусов, и все вокруг ходили в куртках и в шарфах. В Москве такую картину обычно наблюдаешь в сентябре.

Рядом с музеем «Немо» расположен музей судоходства. Первоначально это здание, построенное в 1656 году, служило складом адмиралтейства, где хранились паруса, пушки, флаги и всё необходимое для снаряжения кораблей, и лишь во второй половине XX века его передали музею. Сейчас рядом с музеем пришвартована реплика корабля «Амстердам», затонувшего возле берегов Англии в 1749 году.

Спустившись с крыши музея «Немо», мы направились к башне Монтелбансторен, построенной в начале XVI века в качестве оборонительной. Башня, однако, довольно быстро перестала выполнять свою изначальную функцию, и ее передали Управлению водного хозяйства Амстердама. Сейчас здесь находится офис частной лодочной станции.

Второй день в Амстердаме

Затем мы прошли к необычной для Амстердама неоклассической церкви Аарона и Моисея, которая сейчас не действует. Ее история тесно связана с запретом католицизма в Голландии в XVI веке, когда власть боролась против испанского господства. Католики тогда не могли свободно исповедовать свою религию, что привело к созданию тайных часовен, одна из которых располагалась в церкви Аарона и Моисея.

Неподалеку от церкви стоит памятник философу Спинозе, который жил в Амстердаме в XVII веке. Прямо скажем, мы не были знакомы с его теориями, но имя это на слуху, а в Нидерландах Спиноза считается гордостью страны. В его честь названа самая престижная премия Голландии в области науки, его портрет размещался на банкнотах в 1000 гульден, которые были в обороте до введения евро.

Совсем рядом находится и дом-музей Рембрандта, где художник прожил девятнадцать лет: с 1639 года, когда он находился на пике славы и мог позволить себе этот особняк, и до 1658 года, когда он объявил себя банкротом. Практически ничто не сохранилось в первозданном виде: ни само здание, ни его интерьеры. Разорившийся Рембрандт распродал свою мебель, а его сын, Титус, сумел выкупить лишь драгоценное зеркало с рамой из слоновой кости, которым обычно пользовался его отец, работая над автопортретами. К сожалению, вернувшись домой, Титус случайно уронил зеркало, и оно разбилось вдребезги.

Второй день в Амстердаме

В разных городах нам очень нравится посещать достопримечательности с эпитетом «самый». Так в Амстердаме мы посмотрели один из домов, который претендует на звание самого маленького в городе: шириной два метра и глубиной около шести. Впервые дом был упомянут в городских архивах в 1738 году. Вначале он был даже меньше, чем сейчас — только первый этаж, покрытый крышей. Несколькими десятилетиями позже дом был перестроен и с тех пор уже не менялся. В 2014 году здесь открыли самый маленький чайный магазин в Амстердаме с чайной комнатой на втором этаже, которая вмещает пять человек. Там подают завтраки по цене 16-35 евро с человека и полдники за 25-35 евро.

Постепенно мы подобрались к самому, пожалуй, известному району Амстердама — кварталу красных фонарей, в котором сосредоточена секс-индустрия города. Первые этажи домов здесь заняты окнами-витринами, в каждой из которых «выставляется» девушка, предлагающая свои услуги. Девушки стоят даже днём и, что нас поразило, прямо напротив одной из самых важных церквей города — Аудекерк, хоть она и недействующая. Фотографий секс-работниц у нас нет, поскольку сутенеры очень бдительно следят за тем, чтобы девушек не фотографировали.

Из квартала красных фонарей мы снова прошли в Китайский квартал, на этот раз — чтобы посмотреть крупнейший буддистский монастырь Европы: Хе Хуа, что значит «цветок лотоса». Храм появился на месте бывшего средневекового монастыря в 1994 году. Я многого ждала от его посещения, потому что до этого практически не бывала в буддистских храмах, однако меня постигло разочарование: в главный зал можно попасть лишь по буддистским праздникам, воскресеньям и в первый и пятнадцатый дни по китайскому календарю. Поэтому нам пришлось удовольствоваться лишь маленькой и не самой интересной частью храма.

Второй день в Амстердаме

Как я уже говорила в предыдущей главе, я любитель китайской еды, а Серёжа проявляет к ней интерес гораздо в меньшей степени — поэтому, даже несмотря на то, что мы вновь были в Китайском квартале, настаивать на повторном посещении их традиционного ресторана я не могла, и мы пообедали в мясном ресторанчике на одной из соседних улиц обычными европейскими бургерами. Название бургерной мы не запомнили, но в Амстердаме их достаточное количество, чтобы каждый мог найти себе заведение на свой вкус и кошелёк.

Улочки Китайского квартала выходят на Новую площадь, где разворачивается торговля всякой всячиной: едой, антиквариатом, сувенирами и книгами. Мы, например, купили там вкусный голландский сыр. Но главное, на Новой площади стоит Весовая палата — старейшее светское здание, сохранившееся в столице Нидерландов. Весовая палата была построена в XVII веке, в то время, когда палата на площади Дам уже перестала справляться с потоком товаров.

В этот день нас то и дело застигал врасплох дождь, и нам приходилось укрываться в арках домов или под козырьками ближайших кафе. Но когда мы снова оказались возле Центрального вокзала, солнце светило вовсю, и здание с чуть иного, чем вчера, ракурса заиграло новыми красками.

Второй день в Амстердаме

Сегодня мы решили познакомиться с достопримечательностями, расположенными по левую сторону от главной улицы Дамрак, если стоять спиной к вокзалу. И одной из них стала базилика Святого Николая — главный католический храм Амстердама, построенный в конце XIX века. Святой Николай считается покровителем города, и власти постарались, чтобы храм в честь него выглядел внушительно. Действительно, это одна из самых красивых церквей Амстердама.

Возле церкви находится башня Схрейерсторен. Многие ошибочно полагают, что название башни произошло от глагола schreien — «плакать», и называют башню Плачущей, подкрепляя свое мнение тем аргументом, что на здании есть медальон с изображением плачущей женщины, провожающей в далёкие края мужа который отплывает из Амстердама на судне Ост-Индской компании. Но на самом деле название происходит от слова schray — «острый», так как крепостная стена в этом месте поворачивала под острым углом. Сейчас в башне размещается кафе.

Мы очень хотели посмотреть красивое здание Схепвартхёйс, построенное в 1916 году в качестве общего офисного здания для судовых компаний Амстердама, не желавших вести дела прямо на пристани, но оно, к сожалению, оказалось практически полностью закрыто строительными лесами.

Второй день в Амстердаме

Было всего пять часов вечера, а мы уже закончили нашу культурную программу по Амстердаму и сделали вывод, что если передвигаться в комфортном для нас темпе и нет желания посещать музеи, то на столицу Нидерландов вполне достаточно полтора дня. Если бы мы знали, что закончим так рано, то утром сходили бы посмотреть мост Питон, или Питонбрюг, построив наш маршрут более логично. Теперь же мы отправились туда только вечером, вновь проходя мимо музея судоходства и мельницы De Gooyer.

Наш путь снова лежал через спальные районы Амстердама. Здесь тихо, спокойно и почти совсем нет туристов. Мы зашли погреться и выпить чаю в одно из кафе, встретившихся нам по дороге, и обсудили, что не прочь были бы жить в каком-нибудь из этих домов. Жизнь здесь кажется очень размеренной, мы видели, как у кого-то во дворе даже гуси пасутся. В то же время дома располагаются не так уж далеко от центра города — вполне можно дойти пешком.

Район же, в котором находится мост Питон, Серёже показался мрачным и депрессивным, а мне совсем наоборот. Как уютно возле каждого домика выставлена скамеечка, посажены растения, многие из которых цвели. На мой взгляд, очень симпатично. Возможно, зимой здесь действительно уныло, но в теплое время года прогуляться приятно.

С одной стороны, в этом районе действительно всё здорово и логично обустроено, но эта доведённая до абсолюта логичность и регулярность, выверенность и, возможно, даже некоторая сухость решений показались мне угнетающими для постоянного проживания. Хотелось немного разжать «рамки» и добавить пару иррациональных пятен в эту исключительно продуманную действительность.

Второй день в Амстердаме

На самом деле, Питонбрюг не стоит отдельного посещения. Он был построен в 2001 году и ничем, кроме своей формы, не примечателен. Туристов здесь совсем нет: он не настолько привлекателен, чтобы тратить пару часов на то, чтобы сходить сюда и вернуться обратно в центр. Впрочем, посмотреть на обычные, «нетуристические» районы города тоже бывает интересно и этот раз не стал исключением.

Недалеко от моста мы обнаружили скульптуру, олицетворяющую собой современное искусство. Выглядит так, будто рядом стоят два гея и смотрят вдаль, но оказалось, что это... два последовательных мгновения времени. Почему-то большая часть современного искусства именно такая: нужно прочитать табличку рядом с произведением, чтобы понять высокую, а то порой и вовсе недоступную для умов попроще идею художника. Автор данного произведения утверждает, что фигуры только кажутся одинаковыми — на самом деле, в них есть небольшие различия, как если бы мы сделали два снимка один за другим.

Мы пошли обратно в центр и вернулись в квартал красных фонарей, чтобы посмотреть, как он выглядит вечером, когда все дамы легкого поведения уже занимают свои места. Но наши ожидания не оправдались: девушек было не больше, чем днем, все они были в нижнем белье, а некоторые и вовсе в джинсах. Кроме того, вся улица была перекопана — видимо, ее реконструировали. С прошлой поездки мне этот район запомнился каким-то более откровенным. Возможно, я просто была более впечатлительна.

Подавляющее большинство девушек вне зависимости от телосложения и цвета кожи с ног до головы заштукатурены тональным кремом или подобными составами, что делает их, особенно в сочетании с искусственным освещением, похожими на неживых пластиковых кукол. Возможно, кому-то это нравится, но на мой взгляд, в некоторых случаях такая форма подачи даже отталкивает. Немногочисленные девушки с естественным состоянием кожи смотрелись, как мне показалось, гораздо привлекательнее своих коллег, лишённых каких-либо внешних изъянов.

Второй день в Амстердаме

Внезапно началась драка: между тремя сутенёрами, одетыми в оранжевые толстовки с надписью Host, и мужчиной у витрины возник конфликт, и спустя мгновение в ход пошли кулаки. Причину мы так и не узнали. Драка собрала множество зевак, даже приехала полиция, ну а мы поспешили уйти: я боюсь уличной агрессии и стараюсь как можно быстрее покинуть места её проявления. Кроме того, день подходил к концу, и нам все равно уже нужно было возвращаться в отель, потому что завтра нас ждала новая страна — Бельгия.