Когда нам предстоят длительные перегоны, мы стараемся найти какие-то интересные места по пути, чтобы заехать и немного отвлечься от дороги. Так было и в этот раз, но тем не менее день проходил довольно скучно: почти все время мы просто ехали. Встать пришлось рано, потому что световой день короткий, а ехать в темноте не так приятно, как днем. Впрочем, из-за низкого солнца нам всё равно постоянно казалось, как будто уже вечер.
При планировании поездки мы заранее составили маршрут таким образом, чтобы севернее Валдая как можно меньше перемещаться на машине после захода солнца. Это связано с тем, что дорога Р-21 «Кола» печально известна своей статистикой дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Животные, разумеется, выбегают на дорогу и в светлое время суток, но заблаговременно заметить внезапно возникшего на пути лося всё же проще днём, чем в сумерках или ночью. По пути мы проезжали огромный нефтеперерабатывающий завод в городе Кириши и от нечего делать я читала Серёже вслух информацию о нем из Википедии. Сама возможность это сделать была довольно неожиданной, потому что покрытие мобильной связи в этом регионе далеко от оптимального: позвонить, скорее всего, удастся, но вот с выходом в интернет могут возникнуть сложности. Обычно, чтобы не скучать по дороге, я стараюсь брать с собой книги, где действия происходят в тех местах, куда мы едем, но в этот раз почему-то не сложилось, и книгу о севере я начала читать в тот день, когда мы уже возвращались в Москву.
Первую остановку мы сделали, чтобы посмотреть на Волховскую ГЭС. Это не просто одна из нескольких ГЭС, встретившихся нам на пути до Мурманска, а первая гидроэлектростанция, вошедшая в проект государственной электрификации России после Революции 1917 года. Проект электростанции разработал инженер с голландской фамилией Графтио ещё в 1902 году, но к строительству плотины приступили только после Гражданской войны. Сейчас главное здание ГЭС, которая, кстати, всё так же вырабатывает электроэнергию, является объектом культурного наследия федерального значения. Но, как у нас принято, несмотря на свой исторический статус, здание закрыто даже для внешнего осмотра: периметр обнесён колючей проволокой и глухим синим забором. На этом заборе висит большая желтая табличка с надписью «Запретная зона, проход (проезд) запрещен (закрыт)» — видимо, чтоб ни у кого не осталось сомнений. Мы остались расстроенными и неудовлетворёнными, поскольку на фотографиях видели, что раньше на дамбу пускали. А нам пришлось делать фото прямо с грязной обочины проезжей части, встав на кусок какого-то бетонного блока.
Очень жаль, когда имитация мер «безопасности» мешает прочувствовать момент, ощутить прикосновение к чему-то значимому, великому. Ведь можно перенять норвежский опыт — там куда более масштабные плотины имеют неограниченный и при том бесплатный доступ для туристов. Находясь на такой плотине чувствуешь восхищение людьми, которые одолели столь грозную природную силу, появляется, не побоюсь этого слова, вера в человечество. У нас же места, где рождается тот самый престиж государства, надежно изолированы от граждан в пользу рассказов из телевизора...Зато к нашей машине, которую мы оставили у церкви на улице Зелёной, пришёл греться красивый рыжий кот. Мы не можем в поездках пройти мимо кота, не сфотографировав его. Здесь же, неподалеку от ГЭС,
расположился дом-музей Генриха Осиповича Графтио. К сожалению, мы не знали о нём заранее и у нас не было отведено время, чтобы зайти внутрь. Судя по информации с официального
сайта музея, экспозиция рассказывает не только о выдающемся инженере, но и об истории города Волхов в целом.
Вторую остановку мы сделали в Староладожской крепости. Парковка
там хоть и предусмотрена, но заботливо отгорожена от гостей шлагбаумом с табличкой «въезд только для служебного транспорта». По этой причине нам пришлось поставить машину чуть дальше на обочине, прямо за знаком «остановка запрещена». Знак охраняется отлитым в бронзе соколом — символом Старой Ладоги.
В крепость есть два типа билетов: просто погулять по территории или посетить церковь и музеи. Мы выбрали первый вариант, потому что главный собор Святого Георгия всё равно закрыт зимой. В нём сохранились фреска «Чудо Георгия о Змии» — самое древнее изображение Георгия Победоносца, известное на сегодняшний день — и поэтому зимой народ не пускают, чтобы сохранять в храме требуемый микроклимат.
Также на территории крепости есть небольшая деревянная церковь Дмитрия Солунского. Мы как-то не придали ей большого значения во время осмотра, но потом я прочитала, что она была построена еще в начале XVII века. Конечно, её перестраивали несколько раз, но первоначальный облик при этом сохранился.
Достоверно неизвестно, но по крайней мере часть исторических источников утверждает, что именно в Старой Ладоге (тогда ещё просто Ладоге) сел княжить Рюрик, когда варягов призвали на Русь. Сама Староладожская крепость — место приятное, тихое, атмосферное. Она так и дышит историей, тут очень комфортно. Крепость очень напомнила нам
Изборскую, которую мы посещали на новогодних праздниках в 2016 году: то же низкое солнце, заливающее все вокруг теплым светом, белокаменные стены, покрытые снегом, похожая архитектура. И посетителей, кроме нас, практически не было.
На обед мы остановились в придорожном кафе «
Берлога» — на удивление уютном, чистеньким и с широким для подобного заведения ассортиментом блюд. Каждый из нас взял по супу, мясные колбаски и жареную картошку. Когда нам вынесли колбаски, оказалось, что к ним уже по умолчанию прилагалась картошка, но в меню это указано не было, и нам пришлось есть двойную порцию.
Выйдя из кафе колобком, я решила, что сразу садиться в машину после столь плотного обеда — это перебор, и предложила Серёже прогуляться по мосту через реку с забавным названием Сясь. Позже Серёжа выяснил, что в городе Сясьстрой, расположенном на противоположном берегу, выпускают туалетную бумагу «Мягкий знак», и теперь с удовольствием рассказывает всем эту историю.
Сев в машину, мы двинулись дальше по направлению к Петрозаводску. Внезапно Серёжа указал мне на тучу, казавшуюся нам довольно далекой. Говорит: «Смотри, какая чёрная», и через несколько минут мы уже оказались под ней. Начался буран. Дорогу тут же замело, и за полчаса выпало несколько сантиметров снега. Видимость была, конечно, не совсем плохой, но внушающей некоторую тревожность.
В Петрозаводск мы приехали к половине восьмого. Заселившись в гостиницу, мы приготовили сырную тарелку и съели её под бутылочку белого вина и фильм «На грани», после чего сразу же завалились спать. Я редко рассказываю про гостиницы в отчётах, потому что мне кажется, что каждый всё равно выбирает по своим запросам, да и отзывы на букинге дадут более полную картину, чем субъективное мнение одной семьи. Но «
Маски» в Петрозаводске — это особый случай, про который я не могу умолчать. Мы стараемся не останавливаться в гостиницах с рейтингом ниже 8 из 10, но в Петрозаводске выбор не велик и мы решили закрыть глаза на то, что у «Масок» рейтинг был чуть ниже восьми.
В номере было очень холодно и влажно. Я спала под двумя одеялами и в длинных домашних штанах. Даже Серёжа посреди ночи встал, чтобы надеть футболку, хотя он совсем не мерзлявый. Особенно сильно испытываешь холод, когда выходишь из душевой, которая оформлена сероватой непрезентабельной плиткой. Кровать с продавленным матрасом и неудобной подушкой добавляла «радостных» эмоций от пребывания в этой гостинице. Как мы были рады, что здесь у нас запланирована только одна ночь!
Выйдя утром из гостиницы, Серёжа спросил у прохожей, как пройти к Онежскому озеру. Время было раннее и, судя по всему, женщина шла на работу. На её лице отразилось удивление: зачем вообще кому-то нужно озеро в конце ноября в девять утра? Тем не менее, она указала нам верный путь. Несмотря на холод, утренние сумерки и несезон, на набережной мы встретили довольно много людей разного возраста, занимающихся на уличных тренажерах и осваивающих скандинавскую ходьбу.
Поскольку мы пришли на набережную, когда световой день только-только начинался, она показалась нам довольно суровой и даже немного мрачной. Озеро штормило, и все вокруг было серым. Серёжа окрестил этот вид как «50 оттенков серого», а я пошутила, что можно делать черно-белые фотографии без всяких фильтров. Дул очень сильный ветер, но мы хорошо подготовились к поездке, и было приятно ощущать, что вся эта термоодежда работает и что нам тепло. Мерзло только лицо, и с этим ничего нельзя было поделать.
Для многочасовых прогулок в суровом климате мы приобрели в «Декатлоне» по комплекту термобелья, утеплённые сноубордические штаны, зимние непромокаемые трекинговые ботинки. Хорошая зимняя куртка у меня уже была, а Тане купили симпатичную горнолыжную. Несмотря на то, что все вещи были отнюдь не «брендовыми» и недорогими, они отлично себя показали даже в условиях двадцатикилометрового похода по тундре в заполярье. Разве что трекинговые ботинки оказались немного скользкими на льду, но в остальном комфорт превзошёл все ожидания.Набережную торжественно открыли в 1994 году в честь 50-летия освобождения Петрозаводска от фашистских захватчиков. На ней собрано огромное количество интересных памятников, которые подарили Петрозаводску его города-побратимы. Все они разные, но символизируют одно и то же — дружбу городов и народов.
В какой-то момент Серёжа увидел памятник под названием «Спящая красавица», подаренный французским городом Ла-Рошелем и олицетворяющий карельские озера и леса, и радостно воскликнул: «О, смотри: женщина! С сиськами! Надо срочно сфотографировать!» Серёжа убеждает меня, что все мужчины такие. И мой опыт вынуждает меня с ним согласиться.
Самый монументальный памятник на Онежской набережной — это памятник «Онего». Он представляет собой фигуру молодого воина, готовящегося сойти из лодки на берег. Памятник был подарен Ленинградской областью в честь 300-летия Петрозаводска.
Когда мы свернули с набережной в город, ветер поутих, а вокруг появились краски. Город больше не казался нам серым, а стал достаточно уютным. Первым делом мы направились в костел. Почему-то, когда Серёжа сказал мне, что мы идем в костёл, я представила себе монументальное здание, как в Москве на Малой Грузинской, но он оказался совсем маленьким. Внутри костёл был такой же крохотный, как и снаружи, поэтому наше появление было расценено как небольшое вторжение. Трое прихожан стали оглядываться на нас, а священник закашлял. Дождавшись, пока он логически закончит часть своей проповеди словом «Аминь», мы поспешили ретироваться.
Затем мы дошли до гостиницы «Северная». В дальнейшем оказалось, что гостиница «Северная» есть в каждом северном городе. Здесь это одно из самых красивых зданий, выглядит оно очень благородно. Напротив неё расположены симпатичные бордовые домики в тон гостинице, и мы подумали, что ближайший к нам дом построен недавно в стиле соседнего деревянного. Но позже в музее нам показали старые фотографии, на которой оба дома уже давно стоят.
Оставшийся путь до Музея промышленной истории Петрозаводска прошел довольно сумбурно, потому что мы боялись опоздать на экскурсию. Мы прошли по Петербургской улице к Национальному музею Карелии, пересекли площадь Ленина и оказались у реки Лососинки, где, чуть поплутав, нашли пешеходный мостик, выводящий прямо к улице Калинина, на которой и расположен вход в Музей промышленной истории Петрозаводска. Удивительно, но экскурсия абсолютно бесплатная — на неё нужно только заранее записаться по телефону +7(8142)67-22-99. На экскурсии нас было всего трое: мы с Серёжей и пожилой мужчина, порой дополнявший слова экскурсовода, когда речь заходила о советских временах. В целом было довольно интересно. Первый зал — больше детский, для школьников 7-8 классов. Здесь показывают основные физические законы в действии: правило рычага, эффекты магнетизма и прочие подобные вещи.
Во втором зале музея — историческая часть. Нам рассказали об основании и развитии Петрозаводска с точки зрения промышленности. Все началось с Петровских заводов, что довольно-таки логично, учитывая название города. На них, в основном, производили чугунные артиллерийские орудия для военно-морского флота, а также ручное огнестрельное и холодное оружие. Помимо обычных ядер, Петровские заводы выпускали также книппели (две половинки ядра, скрепленные цепью), которые впоследствии закрепились на гербе города. Книппель позволял не просто проломить борт корабля, а рвал по пути паруса и тросы за счёт вращения. Производили и всякую мелочь по заказу Адмиралтейства или царского двора: гвозди, котлы, ручные ступки, дверные крюки, подковы, вилки с ножами, утюги. Как оказалось, и некоторые монументальные ограды набережных и зданий Санкт-Петербурга были отлиты здесь же, в Петрозаводске.
Трудились тяжело. По регламенту Адмиралтейства в 1722 году рабочий день начинался в летнее время в 4:30 утра, а в зимнее — за час до восхода солнца. Заканчивался же летом в 8 вечера, а зимой — через час после заката. Платили при этом мало, поэтому женам мастеровых приходилось заниматься починкой одежды и приготовлением пищи для более высокооплачиваемых работников.
После смерти Петра I завод пришёл в упадок, но Екатерина II в первый же год своего царствования повелела возобновить производство орудий. Новый металлургический завод получил название, как ни странно, не Екатерининский, а Александровский — в честь Александра Невского. На гербе Петрозаводска есть слово «Знаменит» — казалось бы, к чему оно? Как нам рассказали, что Суворов, побывав на Александровском заводе, донёс императрице: «Слава наместнику! Работные — молодцы. Петрозаводск знаменит».
В первой половине XIX века началось отставание российской промышленности от индустрии европейских держав. Значение Александровского завода с каждым годом всё падало, пока после революции его не переименовали в Онежский и не переквалифицировали в машиностроительный. Онежский завод вплоть до конца XX века выпускал различную гусечную спецтехнику. Нам показали на макете и фотографиях, какую огромную площадь занимало предприятие. Сейчас от всего завода осталась лишь пара зданий и небольшой пустырь. Сохранились также два исторических цеха, которые мы пошли посмотреть после экскурсии. Всё-таки раньше промышленные здания строили красивыми, вкладывали в них душу — не в пример нынешним экономичным железобетонным коробкам.
После экскурсии мы посмотрели ещё два петрозаводских храма. Первый — кафедральный собор Александра Невского, построенный в первой половине XIX века на деньги, выделенные Александровским заводом, и на пожертвования рабочих в виде вычета из зарплаты. В нём шла уборка, поэтому мы заглянули внутрь только из дверей.
Второй собор — Крестовоздвиженский. Внутри всё было закрыто полиэтиленовой пленкой по причине реконструкции, но тем не менее, храм работал. Собор окружает старое кладбище, на котором сохранились дореволюционные могилы. Рядом с главными воротами, у ограды, стоит крест, воздвигнутый в 1725 году на средства жителя заводской слободы в память последнего пребывания императора Петра Великого на Олонецких Петровских заводах.
К этому времени мы уже проголодались, да и посмотреть нам оставалось только театр на площади Кирова. Раньше эта площадь называлась Соборной, и вместо памятника Кирову здесь стояла скульптура Александра II. Как с иронией сказала нам экскурсовод в музее, по документам соборы на площади «сгорели» в 1924 году. Александра II снесли сразу после революции — теперь его место занимает Киров. На месте же соборов открыли театр. На самом деле, он меня восхитил: очень красивое здание.
Обедать мы пошли в рыбный ресторан «
Фрегат». Ресторан заслуживает отдельной истории, потому что он привел нас в восторг. Это лучшее, что с нами случалось в плане еды за последние несколько месяцев перед поездкой. На первое Серёжа заказал обычную уху, а я — финскую сливочную под названием лохикейто. К супу нам подали свежие ароматные булочки. А на второе мы ели стейки из рыбы: Серёжа — с картошкой, а я — с овощами-гриль. Эти овощи были божественны. Последний раз такие я ела за полтора года до поездки в одном из рыбных ресторанчиков в Подгорице. Мы так наелись, что в нас уже не осталось места на карельские пирожки с брусникой, которые изначально мы планировали заказать на десерт. Отдельного упоминания заслуживает интерьер ресторана в стиле хюгге. Здесь так уютно и комфортно, что абсолютно не хочется уходить. Пожалуй, это один из самых приятных ресторанов, в которых я бывала. Нет, нам не заплатили за рекламу :) Просто правда очень понравилось. Для Петрозаводска это довольно дорогое заведение, для Москвы — средние цены.
Выезжая из Петрозаводска, мы делились друг с другом впечатлениями и пришли к выводу, что на наше восприятие города очень влияет качество сферы услуг. Если бы мы пообедали не во «Фрегате», а в каком-нибудь простом месте, то, скорее всего, впечатления о Петрозаводске у нас остались бы нейтральные. А так мы вспоминаем его с теплом. То же самое с Валдаем — если бы мы жили не в «Коте и кошке», то, скорее всего, воспоминания остались бы как не о самом интересном городе, а так мы прекрасно провели время.
Из-за вкусного и потому неспешного обеда мы немного нарушили наш план и выехали из Петрозаводска (кстати, вот его карта достопримечательностей) на полтора часа позже, чем это было задумано. Тем не менее, мы достаточно быстро добрались до мотеля «Топаз-Кола» и даже съездили заправиться на Лукойл в Сегежу. Нужно сказать, что брендовых заправок на Р-21 «Кола» не так уж и много: ближе к Питеру есть несколько Лукойлов, дальше на север — считанные АЗС ТНК и Роснефть. Все они нанесены на карты Яндекса. Мы составили маршрут таким образом, чтобы между заправками было не более 350 километров — такая мера предосторожности позволила бы гарантированно доехать до следующей АЗС, если на запланированной не оказалось бы 95-го бензина или если бы мы попали на слив топлива из бензовоза.