Нет
Да

Прогулка по Казани и Нижнему Новгороду

Глава 4: Нижний Новгород, день первый
После встречи Нового года мы сели в поезд и отправились в сторону Волги, чтобы посетить Казань и Нижний Новгород. Настоящий русский мороз, ветер, татарская кухня и море впечатлений — вот то, что запомнилось в этой поездке.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
03.01.201508.01.2015
Около 7 утра наш поезд «Казань – Нижний Новгород» прибыл на вокзал. Как я уже писала в прошлой главе, нам не повезло с соседями по плацкарту: посреди ночи они сменились, и новые долго раскладывали свои вещи, мешая нам спать. Мы не выспались, а когда вышли на улицу, пришли в ужас: мороз стоял -30ºС. Быстро прошли к метро и доехали до станции Покровской. Надо сказать, что поезда ждали минут 15. Сначала подумали, что это из-за того, что праздники и раннее утро, но потом оказалось, что и днем поезда ходят гораздо реже, чем в Москве.

Выйдя из метро, мы так замерзли, что с большим трудом дошли до нашего отеля. Идти было минут 25, но решили автобуса не ждать – опять же, утро, праздник. Быстрее было дойти.

Нижний Новгород, день первый

Отель Парус, на самом деле, хочется похвалить за то, что нам разрешили заселиться сразу же, несмотря на то, что мы приехали на несколько часов раньше check-in’а. А вот что было неудобно — завтрак накрывают в соседнем здании-ресторане, зимой нужно полностью одеться, чтобы дотуда дойти. Когда мы зашли в ресторан, там мертвецким сном спали два официанта, свет был приглушен, и обстановка очень напомнила фильмы, в которых показывают спящих пиратов после попойки. Позавтракав, мы решили восполнить недостаток сна, понадеявшись, что днем будет хоть чуть-чуть теплее.

Наши надежды несильно оправдались. Если и стало чуть теплее, то совсем незначительно и легкий ветерок с Волги вполне компенсировал эту разницу.

Около 11 утра мы отправились гулять. Было очень холодно! Добавившийся слой одежды не спасал, поэтому приходилось периодически греться коньяком и глинтвейном.

Первой увиденной нами достопримечательностью стал дом изобретателя Ивана Кулибина, в котором он родился и жил с 1735 по 1770 годы, а также последние несколько лет своей жизни.

Нижний Новгород, день первый

По пути к дому Кулибина мы еще увидели дом, в котором провел детство Максим Горький. Внутрь (сейчас там музей) мы заходить не стали, а внешне — ничего примечательного.

От дома Кулибина мы прошли к Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ильинской горе. И тут внезапно наш фотоаппарат отказался включаться, сказав, что батарея разряжена, несмотря на то, что зарядка была почти полной. Аккумулятор не выдерживал такой мороз, пришлось его отогревать и вообще носить в кармане джинсов, каждый раз доставая и вставляя в фотоаппарат, чтобы что-то сфотографировать.

На месте Успенского храма еще в 16 веке стоял монастырь, при котором была деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Позднее монастырь был упразднен, а в 1672 году деревянную церковь заменили каменной. В советское время церковь частично разобрали и забросили, а отреставрировали лишь в 2004 году. Теперь она новая, ухоженная и очень симпатичная.

Нижний Новгород, день первый

Прямо рядом с церковью находится небольшая площадка, откуда открывается красивый вид на место впадения Оки в Волгу и на часть города на другом берегу.

Полюбовавшись видом, мы направились к главной достопримечательности Нижнего Новгорода – кремлю. К этому времени я замерзла настолько, что пришлось идти греться в магазин сувениров. Очень добрая продавщица предложила положить мои перчатки на обогреватель, чтобы они согрелись, пока мы выбирали магниты. Здесь же была наша первая «алкогольная остановка» — мы зашли в кафе, расположенное в одной из башен, выпить коньяк и глинтвейн.

От кремля, построенного в 1515 году, сейчас остались только стены с башнями. В конце 18 века был произведён ремонт, в ходе которого разобрали кровлю, лежавшую на зубцах стены, а сами зубцы укоротили более чем наполовину. Кладка кремлёвских стен постепенно разрушалась, были разобраны выносные укрепления главной башни, а в середине 19 века засыпали ров, что понизило высоту кремля примерно на 4 м. Нижние ярусы башен оказались под землей, их регулярно затапливало грунтовыми водами, в результате чего они тоже разрушались. Примерно тогда же кремль был побелен, а крыши выкрашены в красный цвет. До советского периода за ним не было надлежащего ухода, а с приходом к власти большевиков кремль претерпел значительные изменения. Его вновь выкрасили в красный, а башни – в зеленый; снесли кафедральный собор, на его месте построив некрасивый Дом советов. Вообще, в советское время было снесено много храмов и соборов, находившихся на территории кремля. Уцелел только один – Михайло-Архангельский, построенный в середине 16 века, в котором находится могила Кузьмы Минина.

Нижний Новгород, день первый

С 1975 года на территории кремля действует экспозиция военной техники «Горьковчане – фронту». В трех нишах расположены изображения героев и сцены боевых действий, выложенные из множества фотографий военных лет.

Выйдя из кремля, мы отправились смотреть памятник Чкалову. По пути увидели очень красивую новогоднюю елку. Честно говоря, когда я обычно вижу наряженные к Новому году городские елки, мне становится немного грустно и обидно, что их не могли украсить нормально. А вот елка в Нижнем Новгороде мне очень понравилась и запомнилась!

Памятник Чкалову стоит на высоком берегу Волги рядом с Георгиевской башней кремля, со смотровой площадки за ним открывается прекрасный вид. Но с Волги дул очень сильный ветер, и мы снова очень замерзли, а Сережа стал похож на Деда Мороза.

Нижний Новгород, день первый

Наш дальнейший маршрут проходил по Верхне-Волжской набережной, на которой располагаются несколько особняков конца 19 – начала 20 века и дома советской знати.

Один из самых красивых домов – усадьба Рукавишниковых, построенная в середине 19 века. Сейчас в здании находится Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Сам особняк является объектом культурного наследия.

Меня удивляет, как в эпоху до сексуальной революции XX века сочеталось вот такое, в прямом смысле, неприкрытое искусство и сдержанность нравов.

На этой же улице мы совершили нашу вторую «алкогольную остановку» в местной пиццерии. Когда пообедали, уже начало темнеть, и мы полюбовались закатом с Верхне-Волжской набережной, прежде чем спуститься вниз к реке.

Нижний Новгород, день первый

Из интересного на нижней набережной – пятиметровая скульптура оленя, которую городу подарил почетный консул Венгрии. Олень – символ Нижнего Новгорода, он изображен и на гербе города. Сразу за скульптурой виден катер «Герой», установленный в 1985 году в честь моряков Волжской военной флотилии. Корабль прошел Гражданскую и Великую Отечественную войну, ежегодно 9 мая перед ним проходит парад современных военных судов.

По Чкаловской лестнице мы снова поднялись к Кремлю и через площадь Минина прошли к Острогу – тюрьме, ныне уже не действующей, построенной в начале 19 века. К тому времени мы так замерзли, что остальные достопримечательности решили оставить до завтра, и пошли в отель греться.

Сфотографировать острог не получилось: было темно и холодно. Отмечу, что нынче в остроге расположена какая-то государственная структура и дядки-охранники с кислыми лицами без особого энтузиазма смотрят на туристов, проходящих через прикрытую калитку металлических ворот. Чувствуется, что присутствие на территории не слишком приветствуется. По крайней мере, мне так показалось. Но постройка интересная.

Вечером заказали такси (200 рублей в одну сторону) в ресторан русской кухни «Пяткинъ», который посоветовали Сереже. Ресторан очень понравился! По ценам дороже, чем в Казани, но для Москвы все равно такие цены – чуть выше среднего.

Очень рекомендую заказать к ужину местное нефильтрованное пиво — оно восхитительно!