С самого начала 2016 года стало ясно, что в силу ряда обстоятельств нам придется значительно сократить бюджет нашего очередного отпуска, который мы, по традиции, хотели бы провести в путешествии по дальним странам. Говоря другими словами, мы поставили перед собой задачу спланировать отпуск таким образом, чтобы затраты на поездку существенно сократились, а длительность путешествия при этом осталась прежней. А в качестве цели мы выбрали, как бы не казалось это удивительным, одну из самых дорогих стран Европы и, наверное, мира. Забегая вперед, скажем, что все цели были достигнуты: наше 17-дневное путешествие в юго-западную Норвегию, в район фьордов, получилось самым "бюджетным" из всех совершенных нами поездок. В этой главе мы расскажем, почему так получилось и как мы готовились к этой поездке.
Как правило, самые затратные части любой поездки — это дорога, проживание и питание. Необходимо было снизить затраты по всем трем категориям. Начну с проживания. Сразу хочу сказать, что хостелы с номерами на много человек и каучсерфинг — не наш вариант. Я знаю немало людей, которые любят так путешествовать, но у каждого свои предпочтения, и для нас важно иметь возможность проводить время наедине и ни от кого не зависеть. Поэтому мы решили рассмотреть вариант проживания в палатках в кемпингах. Это интересно, необычно, романтично — и почему бы не попробовать, пока мы молоды и готовы к приключениям? Мы также знаем людей, которые путешествуют с палатками по Европе, останавливаясь вне кемпингов, прямо на лоне дикой природы, но на это мы тоже пока не готовы. Все-таки нормальный душ и туалет — это немаловажно.
Кемпинги значительно сужают круг стран, которые мы могли бы посетить, потому что они не везде популярны. А в некоторых странах они и вовсе стоят практически как отели нижнего ценового сегмента. Но вот Норвегия — это страна кемпингов. Мне кажется, там это наиболее распространенный способ туризма. Кемпинги в Норвегии очень разные по ценам. Средняя цена за легковую машину и одно палаточное место составит 12-16 евро, дополнительная палатка будет стоить 5-12 евро. От 1 до 5 евро придется заплатить за пребывание каждого взрослого. Отдельно оплачивается посещение душа — как правило, это 1 евро за 4-5 минут использования горячей воды. Если вам нужно электричество, то за него тоже нужно заплатить отдельно. Обычно это стоит 3-4 евро за сутки. Мы воспользовались им трижды за поездку и, надо сказать, ни разу нас не проверили, заплатили мы или нет. То есть ты просто подключаешься к розетке, но никто не подходит и не смотрит в чек, включено у тебя в счет электричество или нет. Один раз нам даже пришлось убеждать хозяев кемпинга, что мы пользовались электричеством два дня, а не один. К слову, приобретенный на eBay переходник с розетки для автодома на обычную, который нам рекомендовали купить перед поездкой, так и не понадобился: во всех кемпингах на стойках раздачи электричества присутствуют как обычные розетки, так и специализированные для автодомов. Таким образом, при размещении в кемпингах со своей палаткой есть возможность сэкономить на проживании примерно в два раза по сравнению с обычной поездкой в Европу. Этот факт, а также необычный формат путешествия склонили нас к тому, чтобы остановиться на Норвегии.
У меня уже был опыт путешествия по Норвегии на машине в 2013 году. В ту поездку мы также жили в кемпингах, но ночевали не в палатках, а в домиках, которые обычно рассчитаны на проживание 2-6 человек и снимаются целиком одной группой постояльцев. Такие домики в летний сезон стоят подороже, чем размещение в своей палатке, — от 50 до 200 евро за ночь. Цена зависит от удобств: в некоторых домиках могут быть и кухня, и душ, и туалет, а в некоторых вся обстановка ограничивается парой кроватей. Более подробно о поиске, выборе и бронировании кемпингов можно почитать в соответствующей статье на нашем сайте. Кстати, сразу хочу отметить, что несмотря на то, что валюта Норвегии — норвежская крона, здесь и далее мы будем приводить цены в евро, чтобы их масштаб был более понятен. Кстати, на фотографии ниже — тоже домики кемпинга, причем весьма недорогого.В Норвегию едут, прежде всего, полюбоваться природными красотами, поэтому мы решили сконцентрироваться на однодневных пеших походах в горы или, как сейчас модно выражаться, горном трекинге. Мы проверили и теперь с уверенностью можем сказать: такой формат экономит деньги и дает массу впечатлений. К примеру, на знаменитый фьорд Гейрангер можно полюбоваться с экскурсионного кораблика, за прогулку на котором с вас возьмут несколько десятков евро, а можно, так сказать, бесплатно взглянуть на него с высоты птичьего полета, выбрав живописную горную тропу, идущую вдоль обрывистого берега.
Мы понимаем, что трекинг подходит далеко не всем, и поэтому я постараюсь в каждой из последующих глав, описывающих тот или иной поход, приводить альтернативные варианты для более "спокойного" туризма в описываемом районе. Так как предыдущее мое путешествие в Норвегию проходило примерно по тем же местам, что и в этот раз, но без пеших выходов в горы, практически на каждое место ночевки у меня есть что рассказать на тему "куда поехать и что посмотреть"Рестораны, как и продукты питания, в Норвегии очень дороги, поэтому большую часть еды мы взяли с собой, еще часть закупили в Польше. Меню было продумано очень подробно, до мелочей. Завтракали, как правило, кашей или хлопьями — все это было закуплено в Москве. Три литра молока купили в Польше, остальное, чтобы не испортилось, уже в Норвегии. Самое дешевое молоко в Норвегии — почему-то безлактозное, его мы и брали по 2 евро за литр. Иногда на завтрак были яйца, их тоже покупали в Норвегии. Там они продаются не десятками, а дюжинами: 3-5 евро за 12 штук.
На обед и ужин мы ели рыбные и овощные консервы, бутерброды с сырокопченой колбасой (которая также была закуплена в Польше), роллтон (как лапшу, так и картофельное пюре), тушенку. В качестве гарнира мы варили рис, гречку и макароны. Все это, за исключением хлеба, везли из Москвы. К выбору консервов мы тоже подошли ответственно, потому что понимали, что питаться ими нужно будет две недели. Поэтому за пару месяцев купили в супермаркете Билла по несколько видов каждых и провели дегустацию. Были удивлены, что дешевая "билловская" кукуруза вкуснее “Бондюэля”, например. Сразу скажу, что несмотря на разнообразие рыбных консервов, которые мы взяли (килька, сайра, скумбрия, горбуша), под конец поездки они так надоели, что мы их видеть не могли и жалели, что не сделали больше упора на тушенку, которая употреблялась с аппетитом на протяжении всего путешествия.
Скачать меню можно по этой ссылке.Но если рыбу можно было и потерпеть, то вот что мы серьезно не учли — это сладкое. В нашем активном путешествии очень не хватало быстрых углеводов, а из сладкого у нас были только простые леденцы, которые мы обычно берем в дорогу, и сладкий чай. Потому приходилось тратить деньги в Норвегии на самое дешевое печенье, по 4 евро за пачку. Потому что дорогое стоит совсем негуманно.
Тушенку мы рекомендуем белорусскую, Березовского комбината. В банке будет совсем немного жира и много качественного, кускового мяса.
Тут следует сделать небольшое, но важное примечание: ввоз мясопродуктов в ЕС запрещен. На границе их могут изъять и даже, возможно, наложить штраф за попытку ввоза. По этой причине, если вы не хотите рисковать, лучше закупить аналоги тушенки в Польше (как мы сделали это с колбасой).
Осталось придумать, как уменьшить затраты на дорогу. С этим все просто. Очевидно, что поездка будет значительно дешевле, если такие расходы, как бензин, страховки и оплата парковок разделятся на четверых. Поэтому мы стали искать среди друзей тех, кто хотел бы посмотреть Норвегию и при этом не боится трудностей походной жизни. С нами согласились поехать наши друзья Леша и Настя. Леша и Настя — Сережины одногруппники, которые с ним уже не раз ездили в дальние путешествия.
За несколько месяцев до поездки мы собрались, чтобы продумать маршрут, меню, а также список вещей, которые нужно взять с собой — их было минимально необходимое количество, так как багажник не резиновый. Сразу после встречи стали бронировать кемпинги. Вариант с привычным booking.com тут здесь не подходит, так как кемпингов там почти нет, а те, что есть, предлагают забронировать только домик или комнату, но никак не палаточное место. Поэтому в каждый кемпинг надо писать отдельно по e-mail и договариваться о том, что "мы, такие-то, хотим место под легковую машину и две палатки в таких-то числах". Кстати, потом эту переписку отлично принимают как подтверждение размещения при оформлении визы. Обычно кемпинги отвечают что-то вроде "для палатки бронирование не требуется, приезжайте" — такого ответа для норвежского консульства более чем достаточно.
В Норвегию из России на машине попадают либо по суше через Мурманскую область, либо на пароме из Финляндии, Польши или стран Прибалтики. Первый вариант, возможно, неплох для поездки в северную часть Норвегии, но для поездки в регион фьордов такой маршрут представляет собой значительный крюк. В 2013 году я переправлялся в Стокгольм (и далее в Норвегию) на пароме из Риги, но этот паром достаточно дорог. В качестве бюджетной альтернативы, которая, к тому же, хорошо попадала в наш график движения, мы выбрали паром из польского города Свиноустье. Его стоимость, при покупке пакета "машина + каюта на четверых", составляет около 150 евро в одну сторону, если сразу покупать билет туда и обратно. Более подробно о паромах мы расскажем в следующей главе.Также мы приступили к покупке туристического снаряжения. Сережа много читал и общался с опытными палаточными туристами, и мы пришли к выводу, что нам будет удобна трехместная, а не двухместная палатка. Мы долго выбирали и остановились на Nordway Dome 3, подходящей нам по цене и отзывам. Более того, нам очень повезло, так как сезон еще не начался и в Спортмастере распродавали остатки со скидкой. Палатка обошлась нам всего в 1840 рублей! Два спальных мешка "Аляска -15С" с капюшоном мы получили от родителей в качестве подарка на какой-то праздник. Если вы едете парой, то надо четко понимать, удобнее ли вам два обычных отдельных мешка (как было у нас), либо мешки, которые могут расстегиваться в одеяло на двоих (как взяли Настя с Лешей). Мы просто поняли, что если взять такие, то Сереже придется спать без одеяла. :) Мешки "Аляска" — белорусского производства. У них не самое высокое качество исполнения, но с учетом невысокой цены (около 2500 рублей за мешок), на некоторые недостатки можно не обращать внимания. Главное — мы ни разу не замерзли и при использовании по одному месяцу в году их хватит на несколько лет точно.
Еще, чтобы не было холодно, нам порекомендовали купить в Спортмастере самонадувающийся коврик Outventure 188x130х3,8 см, который стелется на дно палатки. Коврик обошелся дороже, чем мы планировали, — в 4200 рублей. Но мы ни разу не пожалели, так как вещь на самом деле удобная: практически не боится порезов и проколов, надувается сам (остается лишь чуть поддуть воздуха ртом), спать на нем тепло и в меру мягко.
В конце мая мы совершили “генеральную репетицию” отпуска, переночевав в палатке на даче (шезлонги в Норвегию мы не брали :) ):
В Триал-спорте мы купили добротный раскладной столик в комплекте с четырьмя табуретками за 2700 рублей, который, надеюсь, тоже прослужит нам не одну поездку. И маленькую переносную газовую плиту за 1500. Пятилитровый газовый баллон был у Сережи на даче, мы его просто заправили. Многие наши знакомые переживали, как мы повезем его в машине и не страшно ли его везти. Не страшно. Единственное — мы его поставили поглубже в багажник, чтобы избежать прямого солнечного света.
Для того, чтобы с баллоном было не страшно ехать, нужно обеспечить его правильную заправку. Баллон должен заправляться на весах (да, на самых обычных весах) примерно на 80-85% максимального объема. Соответствие объемов и масс обычно выбито на самом баллоне. К сожалению, далеко не все газозаправочные станции имеют весы и, как правило, заправляют баллоны по расходомеру даже не зная, сколько точно в нем осталось газа с предыдущей заправки. К примеру, в Москве заправочную станцию с весами пришлось поискать. Пятилитрового баллона, заправленного на 85%, для приготовления еды на четверых нам хватило с запасом: мы полноценно готовили на плитке более 30 раз и израсходовали чуть более 2/3 объема. На границе баллон никого не интересует, никаких ограничений по ввозу баллонов в ЕС или перевозке их в автомобиле на паромах нет.Из полезных мелочей, которые стоит захватить с собой, — налобный фонарик, которым мы освещали палатку, сушки для обуви, так как в Норвегии часто плохая погода, удлинитель метров на 30 и разветвитель, в качестве которого мы использовали компьютерный сетевой фильтр (забыли купить обычный). Еще у нас с собой были дождевики, но мы их так и не использовали, несмотря на то, что дождь шел регулярно.
В общем, вместе с покупкой снаряжения, страховками, билетами на паром и всем-всем-всем отпуск обошелся нам с Сережей в 122500 рублей на 17 дней при курсе евро около 71 рубля. Леша и Настя потратили примерно столько же. Подробную таблицу расходов, отражающую как затраты на подготовку, так и на сам процесс путешествия, можно скачать по этой
ссылке. На первый взгляд, сумма может показаться внушительной, но нужно учитывать, что мы путешествовали по стране, где литр бензина в 2016 году стоил около 120 рублей, а за килограмм бананов в супермаркете просили более 300 рублей. Поэтому расходы в размере около 60 тысяч на человека за 17-дневное путешествие в Норвегию — это действительно совсем немного.
Забегая вперед, сразу скажем, что нам это путешествие понравилось! А подробности о нашей настоящей палаточной жизни можно будет почитать в следующих главах.
Как уже говорилось, при подготовке мы следовали концепции "минимум вещей". Хотелось бы, чтобы шторка багажника была закрыта, по крайней мере, до прибытия в Швецию (у нас универсал Skoda Octavia), а в салоне находилось как можно меньше ценного. В итоге, как и задумывалось, весь наш багаж разместился под шторкой. Четыре спальных мешка, которые не хотели влезать в багажник, разместились на заднем сиденье между седоками, обеспечив им широкий мягкий подлокотник. Как это выглядело, можно посмотреть на фото ниже (свободное место справа оставлено под сумку с личными вещами Леши и Насти). Багажник у Октавии огромный, в него надо буквально нырять, чтобы что-то достать из дальнего угла. Поэтому пусть вас не смущает обманчивое впечатление, что вещей немного. Кстати, мы еще взяли пару обычных небольших подушек, чтобы было комфортно спать. Они нам очень пригодились. Леша с Настей спали на вещах.Всю еду мы поместили в два пластиковых 36-литровых контейнера RoxBox, которые Сережа одолжил на работе. Они идеально поместились в багажник, а их прочная конструкция позволяет без опаски сложить еще много вещей поверх них. В принципе, по ним можно даже ходить. RoxBox — не единственный производитель таких контейнеров, есть как более дорогие, так и более доступные аналоги. В среднем такой 36-литровый ящик стоит 1000 рублей.
А по этой ссылке вы можете скачать подробное описание маршрута с примечаниями, перечнем питания и прочими подробностями на каждый день. Если говорить коротко, то нам удалось охватить значительную часть "классических" природных достопримечательностей Норвегии. Мы посмотрели на Лестницу Троллей (Trollstigen), прошли вдоль берега фьорда Гейрангер (Geiranger), посмотрели вблизи на ледник Бриксдальсбрин (Briksdalsbreen), взобрались на гору Молден (Molden), попытались покорить самую высокую вершину Скандинавии Гальхопиген (Galdhøpiggen), прокатились по Снежной Дороге (Snøveien), заехали в несколько ставкирок, посмотрели знаменитые водопады Верингфоссен (Veringsfossen), Латефоссен (Latefoseen) и Лангфоссен (Langfossen), дошли до Языка Тролля (Trolltunga). Также мы планировали постоять на знаменитом камне Кьераг (Kjeragbolten), но в силу объективных обстоятельств прогулялись вместо него по Бергену, о чем ни чуть не пожалели. В общем, это путешествие, без всякого преувеличения стало незабываемым! Хотим сразу серьезно предупредить: Норвегия вызывает зависимость с первой поездки. Туда хочется снова и снова!