Выйдя из Старого города, мы направились к дворцу нефтяного магната Муртузы Мухтарова. По историческим меркам этот особняк построен совсем недавно, в самом начале XX века. Однажды Муртуза Мухтаров со своей женой путешествовал по Италии и по возвращении решил построить дворец — точь-в-точь такой, каким она восхищалась в Венеции. Когда спустя семь лет во двор въехали красноармейцы с постановлением об аресте Мухтарова, тот достал револьвер и, перестреляв всех, застрелился сам.
Прочитав эту суровую историю, мы пошли по направлению к филармонии и по пути увидели станцию метро. После стольких лет жизни в Москве красивой станцией метро нас, конечно, не удивишь (хотя внутрь мы не спускались), но вход выполнен очень оригинально, в виде пирамиды с люком-крыльцом. В бакинском метро всего 25 станций, и оно одно из самых дешевых в мире — поездка стоит всего 20 гяпиков (менее 8 рублей).
Также по пути в филармонию мы наткнулись на очень уютное место с фонтаном и кафе. Оказалось, что это Сад Филармонии. Сад был основан еще в 1830 году по инициативе полковника Ховена, который обратился к морякам с просьбой, чтобы каждый из них привез в Баку по мешку черной земли. Эту землю смешали и разбили сад, чтобы разнообразная почва способствовала росту растений разных сортов.
Несмотря на свое географическое расположение, Баку — очень зелёный город. То тут, то там устроены уютные скверы, где даже в самую сильную жару найдется уголок в тени деревьев. Это выделяет Баку из многих южных городов, в которых нам довелось побывать. По сравнению с древними средиземноморскими городами, улицы которых, как правило, состоят сплошь из выжженных камней, Баку выглядит как цветущий оазис.Когда мы путешествовали по Азербайджану и Грузии, я читала книгу Курбана Саида «Али и Нино». Она идеально подходит под такое путешествие, потому что рассказывает о любви азербайджанца Али к грузинке Нино, и многие события просходят в Баку и Тбилиси. Очень интересно было читать и воочию видеть места, описанные автором ровно сто лет назад. Так вот, в Саду Филармонии Нино назначала встречу Али. В те времена сад назывался Губернаторским, и говорится о нем следующее: «Губернаторский сад очень большой. Дорожки там залиты асфальтом, по краям дорожек печально клонят свои ветви ивы. Под ними вкопаны скамейки. На трех пальмах свили себе гнезда фламинго».
Сама же филармония внешне не очень примечательна. Нам она запомнилась тем, что в летнем зале вход в находится сбоку от сцены, а не прямо напротив, как это делается обычно. Связано это с тем, что миллионер Гусаков упросил архитектора, возводившего здание, сделать так, чтобы из соседнего дворца, где он проживал с семьей, было видно все, что происходит в летнем клубе — а именно клубом и было это здание в начале XX века.
Мы спустились к Приморскому Бульвару и прошли по набережным Малой Венеции — системы прогулочных водных каналов общей протяженностью около полутора километров, которая появилась в 1960 году. Здесь можно взять лодочки напрокат или просто прогуляться по многочисленным мостикам, пересекающим каналы.
В конце водного комплекса находится Музей Ковра. Он был основан в 1967 году, первый в своем роде. Форма здания музея соответствует содержанию — оно выполнено в форме свёрнутого ковра. Коллекция музея содержит не только тканые покрытия, но также и вышивку, одежду, предметы ювелирного искусства.
В Баку продают множество ковров. Здесь они в почёте. Но если вы решите купить себе один, то просто так из страны вы его не вывезете. Необходимо приехать в Музей Ковра и получить специальное разрешение, которое стоит 26 манатов (около 1000 рублей), либо, если нужно уехать в тот же день, то 46 манатов (1700 рублей).
Возле музея стоит необычная скульптура в виде руки. Возможно, я бы не стала упоминать её в отчете, если бы спустя пару дней после возвращения из поездки не увидела фотографию точно такой же руки, установленной в 2017 году в городе
Иваново. Интересно, где она появилась раньше? И знают ли скульпторы о существовании копии?
Уже порядком уставшие, но чрезвычайно довольные прогулкой, мы пошли к фуникулёру. В Баку есть гора — не очень высокая, но тем не менее. На неё можно подняться пешком по лестнице, но интереснее это сделать на фуникулёре. Правда, у него очень странный интервал движения. В Википедии написано, что он должен ходить раз в 10 минут, но по факту это не так. Фуникулёром заведует мужичок, который запускает его тогда, когда ему захочется. При этом он абсолютно равнодушен к возмущению толпы, которая наблюдает перед собой пустую, но закрытую кабину в течение 30-40 минут. В очереди даже шутили, что он зарывает свой талант в землю — с такой отрешенностью и пофигизмом ему нужно работать там, где эти качества действительно нужны. В общем, если не хотите ждать, можно подняться на гору за 3-4 маната (150 рублей) и на такси. Мы всё-таки благосклонности дождались и прокатились наверх под веселую музыку, которую включают во время движения. Музыка эта воспринимается, надо сказать, ну очень странно после часа ожидания внизу. Билет на подъём покупается прямо при входе: 1 манат наличными (37 рублей) нужно отдать всё тому же мужичку-повелителю фуникулёра.
Пока мы ждали в очереди, между мужчиной перед нами и его гидом, который показывал ему Баку, состоялся такой диалог:
— А что там наверху?
— Смотровая площадка. Весь Баку как на ладони. Все высокопоставленные лица, когда приезжают, обязательно туда поднимаются.
— И всё?
— Ещё там есть парк, мечеть, Пламенные башни.
— Ммм… И что в парке?
— Красивые аллеи. Там есть очень знаменитая Аллея Шахидов, я вам её покажу.
— И всё?..
Такие люди меня удивляют. Мне очень захотелось сказать: «Чувак, а что тебе еще нужно?» Мы видели немало стран (около 30), но нас не перестаёт удивлять каждый новый город. Нам всё интересно. Каждый новый объект, каждая смотровая площадка приносят свои эмоции и впечатления.
Но вернемся к фуникулёру. Он был открыт в 1960 году и с тех пор ремонтировался трижды. В последний раз — перед Евровидением в 2012 году. Мы вообще отметили, что Азербайджан за последние годы принял у себя множество крупнейших культурных и спортивных мероприятий. Помимо Евровидения, здесь проходили первые Европейские олимпийские игры, чемпионаты мира по множеству спортивных дисциплин, ежегодно проводится этап «Формулы-1», а в 2020 году Баку будет одним из городов, принимающих чемпионат Европы по футболу. Впрочем, это неудивительно — Баку благоустроен на очень высоком уровне.
Как я уже рассказала, наверху, помимо смотровой площадки, есть Нагорный парк, который сейчас представляет собой кладбище солдат и офицеров. На самой нижней аллее похоронены солдаты, погибшие во время боевых действий в Нагорном Карабахе в 1992 году. Выше идёт аллея, на которой похоронены офицеры, погибшие там же в 1990-1992 годах. По верху склона Нагорного парка проходит Аллея Шахидов. Все они погибли в ночь на 20 января 1990 года, во время событий «Чёрного января» — подавления оппозиции подразделениями Советской Армии.
Из Нагорного парка вниз мы спустились пешком — это не заняло много времени. Так как ночью мы почти не спали, то усталость уже стала сковывать нас, и мы поняли, что пора выпить кофе. Было так жарко, что горячего не хотелось, а холодный кофе в Баку непопулярен. В итоге, в парке возле Приморского бульвара мы нашли сетевую кофейную палатку Coffee time, в меню которой был фраппучино. Обрадовавшись, мы спросили у продавца, есть ли здесь холодный кофе. Тот смутился и ответил: «Нет. Но у нас есть капуччино!».
Мы объяснили, что очень хотим холодный кофе, и он сказал, что что-нибудь придумает. Поразмыслив, продавец достал из холодильника две запечатанные бутылки чего-то холодного и разлил этот напиток нам по стаканам. После ещё нескольких секунд размышлений, он сказал, что это будет стоить нам 6 манат (220 рублей) за стакан 400 мл. Заплатив, мы присели на лавочку и попробовали предложенный напиток. Им оказался молочный коктейль со вкусом кофе и корицы. Хоть это был и не кофе, быстрые углеводы придали нам сил. Кстати, пока мы сидели на лавочке, нам удалось поймать городской вайфай, которым пользовались и на следующий день. Бесплатный вайфай в Баку есть почти повсюду, как и во многих европейских городах.
Бакинцы между собой говорят на родном языке, но моментально переходят на русский, если к ним обратиться с какой-нибудь просьбой. Но даже если вам ответили на азербайджанском, можно не сомневаться, что собеседник понял вас правильно.Отдохнув, мы пошли по Приморскому бульвару обратно по направлению к Площади фонтанов. Уже смеркалось, и весь город высыпал на улицы. Оказалось, что в городе живёт какое-то поразительное количество людей! Днём все они сидели дома, а когда жара спала, вышли на прогулку. Как и в Москве, для того чтобы просто погулять по центру города, женщины надевают все самое лучшее: каблуки, яркие платья или хотя бы яркие абайи, массивные украшения. Обычно я не беру в отпуск декоративную косметику, но тут она была бы очень к месту. Азербайджанки, которые не скрывают своего лица, ярко красятся, несмотря на то, что их внешность колоритна сама по себе, без всякой косметики.
Поужинали мы в ресторане
Фисинджан традиционными азербайджанскими блюдами. Было очень вкусно! Ещё нам все рекомендовали пить компот — его мы тоже заказали. Он не похож на компот из кураги и яблок, который обычно продают в наших столовых, а представляет собой что-то очень насыщенное и необычное. Тогда мы пили компот из кизила, а на следующий день пробовали ещё из фейхоа и айвы. В Москве тоже можно купить такие компоты в стеклянных бутылках, но стоят они дороже сока — рублей 150 за литр.
Еще у Серёжи в этот день был день рождения и, когда мы просили счет, я спросила, не полагается ли что-то в честь праздника: скидка или, к примеру, бесплатный десерт. Официант заулыбался, поздравил Серёжу и сказал: «Одну минуту». Мы предположили, что сейчас что-то будет, но ничего не произошло. Нам принесли счет без всякой скидки, после чего мы расплатились и ушли. Но несмотря на это, место нам очень понравилось, можем рекомендовать.
Мы остались очень довольны первым днем в Баку! Второй день был не менее интересным, потому что мы внезапно решили поехать на море, о чем расскажем в следующей главе.