На майские праздники мы поехали навестить бабушку во Владимир и, конечно, не смогли не спланировать поездку так, чтобы не посмотреть что-то новое. Одним из небольших открытий этого путешествия стал маленький город Владимирской области – Юрьев-Польский. Туда мы отправились в первый день, ни свет ни заря выехав из Москвы первого мая.
Дорога была тяжелой: дачники и такие же, как мы, желающие вырваться из Москвы на несколько праздничных дней, образовывали длинные пробки, особенно в районе Балашихи, а качество дорог между Черноголовкой и Стромынью оставляло желать лучшего. Даже дорога к Сереже на дачу и то лучше. А тут, даже на участках без пробок, приходилось ехать 20 км/ч чуть ли не какими-то огородами.
К слову, дорога на фотографии, если верить картам, должна быть вполне асфальтированной. В отсутствие пробок навигатор наверняка поведет вас по другому маршруту, но в нашем случае яндекс-карты предложили объехать одну из пробок именно так. Если бы я заранее знал, что путь пойдет по грейдеру и, в буквальном смысле, дачным участкам, то я бы остался стоять в пробке. Вывод из всей этой истории напрашивается сам: картам даже в Московской области можно верить лишь отчасти.Вообще, проезжая по городам Московской области, мы почувствовали какое-то уныние. Все они выглядят серо, тускло и очень устало, в отличие от таких же по размеру большинства городов Европы, не говоря уже о тех из них, которые находятся так близко к столицам западных государств. Нельзя не сравнить уютные деревеньки, скажем, Польши или Венгрии с внушающими тоску поселками Балашихинского района.
Еще нас возмутило и расстроило то, что в пробке множество водителей – именно множество, а не отдельные личности! – для обгона использовали не просто обочину, а встречную полосу, которая, к слову, и в своем направлении не пустовала. Но каким-то образом им удавалось разъезжаться, мы увидели всего одну или две аварии. К нашему удивлению, гаишников мы не встретили вообще. А зря – такое количество нарушений в одном месте еще надо поискать.
В общем, дорога до Юрьев-Польского заняла у нас пять часов, и мы были рады, наконец, выйти из машины и отправиться изучать сохранившиеся достопримечательности 13 века.
Юрьев-Польский – знаменитый город Арбатов из «Золотого теленка». Начало советского фильма снято именно здесь, и, вернувшись из поездки, мы с удовольствием еще раз посмотрели на запомнившиеся церкви Михайло-Архангельского монастыря на экране. Михайло-Архангельский монастырь был основан в 13 веке. Главное его сооружение– собор Михаила Архангела – много раз страдал от разрушений во время очередного взятия города то литовцами, то татаро-монголами. То здание, которое мы сейчас видим, отстроено в начале 19 века на средства жителей города.
Рядом с ним расположена действующая колокольня 17 века, в которой сейчас находится небольшой музей, посвященный искусству колокольного звона. Плата за вход символична, а попасть внутрь можно через очень маленькую дверь и нужно следить за тем, чтобы не удариться головой о низкие своды.
Во дворе монастыря стоит деревянная Георгиевская церковь 1718 года, перенесенная из села Егорье. Церковь небольшая и сейчас закрыта, но она очень красива и отлично вписывается в ансамбль монастыря. Рядом с ней еще один памятник русского зодчества – надкладезная часовня, тоже закрытая. Говорят, что источник появился в те времена, когда по строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен даже за пищей, тогда после молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре.
Еще одна довольно большая монастырская церковь – Знаменская – сейчас на реставрации, и разглядеть можно лишь купола.
А рядом с ней располагается Архимандритский, или Братский корпус, в котором сейчас устроена очень интересная выставка, посвященная Отечественной войне 1812 года и полководцу Багратиону. Здесь приведено множество оригинальных документов: писем, приказов, распоряжений. Однако из-за изменившегося языка и почерков с завитушками понимать их довольно непросто. Также среди выставочных образцов можно увидеть различное оружие, использовавшееся в войне с Наполеоном, форму солдат и карету, в которой раненого Багратиона доставили в усадьбу к родственникам.
Еще две выставки в Братском корпусе посвящены развитию земледелия и мануфактуры, но они менее интересные. Кажется, за фото надо было отдельно заплатить, поэтому фотографировать экспонаты мы не стали.
Выйдя из монастыря, мы направились к двум соборам, расположенным неподалеку. Массивный, из красного кирпича Троицкий собор – памятник архитектуры начала прошлого века. Деньги на его строительство собирали горожане в течение 4 лет, когда поняли, что соседний Георгиевский собор не вмещает всех прихожан. Практически сразу после постройки Троицкий собор закрыли советские власти, снеся при этом его главы. Собор не действует до сих пор, хотя сейчас его реконструируют, и, возможно, через несколько лет он снова откроет свои двери для верующих.
Соседний Георгиевский собор куда более древний. Он был построен в 1230—1234 годах князем Святославом, сыном знаменитого Всеволода Большое Гнездо. В течение нескольких столетий к храму пристраивали многочисленные приделы, и его облик изменился до неузнаваемости. Однако перед строительством Троицкого собора все их снесли и вернули собору прежний строгий вид. Сейчас собор действующий, и одновременно с этим здесь расположен музей, в котором рассказана история Юрьев-Польского. Здесь же похоронен князь Святослав, выстроивший собор.
Изначально собор имел более привычные пропорции, однако в средние века здание сильно пострадало от пожара и было перестроено, значительно потеряв в высоте.Очень интересен каменный портал собора, который напомнил нам Шотландскую церковь в баварском
Регенсбурге.
Перейдя речку Колокшу, мы пошли смотреть Покровскую и Никитскую церкви. Светлая, с высокой кирпичной колокольней, пятиглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1769 году. В конце 19 века церковь прославилась своим необыкновенным любительским хором. Высокая четырехъярусная колокольня была пристроена к церкви во второй половине 19 века – сейчас это самое высокое здание города.
Соседняя яркая церковь Святого Никиты Мученика была построена чуть позже прихожанами Покровской церкви. В советское время оба храма долго оставались действующими, и были закрыты в 1941 году, когда в них решили расположить автостанцию и авторемонтрую мастерскую. Лишь спустя почти 50 лет здесь снова стали проводиться богослужения.
От церквей мы прошли к богадельне Мещериных, в которой сейчас располагается центральная районная больница. Здание было построено в 1904 году и когда-то было очень красивым, но сейчас пребывает в унылом состоянии.
Следующая достопримечательность – Свято-Введенский мужской монастырь 18 века – оказалась частично закрытой из-за восстановительных работ, однако на территорию пускали. Но на данный момент здания монастыря не представляют интереса. Посмотрим, что будет спустя несколько лет.
На пути к другому монастырю, Петропавловскому, с нами приключилась занимательная история. Мы уже несколько минут несли в руках пустые бутылки из-под йогурта в поисках урны. И вот, наконец, в одном из дворов урну нашли, подошли и бросили туда бутылки. Мусорка была на удивление пустая и чистая, даже бросать туда мусор было как-то неудобно. И тут две бабки — именно бабки, не бабушки! — натурально подскочили к нам и кричат:
— Это вы что тут выбрасываете?!
Мы так растерялись, что молча на них уставились.
— А ну-ка забрали быстро свои бутылки!
— Почему?
— А почему вы их сюда выбрасываете?
— Потому что это мусорка... Не на асфальт же бросать.
Тут на нас замахнулись палкой!
— Это мусорка для нас! — Сказала одна бабка. А другая при этих словах вытащила наши бутылки и кинула их на асфальт рядом.
Я спросила:
— Вы считаете, так будет лучше?
Сережа тоже что-то добавил. На что они гневно воскликнули, что мы нахалы. Мы подобрали бутылки и выбросили их в соседнюю мусорку, конечно, но впечатлений было на весь день! Гостеприимство прет из всех щелей!
Пребывая в полном шоке, мы все же дошли до Петропавловского монастыря и Вознесенской церкви рядом с ним. В 1825 году горожане подали прошение о сносе ветхой деревянной Петропавловской церкви, стоявшей на этом месте. Вскоре храм снесли, но буквально через 20 лет выстроили новый. В нем поселились монахини из сгоревшего примерно в это же время Введенского монастыря. Здесь же в 1898 году открылась богадельня, а немного раньше – школа-интернат для девочек, в ней преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие.
Соседнюю Вознесенскую церковь построили как кладбищенскую, только кладбища этого давно уже нет. Много раз в советские годы хотели снести и церковь, но что-то постоянно мешало. В итоге, здесь разместили инкубатор совхоза «Красносельский», наверное, во многом благодаря этому церковь до сих пор стоит.
В 1920-х годах был упразднен Петропавловский монастырь, а в 1925 году продали на цветной металл все колокола. Здесь разместили гаражи, а здания церквей были лишены кровли и разрушались. Лишь спустя много лет провели их реконструкцию, но Вознесенская церковь все еще не работает.
Последняя достопримечательность этого небольшого, но интересного города – церкови Рождества Христова и Бориса и Глеба. Здесь совсем тоскливо и настолько мрачно, что впору снимать фильмы ужасов. Находясь рядом с такими грандиозными, но запустевшими зданиями, чувствуешь какую-то безотчетную тревогу. А ведь как они могли бы быть красивы, если бы только их отреставрировать!
Вернувшись к машине, стоявшей рядом с Михайло-Архангельским монастырем, мы снова полюбовались видом, словно кадр из «Золотого теленка». Все-таки монастырь очень красивый! Непонятно, почему из Юрьев-Польского не сделают туристический город. Сравнивая опять же с Европой, с теми же немцами, которые из любого города, в котором сохранилось хоть что-то древнее, делают конфетку и зарабатывают на этом деньги, невольно расстраиваешься и задаешься вопросом: «Ну почему же у нас так не могут?»
Прежде чем ехать во Владимир, мы хотели заехать в село Подолец, посмотреть на Троицкую церковь. С расстоянием мы немного ошиблись — думали, что до от села до Владимира нам останется доехать каких-нибудь сорок километров, а оказалось, что все сто, но мы все равно поехали. Церковь очень интересная! Она была построена в 1659 году. В нижнем ярусе церкви был устроен зимний, «теплый» храм. Он служил хозяевам села Милославским усыпальницей. В верхнем ярусе располагался летний храм. Все стены, окна и главки изукрашены каменной резьбой. Здание очень красиво, но сейчас находится в плачевном состоянии и не действует. Сейчас его реконструируют, и частично церковь окрашена в новые, яркие цвета. Неокрашенные же места смотрятся очень интересно – как будто в фотошопе к отдельным элементам применили черно-белый фильтр.
Резюмируя, вынужден констатировать факт, что город в целом наводит уныние: обшарпанные достопримечательности, дороги в ямах, по берегам Колокши разбросан мусор... и это город Золотого кольца! Совершенно не ясно, почему Суздаль, расположенный рядом, цветет и пахнет, а очень похожий на него Юрьев-Польский находится в полном упадке. Печально.