Нет
Да

Таруса

Таруса — небольшой городок в Калужской области, который стал местом вдохновения для многих писателей, художников и поэтов. Одним августовским днём и мы узнали секрет его очарования и прониклись красотой этого места.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
09.08.202009.08.2020
Предыдущая глава
Следующая глава
С появлением сына мы стали готовиться к путешествиям ещё более основательно, ведь теперь необходимо учитывать потребности не только нас двоих, но и маленького человека. Но к сожалению, мы почти не встречаем отчётов, которые бы помогали нам разобраться, как упростить себе жизнь в таких поездках. С грудничками почти не путешествуют, а если и выбираются куда-то, то редко описывают подробно, с какими сложностями сталкиваются и как с ними справляются. Поэтому мы постараемся впредь и про достопримечательности писать, и не забывать упоминать про наш опыт именно в плане путешествия с маленьким ребёнком.

Таруса

Итак, в Тарусу мы поехали с Максимом в возрасте шести с половиной месяцев. Это наша третья поездка выходного дня — до этого мы ездили в Коломну, когда Максу исполнилось пять месяцев, и в Тулу в пять с половиной. Мы не публикуем отчёты об этих поездках, потому что уже описывали подробно эти города. А вот в Тарусе мы побывали первый раз спустя много лет, поэтому о ней есть что рассказать.

Нам повезло, что Максим к моменту поездки умел с переменным успехом спать в автокресле, и в один из августовских дней, дождавшись его первого сна, мы отправились в путь. Так как жили мы в это время на даче в Серпуховском районе, то до Тарусы мы доехали всего за полтора часа.

Оставив машину на парковке возле магазина Магнит, мы пересадили Максима в коляску и отправились изучать достопримечательности города. Таруса знаменита тем, что здесь жило множество известных людей, таких как Марина Цветаева, Константин Паустовский, Николай Заболоцкий, Святослав Рихтер, Михаил Ефремов. Первым делом мы решили посмотреть места, связанные с Паустовским. Мы не большие поклонники творчества этого писателя, но сочли необходимым посетить его могилу на старом кладбище.

Таруса

Затем мы посмотрели с улицы на дом-музей, в котором писатель жил и творил. На экскурсию идти не планировали, да и не смогли бы, даже если бы внезапно возникло такое желание: когда мы подошли, возле ворот небольшая группа туристов очень просила охранника их пустить, но тот был непреклонен и отвечал, что из-за ситуации с коронавирусом вход возможен только по предварительной договоренности и при условии покупки билета онлайн. Видимо, таким образом контролировали число одновременно находящихся в музее посетителей.

Мы вернулись к машине и решили пересадить Максима в эргорюкзак, потому что дальше планировали пойти в парк на берегу Оки и не знали, удобно ли там гулять с коляской. Заранее скажу, что решение было правильным — с коляской можно посмотреть примерно половину того, что увидели мы.

Перед тем как зайти в парк, мы вышли на центральную площадь города к церкви Петра и Павла и остановились у здания, которое предназначалось для железнодорожного вокзала. Железной дороги в Тарусе никогда не было, но в начале XX века существовал проект соединения Тарусы с Серпуховым. Однако местные жители подняли протесты, боясь, что Таруса превратится в промышленный город, и ветку не провели. Здание вокзала же построить всё-таки успели. В путеводителях часто пишут, что «вокзал в Калуге — точно такой же, только в три раза больше», но самом деле это не так: архитектура калужского вокзала совсем другая, внешне он скорее похож на серпуховский, чем на тарусский.

Таруса

Церковь Петра и Павла, построенная в 1789 году, — главный собор Тарусы. В 1933 году его, как и большинство церквей в Советском Союзе, закрыли и постарались разрушить, уничтожили некрополь вокруг храма, а рядом организовали большой костер из книг, икон, церковной утвари. В огне погибли печатные книги XVII и XVIII веков, древние иконы и мощи святых мучеников. Со всего уезда в Тарусу свозили церковные облачения, книги и иконы и жгли их в том гигантском костре, который горел всю ночь. Лишь в 2005 году собор реконструировали в его первоначальном виде, восстановив все архитектурные детали.

Напротив церкви есть детская площадка, а за ней очень кстати расположился общественный туалет — пожалуй, единственный, который мы видели в Тарусе. Стоя в очереди, мы наблюдали сцену, как одна дама, оповестив всех, что она приехала из самой Москвы, ругалась с бабушкой-кассиром и угрожала написать жалобу в администрацию Калужской области о том, что туалет работает только до 17:00 и что в предыдущий раз в 17:01 её уже не пустили. Другая дама справедливо отметила, что поведение первой позорно.

Как раз после этой сцены Максим уснул у меня в рюкзаке, и мы пошли в парк. Какой шикарный вид открылся перед нами, когда мы подошли к памятнику Марине Цветаевой! Стало вдруг совершенно очевидно, откуда писатели и художники, живущие здесь, черпали вдохновение! И это при том, что мы с Серёжей довольно привычны к таким пейзажам, потому что оба родом из города Пущино, который тоже стоит на Оке чуть ниже по течению. Как жаль, что фотографии не передают всей глубины и красок.

Таруса

Памятник Марине Цветаевой был открыт в 2006 году, когда в Тарусе проходило благоустройство парка. Будущую поэтессу стали привозить в Тарусу, когда ей не исполнилось ещё и года, тут она проводила каждое лето, о чём впоследствии вспоминала в стихах:

Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.

Таруса

Рядом возвышается памятник тарусянам, погибшим в Великой Отечественной войне. Здесь же стоят стелы, возведённые в честь местных жителей, которым были присвоены звания Героя Советского союза и Героя России.

А чуть дальше, в не менее живописном месте, расположен памятник Константину Паустовскому, который был открыт в 2012 году, к 120-летию его рождения. В Тарусе писатель жил с 1954 года до конца своих дней и писал о городе так: «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет». И я его понимаю!

Затем мы направились к Воскресенской церкви, и как раз в этот момент очень обрадовались, что посадили Макса в эргорюкзак, а не в коляску. С коляской по тропинкам и холмам ходить было бы тяжеловато.

Воскресенская церковь была построена в середине XVII века и считается самым старым сохранившимся зданием Тарусы. Храм посещали многие известные деятели культуры, жившие в Тарусе: члены семей Поленовых, Цветаевых, Алексей Толстой. В 1906 году здесь отпевали мать Марины Цветаевой. В советское время в нём располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, а также склад райпо. За годы советской власти церковь пережила несколько пожаров. В результате храм был разрушен на две трети, и в нём не сохранилось ни одного фрагмента росписи. К 1998 году церковь восстановили и возобновили богослужения.

Таруса

Рядом с церковью некогда существовало большое кладбище. Оно не уцелело, но в память о похороненных на нем христианах, а также в благодарность тем, кто принимал участие в восстановлении церкви, был установлен каменный резной крест.

Мы вернулись на тропинку и пошли дальше, к кенотафу Марины Цветаевой. Кенотаф — символическая могила, надгробный памятник, под которым не лежат останки покойного. Цветаева писала:

Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловы шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу; поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».

Такой камень установил в 1962 году поклонник поэзии Цветаевой, но её дочь, Ариадна Эфрон, была против: она переживала, что это может помешать выходу посмертного сборника стихов её матери. В итоге первый камень простоял чуть больше недели, и лишь спустя 26 лет установили тот кенотаф, который мы видим сейчас.

Таруса

Сама же поэтесса похоронена на Петропавловском кладбище в городе Елабуге республики Татарстан, куда они вместе с сыном были эвакуированы во время Второй Мировой войны. Упаковывать вещи в эвакуацию поэтессе помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, перевязал для сохранности чемодан, пошутив: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на этой верёвке и повесилась Марина Цветаева.

От кенотафа мы решили вернуться обратно к машине по нижней части парка вдоль Оки, наблюдая за людьми на пляжах, купающихся в речке в жаркий день, и немного им завидуя. Мы даже не планировали купаться, но если у вас есть на это время и погода позволяет, обязательно загляните на пляж.

Мы же хотели пообедать где-нибудь в кафе, но поняли, что не успеем: у нас была заранее забронирована экскурсия в доме-музее семьи Цветаевых на 15:00, и опаздывать было нельзя. Поэтому мы зашли в Магнит, возле которого оставили машину, и ограничились скромным обедом, состоящим из булочек, йогуртов, плавленых сырков и шоколада. К этому моменту Максим проснулся, и мы расстелили ему плед на травке, чтобы он размялся и поползал.

Таруса

В то время, когда мы посещали музей, попасть в него можно было только в составе экскурсионной группы в количестве не более пяти человек. Такие меры были предприняты из-за ситуации с коронавирусом. Я снова посадила Максима в рюкзак и была готова в любой момент выйти из помещения, чтобы не мешать другим, если он начнёт проявлять недовольство. Все поумилялись малышу, и экскурсия началась. Надо сказать, что Максим вёл себя образцово-показательно, сначала всё разглядывал, потом занимался игрушками, а затем в ход пошли беспроигрышные средства — огурец и нектарин. Лишь под конец ему надоело, и я пропустила кусочек экскурсии, в котором рассказывали о сестре Марины — Валерии Цветаевой.

Вся экскурсия длилась около сорока минут и, честно сказать, в восторг нас не привела. Коротко, без подробностей, прошлись по биографии Марины Цветаевой, её близких родственников и друзей: кто чем занимался, кто на ком женился. Экскурсовод также не произвела на нас впечатления — рассказывала заученный текст, будто сдавала экзамен. Тем не менее, побывать в Тарусе и не сходить в этот музей, как мне кажется, непозволительно. Поэтому я получила удовлетворение от того, что наша культурная программа была полностью выполнена.

Все уже устали, поэтому было решено ехать домой, не заезжая в Долину Грёз — длинный овраг на южной окраине Тарусы, на высоком левом берегу Оки. Так окрестила его Марина Цветаева. Судя по фотографиям, там очень красиво. Если мы ещё когда-нибудь вернёмся в Тарусу, обязательно там побываем!

Карту с достопримечательностями и ресторанчиками Тарусы можно скопировать к себе здесь.