В августе 2019 года мы решили отправиться в очередное путешествие по России, на этот раз — в Ленинградскую область. Я давно хотела побывать в Санкт-Петербурге с Серёжей: я очень люблю этот город, бывала там почти десяток раз с друзьями и в командировках, но ни разу — с мужем. Кроме того, Ленинградская область насыщена дворцами и маленькими интересными городками, которые мы тоже хотели увидеть. Итак, в начале августа мы сели в машину и поехали в путешествие.
Мы остановились в заранее забронированном отеле
Heuriger Spa Hotel в нескольких километрах к югу от Петергофа: отсюда на машине одинаково быстро можно добраться и в Пушкин, и в Гатчину, и в Павловск. Наше знакомство с пригородами Санкт-Петербурга началось именно с Павловска, куда мы и отправились на следующий день после прибытия. Главная достопримечательность этого города — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX веков. История дворца берет начало с 1777 года, когда эти земли стали владением будущего императора Павла I и его жены Марии Федоровны. Великокняжеская чета обустроила здесь свою резиденцию, с которой мы и приехали познакомиться.
На входе в парк мы приобрели билеты на посещение парадных залов дворца, жилых покоев Марии Федоровны и, собственно, самого парка. Решив не терять времени, мы сразу пошли ко дворцу и оказались там всего через несколько минут после его открытия. Нас встретила огромная очередь и толпы туристических групп, как российских, так и иностранных: в основном китайских, а также немецко— и испаноговорящих. Для самостоятельных туристов отдельного входа нет — это означает, что сначала нужно либо дождаться, пока пройдут все эти группы, либо договориться с каким-нибудь гидом, чтобы он пропустил тебя вперёд. Пропускают далеко не все. Нам удалось уговорить лишь третьего экскурсовода. Что интересно, некоторые гиды сами проводят экскурсии для своих групп и им, в общем-то, всё равно, когда ты войдешь. А другие передают своих туристов дворцовому экскурсоводу, который набирает по 20-25 человек, включая и тех, кто пришел самостоятельно, как мы. Таким гидам, конечно, важно передать свою группу целиком, и они никого не пропускают. Без экскурсии же посмотреть парадные залы нельзя.
Когда мы всё-таки попали во дворец, нас сразу провели на второй этаж в парадные залы, богато украшенные предметами интерьера XVIII-XIX веков. Несмотря на то, что во время Второй Мировой войны здание дворца, который на тот момент уже являлся музеем, было занято фашистами, богатая императорская коллекция сохранилась почти полностью благодаря директору музея Анне Зеленовой. Девушка заняла этот пост в возрасте 28 лет в 1941 году и была вынуждена сразу же заняться эвакуацией произведений искусства. Её целью было вывезти коллекцию как можно дальше от театра военных действий. Так, например, самые ценные экземпляры оказались в Новосибирске.
Эвакуация проводилась силами сотрудниц музея. Мужчины были на фронте, и девять женщин самостоятельно грузили в машины огромные старинные шкафы и драгоценные люстры. Им удалось спасти почти всё: Павловск стал рекордсменом по количеству вывезенных экспонатов.
К сожалению, само здание дворца сильно пострадало. Уходя, немцы заминировали его и подожгли. Почти ничего не сохранилось: лишь несущие стены и часть лепнины. Приглашенные архитекторы отказывались браться за реставрацию, заявляя прямо: «Мертвецов не воскрешают». Тогда Зеленова поехала в Москву, добилась личного приема у Берии и смогла уговорить его заняться восстановлением дворца. Говорят, что Павловск стал примером для многих других городов, и если бы не настойчивость Зеленовой, он так бы и остался в руинах, а вместе с ним — и Петергоф с Царским селом, за реставрацию которых принялись, только убедившись на примере Павловска, что это выполнимо.
На экскурсии нам, конечно, рассказали и о самом императоре Павле I и о его жене, урождённой Софии Доротеи. Шестнадцатилетняя девушка приехала в чужую страну лишь с одной служанкой, даже родителей невесты не пропустили через границу. В России ей пришлось отказаться от лютеранства и принять православие, сменив имя на Марию Фёдоровну, чтобы Павел мог взять её в жены. Однако, говорят, что хоть брак изначально был лишь выполнением воли родителей, девушка быстро влюбилась в своего талантливого и образованного супруга и делала все, чтобы влиться в русское общество. В том числе, она на удивление быстро и в совершенстве выучила русский язык, о чем говорит сохранившееся любовное письмо, адресованное Павлу и написанное без ошибок: любовные письма никогда не проверялись слугами, это считалось неприличным. Мария Фёдоровна вообще была очень талантлива: нам показали множество произведений искусства, созданных женой императора. Она и рисовала, и точила на токарном станке, и вырезала по камню.
У супружеской четы родилось десять детей, двое из которых впоследствии сами стали императорами: это Александр I и Николай I. День рождения Александра I совпадает с днем рождения Павловска: Екатерина, впервые став бабушкой, подарила эту землю молодой семье в честь рождения первенца.
После рождения второго ребенка Павел и Мария отправились в путешествие по Европе — опять же, на деньги Екатерины. Императрица была не в восторге от их поездки и не была довольна стоимостью вещей, скупаемых по дороге сыном и его женой. Однако она ничего не могла поделать, чтобы не прослыть скрягой в глазах европейского высшего общества. С тех пор во дворце хранятся многие из приобретенных в ту поездку произведений искусства.
Спустившись на первый этаж, мы прошли по жилым покоям. Конечно, они гораздо скромнее парадных залов, и мне кажется, что стоило бы показывать их в начале экскурсии, чтобы впечатления шли по нарастающей. Жилые покои императрицы вообще в экскурсию не входят, и их посещение оплачивается отдельно. Можно лишь самостоятельно почитать информацию, размещенную на плакатах на входе в каждый зал. Всего там шесть комнат, и, на мой взгляд, отдельного платного посещения они не стоят.
Осмотрев дворец, мы перекусили в кофейне в одном из флигелей дворца. Цены там очень приемлемые, но полноценно поесть нельзя: предлагается только мороженое и выпечка. Кафе и ресторанчики с горячей едой есть на территории парка, который занимает огромную площадь. Мы прочитали, что если все дорожки парка сложить в одну прямую линию, то получится более шестисот километров!
Естественно, мы не смогли обойти всю территорию, но посмотрели многое, с удовольствием погуляв по парку около шести часов. Место это очень приятное, оно напомнило нам Королевские Лазенки в
Варшаве и парк Кузьминки в Москве. Здесь много сиреневых кустов, которые в августе, конечно, не цвели, но говорят, что в мае в парке всё благоухает. Кстати, появлению сирени мы тоже обязаны Марии Фёдоровне. Сколько ни пытались до неё выращивать это растение в России, оно никак не приживалось. Лишь жене императора удалось вырастить сирень в Павловске, откуда она и распространилась по всей стране.
Нам повезло, и во время нашего посещения в парке проходил фестиваль, посвященный Иоганну Штраусу. Нам даже удалось посетить один из концертов, проходивших в Розовом павильоне — любимом месте отдыха Марии Фёдоровны. Все концерты, кстати, были бесплатными и собирали очень много народа.
Ещё одно интересное сооружение парка — Храм Дружбы, построенный в знак уважения и благодарности Екатерине II за подаренную землю. В окруженном шестнадцатью колоннами павильоне нет окон, он освещается через круглое застекленное отверстие в центре купола, для создания которого из Англии выписали увеличительное стекло. В момент нашего посещения храм был закрыт.
В лесопарке скрыт от глаз мавзолей «Супругу-благодетелю», который был установлен по приказу вдовствующей императрицы в 1810 году. Здание построено в виде древнеримского храма, а окружающие его высокие ели подчеркивают траурный характер сооружения. Войти в здание нельзя, посмотреть на его интерьер можно лишь через решетчатые двери-ворота.
Погуляв по парку, мы съездили посмотреть отдельно стоящий замок Бип конца XVIII века, в котором в своё время расположилась первая в России школа для глухонемых детей. Основала её все та же Мария Фёдоровна после гибели мужа, как и множество других благотворительных заведений по всей стране. Став императором, Павел сразу обеспечил жену так, чтобы до конца её жизни из казны ей выделялся один миллион рублей ежегодно. На себя и свои нужды Мария тратила лишь около семнадцати тысяч, отдавая остальное на благотворительность.
В конце дня мы съездили к собору Николая Чудотворца, построенному в начале XX века в псевдорусском стиле. Храм сильно пострадал от обстрелов во время Второй Мировой войны, однако в конце 1941 года здесь возобновились богослужения, которые продолжались вплоть до конца 1943 года. После войны советские власти вновь использовали собор для хозяйственных нужд. Возвращение церкви верующим состоялось в 1991 году.
Ужинать мы отправились в грузинский ресторан «
Мимино» в Пушкине, в котором ели и в предыдущий день, приехав из Москвы. Место отличное, очень рекомендуем. В целом, Павловск нам очень понравился. На наш взгляд, дворцово-парковый комплекс оформлен очень достойно и здесь стоит побывать.
Если вы планируете путешествие на машине, то искать место для стоянки на улицах Павловска не нужно: большая бесплатная парковка расположена прямо напротив входа в парк.