Планировать поездку в Грецию мы начали еще зимой, однако изначально думали об отдыхе в Хорватии. Поменять свой выбор пришлось, когда мы осознали, что отпуск приходится на начало июня, а комфортная температура воды для меня — 22-23°С. Для Хорватии такое сочетание для начала июня не было гарантировано. Плюс ко всему, хотелось выбрать место, где бы мы смогли совместить пляжный отдых с посещением большого количества достопримечательностей. Греция стала идеальным выбором с этой точки зрения, к тому же мы решили, что будет приятно разбавить уже много раз виденную архитектуру Европы развалинами Древней Греции. Примерно тогда же, в феврале, мы распланировали маршрут и забронировали отели.
Маршрут выглядел так: Москва — Белоруссия — Влодава (Польша), ночевка — Спишский град (Словакия) — Будапешт (Венгрия), ночевка + день — Сербия — Македония — Салоники (Греция), ночевка + 0,5 дня — Афины (Греция), ночевка + день — Нафплион (Греция), 7 дней — Платамонас (Греция), ночевка — Македония — Сербия — Кистелек (Венгрия), ночевка — Кошице (Словакия) — Влодава (Польша), ночевка — Белоруссия — Москва.
Визы делали в середине апреля в Визовом центре Греции. У обоих это был далеко не первый въезд в шенген, однако визы, к большому огорчению Сережи, дали день-в-день. Зато сделали быстро: через день паспорта были уже на руках. Оставалось надеяться, что обойдется без приключений и что в следующий раз нам повезет больше.
Меня часто спрашивают, готовлю ли я как-либо машину перед путешествием в дальние страны. Увы, никакими подробностями я порадовать не могу: я вообще никак не готовлю машину, за исключением мойки с протиранием стекол изнутри и пылесосом. Современный автомобиль вряд ли сломается так, чтобы базового набора инструмента хватило для устранения неисправности, а в таком случае к чему возить все эти ключи и плоскогубцы с собой? Поэтому, полагаю, с собой нужно взять хорошее настроение и двигаться в путь — если за автомобилем производится уход и в повседневной эксплуатации, то и в путешествии он не подведет. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их в комментариях или в конференции по адресу http://forum.auto.ru/travel , которой я хочу в очередной раз выразить отдельную благодарность: на этот раз за помощь в поиске одновременно и интересного, и комфортного места для отдыха для самого начала лета.Выезд из Москвы был запланирован на 6 утра, поэтому решено было встать в 5. Непросто после целой рабочей недели, но впереди 1100 км, и надо постараться лечь спать не слишком поздно: ведь следующий день тоже в дороге. Кроме того, не хотелось попасть в пробку на выезде из Москвы: утро, суббота, лето, дачники...
Опытным автопутешественником из нас был только Сережа, а мне было интересно буквально все: где мы едем, какие города проезжаем, как меняется пейзаж за окном. Ехали быстро, в пробках нигде не застряли, около 11 утра по Москве уже въехали в Белоруссию.
Останавливались каждые 300-350 км на 10-15 минут. Мне, как человеку, привыкшему к физической активности, первые два дня поездки было тяжело сидеть столько часов подряд. Поэтому таких остановок, во время которых можно было сделать мини-зарядку, я каждый раз ждала с нетерпением.
Первую и единственную в тот день длинную остановку мы сделали в 3 часа дня по Москве на автодороге М1 на 404 километре (53 км. от Минска), чтобы пообедать. Сережа обедает там каждый раз, когда едет этим маршрутом за границу и очень хотел продолжить традицию.
Вскоре после обеда снова остановились. На этот раз — чтобы сфотографироваться с огромным зубром, стоящем прямо в поле. Высота зубра — 28 м, а вес его — более 76 тонн, зубр является одним из символов Брестской области и Беловежской пущи.
Следующая остановка была уже только на границе. Очереди не было. Попросили открыть багажник, показать паспорта, зеленую карту, документы на машину и права. На переход границы потратили около получаса.
От увиденного в Белоруссии остались очень приятные впечатления: широкие-широкие поля, коровники, аисты, очень демократичные цены за обед (хотя вначале несколько непривычно видеть ценники с тремя нулями и только потом соображать, что речь идет о белорусских рублях).
Примечание. Сейчас ценники в Белоруссии никого не испугают: белорусский рубль был деноминирован летом 2016 года.В Польше мы остановились в приграничном городе Влодава. Сережа всегда останавливался там в гостинице “Подкова» — в ней мы и забронировали номер еще в феврале, связавшись с женой хозяина по электронной почте. Однако по приезду нас встретил хозяин гостиницы и, очень извиняясь, сказал, что жена, подтверждая нашу бронь, не посмотрела, что на эту ночь все номера заняты, потому что “приехал целый автобус». И отвез в другую гостиницу на окраине города. Таких маленьких номеров я еще не видела! Но нам требовалось только переночевать, к тому же Сережа сказал, что учитывая то гостеприимство, которое было ему оказано в предыдущие поездки, он совсем не обижен. Так что мы не стали расстраиваться и пошли прогуляться по территории и застали необыкновенно красивый закат! Правда, на длительную прогулку сил уже не хватило, поэтому, как стемнело, отправились спать.
По правде сказать, я ночевал в «Подкове» только 2 раза — пару лет назад по пути в Хорватию и обратно.Еще с вечера мы узнали, что позавтракать в отеле нам не удастся: в воскресенье завтрак начинался в 8:30 по польскому времени, а мы хотели выехать раньше. Поэтому было решено остановиться на одной из заправок.
Путешествовать по Польше оказалось очень интересно, так как маршрут лежал через города и деревни, а не по магистрали. Но из-за этого, а еще из-за бесконечных ремонтов и однополосных дорог, очень долго. 300 км мы проехали примерно за 6 часов.
Польша — одна из самых религиозных стран в Европе, и это сразу заметно: в каждом, даже самом маленьком городе, есть костел, а то и не один, практически в каждом дворе, да и просто у дороги, — скульптуры Девы Марии или распятия Христа.
А еще — повсюду аисты! В начале путешествия мы их видели, сидящими по одному в гнездах, или прогуливающихся по полям в поисках еды, а на обратно пути в гнездах уже были птенцы. Для человека, впервые видевшего аистов в естественной среде обитания, — это полный восторг! А если добавить к этому коров, лошадей, баранов, косулю и даже сову... В общем, рай для любителя всякой живности.
Впрочем, водителям в Польше надо быть предельно аккуратными. Животные нередко выбегают на дорогу и представляют вполне реальную опасность, особенно в темное время суток.Уже ближе к границе со Словакией начались горы и серпантины, закончились ремонты дорог. И вот, около двух часов дня по польскому времени — долгожданная табличка “Slovenska republica». На первой же автозаправке в Словакии мы приобрели виньетку и двинулись в крепость Спишский град, куда приехали практически к самому закрытию (около 17:30), потому были практически единственными туристами. На половине подъема к крепости есть автостоянка, где мы и оставили машину, а дальше поднимались пешком — недолго, но по очень крутой тропинке.
Пустили нас почему-то бесплатно, но выдали билеты на кассе и без них не пропускали.
Спишский град — это самый большой замок в Словакии, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был построен в XII-XIII веке как фортификационное сооружение и располагается на высоте почти 200 м над окружающими его полями. В 1780 году замок сильно пострадал от пожара, тогда его и покинули последние хозяева.
На входе нас попросили сразу пройти в музей, потому что оставалось полчаса до его закрытия. В музее представлены трапезная и камера пыток, а также экспозиция средневекового оружия и доспехов. Кроме того, в замке есть небольшой храм и минитеатр под открытым небом.
К сожалению, мы не успели попасть в Нижний Град, но полюбовались на него с главной башни, откуда открывались потрясающие виды. У замка было много хозяев, каждый из которых перестраивал его на свой лад, — отсюда и несколько периметров, которые отлично просматриваются с высоты. Внутри башни очень узкая винтовая лестница, на которой с трудом умещается один человек — чтобы было еще сложнее захватить эту мощную крепость.
На выходе из замка мы наткнулись на закрытые ворота — туристов уже не пускали, и мы поняли, что последние полчаса бродили по замку одни. Уезжать не хотелось: очень уж впечатлил этот один из крупнейших в Европе замков, но нам предстояло еще доехать до Будапешта.
На въезде в Венгрию мы купили оплату дорог на месяц, чтобы не тратить на это время на обратном пути, и без приключений, примерно к полуночи, добрались до Будапешта.
Оплатить дороги в Венгрии можно на любой заправке. Даже если вы не знаете ни слова по-венгерски, достаточно сказать «виньет монат», чтобы вас правильно поняли. Несмотря на формулировку, виньетку вам не дадут, но занесут номер вашей машины в электронную базу данных. Чек об оплате лучше сохранить на все время поездки.
Примечание. С момента написания отчета прошло немало времени и теперь гораздо удобнее оплачивать дороги Венгрии из дома перед поездкой на сайте https://www.virpay.hu. Квитанцию, которую вышлют на почту, лучше распечатать и взять с собой.