В Воронеже мы жили в отеле
Mercure, который нас порадовал хорошим новогодним спецпредложением. К сожалению, это спецпредложение не распространялось на завтраки, цена которых оказалась не слишком демократичной — 700 рублей с человека. Поэтому мы решили воспользоваться нашим
вологодским опытом и пойти завтракать в кофейню. Но не тут-то было! Как выяснилось, найти в Воронеже подобное заведение не так уж просто: все кофейни в воскресенье, тем более в праздники, закрыты по утрам. В итоге мы пошли в круглосуточную бургерную под названием
Mesto, где вкусно поели всего за 770 рублей на двоих.
Не возвращаясь в отель, мы отправились смотреть город. На пути к набережной нам встретилось здание Мещанской управы второй половины XVIII века, которое, как полагают, было создано по проекту Антонио Ринальди, спроектировавшего также Мраморный дворец в Петербурге. Вообще, здание было построено как первый трехэтажный жилой дом во всем Воронеже, и лишь спустя 100 лет его передали Мещанской управе. То, что мы видим сейчас, — результат многократной реставрации, потому что здание сильно пострадало во время Гражданской и Великой Отечественной войны.
Спустившись ближе к реке, мы увидели старинную полицейскую часть с пожарной каланчой, которая выглядит, словно это была темница. На каланче постоянно находился дежурный, потому что окружающие дома были преимущественно деревянными. Стоило ему подать сигнал, и из ворот выезжала телега с баком воды, запряженная лошадьми. Пожарные находились здесь вплоть до 1975 года, но сейчас в здании ничего нет. В интернете можно посмотреть фото, какая разруха царит сейчас внутри.
К набережной мы спешили потому, что хотели попасть на экскурсию в 11:00 на корабль-музей «Гото Предестинация» (что означает «Божье предвидение»), но, к сожалению, нам это не удалось: мы пришли в 10:55 и мужчина перед нами купил последний билет. Было несколько билетов на 12:00, но я болела, а рядом было практически нечего смотреть, поэтому мы решили не ждать час на морозе. Говорят, летом на корабль вообще сложно попасть: в каждой группе не больше 20 человек, в день 6 экскурсий, и утром билеты на весь день разлетаются как горячие пирожки.
«Гото Предестинация» — это первый российский линкор, построенный во времена Петра I, и заложили его именно в Воронеже, на родине российского военно-морского флота. Я, к своему стыду, плохо знаю историю России, и для меня стало удивительным открытием, что наш флот зародился не в Санкт-Петербурге, а именно в Воронеже. Но перед Азовскими походами Петра Воронеж стал идеальным местом для начала строительства военных судов благодаря своему расположению, наличию небольших верфей и специалистов по судостроению, а также окружающим город дубовым и сосновым лесами, необходимым для строительства кораблей.
Сегодня «Гото Предестинация» — это реплика того самого корабля, построенного 300 лет назад. Он создан по картинам, гравюрам и запискам из государственного архива, причем на строительство с момента закладки ушло больше 3 лет, в то время как во времена Петра оригинальный корабль построили за 1,5 года.
Прогулявшись по набережной вдоль корабля, мы зашли в стоящую рядом Успенскую Адмиралтейскую церковь, старейшую в Воронеже и построенную еще в XVII веке. Кроме того, эта церковь стала всего лишь вторым каменным зданием в городе — после колокольни Алексиево-Акатова монастыря, про который я расскажу чуть позже. Вокруг церкви был образован мужской монастырь, но в скором времени он был упразднен Петром I, поскольку стал помехой верфи. Остался только главный храм, в котором освящали построенные корабли. Церковь примечательна тем, что помимо икон в ее интерьере присутствуют мемориальные таблички с фамилиями служащих флота, родившихся в Воронеже и погибших во время исполнения службы.
От церкви мы поднялись обратно к старой полицейской части. Оказалось, что Воронеж — город совсем не плоский, и мы слегка запыхались. У них даже есть улица с названием Холмистая и детский сад «Холмы и горы». Последнее для меня звучит очень оригинально, я привыкла ко всяким «Сказкам», «Незабудкам» и «Дюймовочкам».
По пути к центральным улицам города мы перешли Каменный мост. Он был построен почти 200 лет назад, то есть в те времена, когда для строительства даже самого маленького моста (а он всего-то 10 метров в длину) требовалось разрешение самого императора. Однако Воронежу повезло с губернатором города — он понимал, что такого разрешения он будет добиваться долго, а мост жителям нужен уже сейчас, и велел начать строительство на свой страх и риск. Губернатору повезло меньше, чем жителям, и он получил серьезный выговор и даже должен был уплатить штраф, но впоследствии от выплаты его освободили, признав объект нужным городу.
Сейчас Каменный мост является частью улицы Карла Маркса, на которой также расположен Воронежский академический театр, построенный в 1802 году. Театр имеет две сцены — Большую, на которой ставят классику, и Малую, где экспериментируют с современной драматургией. Как и многие здания в Воронеже, театр сложно сфотографировать, потому что с любого ракурса в кадр попадает уйма прокинутых по воздуху кабелей. На самом деле, это проблема многих городов России, когда из-за кабелей теряется красота исторических зданий. По нашему опыту, в Европе такое встречается гораздо реже.
Мы вышли на главную улицу города — проспект Революции — и сразу увидели здание, чем-то напоминающие по стилю творения Гауди. Оказалось, это бывший отель «Бристоль», построенный в начале XX века по проекту московского инженера Фомина. Сейчас он, похоже, недействующий, здесь располагаются офисы различных фирм.
На этом этапе прогулки я почувствовала себя совсем разболевшейся, и мы зашли в кофейню
Перфетто рядом с «Бристолем» выпить облепихово-имбирный чай. После чая мне полегчало, и мы двинулись дальше, обсуждая наши неожиданно приятные впечатления от Воронежа. При этом мы настолько увлеклись беседой, что совершенно забыли, что вообще-то ищем памятник Белому Биму Чёрному уху, и прошли по проспекту Революции гораздо дальше, чем нужно. Пришлось вернуться на несколько сотен метров обратно к зданию кукольного театра, которое само по себе представляет интерес. Честно говоря, я не очень люблю памятники животным, потому что я слишком сентиментальна и начинаю грустить, когда их вижу, так как чаще всего история их появления связана с чем-то грустным. Поэтому даже Серёже не удалось настоять, чтобы я сфотографировалась с Бимом.
Мы свернули с проспекта в сторону набережной и увидели, как пожилой мужчина, маневрируя на парковке, задел другую машину. Один из прохожих указал ему на это, но тот проигнорировал замечание с надменным видом и поставил свой автомобиль неподалеку. Мы решили оставить в двери поцарапанной машины записку о случившемся, указав номер виновника. Вряд ли это как-то помогло владельцу, но я решила, что справедливость восторжествовала. Серёжа, правда, сказал, что пока что мы просто наябедничали, а до справедливости ещё далеко.
Дом «с совой», к которому мы направлялись, кажется немного мистическим. Он был построен около ста лет назад и выделяется среди остальных зданий своим декором, основным элементом которого является сова — символ благополучия. Считается, что если влюбленные поцелуются под балконом с совой, их брак будет долгим и счастливым. Мы, конечно, поцеловались — не пренебрегать же преданиями.
На фасаде дома есть несколько муз со звездами во лбу. Если присмотреться, то не у всех из них звезды простые: у одной, например, шестиконечная — еврейский символ, у другой — перевернутая. Говорят, что это, якобы, указывает на принадлежность архитектора к масонскому ордену. Впрочем, такие слухи ходят вокруг любых зданий, на которых есть какие-нибудь необычные геометрические элементы.
Немного устав, мы решили зайти в кафе
Park неподалеку, где заказали по салату и безалкогольному глинтвейну. Ребята, видимо, только что открылись, потому что попросили нас высказать свое мнение о глинтвейне, так как мы были первыми, кто его заказал. Глинтвейн оказался весьма неплох.
Перекусив, мы пересекли Советскую площадь и зашли в Покровский собор середины XIX века. В нем царила необычная для церкви суета — все готовились к празднованию Рождества, наряжали ёлку, протирали иконы, украшали скамьи. Мы хотели сделать пару кадров интерьера, но к нам подскочила служительница и злобно сказала, что нельзя снимать без благословения. Нам это совершенно непонятно. На что меня должны благословить? Нажать кнопку на фотоаппарате? Служители совершенно не понимают, что этими бессмысленными запретами, во-первых, отпугивают народ, а во-вторых, если сейчас кто-то фотографирует примечательный храм, то почти наверняка выложит снимок в сеть, где другие люди его увидят, заинтересуются, решат посетить храм и, возможно, оставят пожертвование. Бесплатный маркетинг, и никто не переубедит меня, что церковь, как организация, в нём не нуждается.
Следом мы отправились на площадь Победы, на которой в 1975 году был открыт мемориальный комплекс, олицетворяющий весь советский народ в годы Великой Отечественной войны. Здесь собраны по одному представителю разных воинских специальностей: санитарка, морской пехотинец, автоматчик, лётчик, танкист, офицер, партизан и народный ополченец. И рядом с ними те, кто ждал их в тылу: женщина с младенцем, колхозница, комсомолка, рабочие. На мой взгляд, отличный памятник, очень торжественный и монументальный.
Вернувшись на проспект Революции, мы зашли в Петровский сквер с памятником Петру I. Памятник новый — старый во время войны вывезли немецкие оккупанты и переплавили, зато пьедестал сохранился с 1860 года. Петра в Воронеже, конечно, почитают особо — за военно-морской флот. И когда в 1860 году сквер с монументом открывали, над рекой дали мощный салют в сто один пушечный выстрел, а в театре бесплатно показали спектакль «Дедушка русского флота».
Напротив Петровского сквера расположен Воронежский художественный музей. Здание очень красивое, чем-то — наверное, цветом — даже напоминает Эрмитаж. Но его совершенно невозможно разглядеть, потому что оно со всех сторон окружено домами. Здесь хранится старейшая в России коллекция древнеегипетского искусства.
Мы направились в Алексеево-Акатов монастырь, о котором я писала выше, что его колокольня — это старейшее каменное здание в городе. Главный храм монастыря был построен во второй половине XVII века в память о победе над литовцами и черкасами, напавшими на воронежскую землю. Здание обветшало и со временем его перестроили, а вот колокольня сохранилась. Новый храм, однако, очень красивый, приятного нежно-голубого цвета. Погода стояла прекрасная — солнышко и легкий пушистый снежок, и церковь смотрелась очень по-зимнему, морозно и нарядно. Такая погода, кажется, часто бывала в детстве, а теперь так редко бывает в Москве, что невозможно было не радоваться и не думать, что нам повезло увидеть Воронеж таким сияющим.
Из достопримечательностей, расположенных более или менее в центре города, нам оставалось посмотреть только Арсенал и Благовещенский кафедральный собор. Возле собора расположен памятник советской науке, который изначально стоял в Зеленограде, но затем его обменяли на несколько тонн металла у Воронежа. Мне он очень понравился!
Арсенал, несмотря на свое название, складом оружия был недолго — свою функцию здание выполняло только во второй половине XIX века и в начале XX века. Внутри шел ремонт и зайти было нельзя, но снаружи Арсенал выглядел презентабельным и свежеотреставрированным. Благовещенский же собор был построен всего десять лет назад, и он является одним из самых больших православных храмов России. Поскольку он совсем новый, то и рассказать о его истории особенно нечего.
От собора до нашего отеля мы доехали на яндекс-такси, поразившись местным ценам, — 15 минут езды всего за 88 рублей! Немного отдохнув и восстановив силы, мы двинулись дальше. Нашей целью было увидеть макет корабля «Меркурий», про расположение которого сложно найти достоверную информацию в интернете. С одной страницы на другую копируется информация о том, что корабль стоит на бывшей опоре линии электропередач посреди водохранилища и добраться до него можно только зимой по льду. На самом деле это давно уже не так, и теперь «Меркурий» располагается на восточном берегу реки Воронеж, на Спортивной набережной. «Меркурий», как и «Гото Предестинация», участвовал в одном из Азовских походов Петра I. Его макет, к которому мы направлялись, был установлен в Воронеже в 1972 году.
По пути к фрегату мы, кстати, увидели очень странно подсвеченную церковь — создавалось впечатление, будто это здание-призрак из потустороннего мира. Оказалось, это Тихвино-Онуфриевский храм.
А после «Меркурия» мы на такси доехали до стейк-хауса
Panorama, где вознаградили себя горой отличного мяса. Мы вдвоем взяли микс стейков на компанию и съели столько говядины, сколько никогда в жизни не ели за один раз. Но было очень вкусно. Мы даже не почувствовали себя объевшимися и нам не было стыдно за количество съеденного, поскольку за день мы прошли пешком 23 километра — на тот момент это был мой рекорд за те полгода, что я вела подсчет шагов.
На следующий день мы отправились завтракать в то же самое «Mesto», что и вчера. После вчерашнего ужина мне не особо хотелось есть, поэтому я взяла только медовик. Он оказался настолько жирным и от того невкусным, что я даже не смогла его съесть. Было неприятно, учитывая, что в прошлый раз завтрак нам очень понравился.
Вернувшись в гостиницу, чтобы забрать из номера вещи и погрузить их в машину, мы столкнулись ещё с одной неприятностью. Внезапно оказалось, что мы не можем войти в номер — ключ не срабатывал. Мы уже подумали, что, возможно, нам нужно было выехать до десяти утра и наш ключ заблокирован, но проверив условия бронирования, убедились, что можем находиться в отеле до двенадцати дня. На ресепшене нам выдали ещё одну карточку, но и она не сработала. После этого мы попросили позвать мастера, который вскрыл бы замок, и тот шёл до нашего номера целых десять минут. Посмотрев на замок, мастер сообщил, что у него нет с собой механического ключа, и снова исчез. В итоге мы потратили полчаса, чтобы попасть внутрь, и я считаю, что это недопустимо для четырехзвёздочного отеля уровня Mercure — тридцать минут могут дорого обойтись, если постоялец опаздывает на поезд или самолёт.
Тем не менее, мы довольно быстро собрались и поехали к удалённым от центра достопримечательности города. Одна из них — ротонда. Она просуществовала в своём первозданном виде совсем недолго — всего пару лет, прежде чем была разрушена во время Великой Отечественной войны, как и большинство зданий Воронежа. Ранее ротонда принадлежала больнице, и в ней располагалась двухъярусная аудитория в виде амфитеатра для чтения лекций студентам медицинского института. В ходе боев здание значительно пострадало, и восстановить его без снова не представлялось возможным — поэтому его оставили в виде своеобразного напоминания о войне будущим поколениям.
Сейчас ротонда располагается на территории Владимирской церкви. Церковь — ровесник Благовещенского кафедрального собора — построена была уже в XXI веке и выглядит очень нарядной и ухоженной.
Последнее, что нам оставалось посмотреть, — это памятник котёнку с улицы Лизюкова из одноименного советского мультфильма. Интересно, что конкурс на лучшую идею для памятника выиграла школьница. И несмотря на то, что её идею сильно переработали, я думаю, она имеет право собой гордиться — памятник вышел очень добрым.
Попрощавшись с городом, мы поехали в село Рамонь. По дороге увидели довольно большой храм Петра и Февронии, судя по всему, построенный совсем недавно. Поиск в интернете не дал никаких результатов о его истории.
Погода второй день стояла отличная, и мы остановились на обочине дороги пофотографироваться — очень уж было красиво. Люблю такую зиму — с солнцем, искрящимся снегом и укутанными деревьями.
В Рамонь мы ехали, чтобы посмотреть дворец Ольденбургских — одну из главных достопримечательностей Воронежской области. Дворцовый комплекс образовался здесь в конце XIX века, когда Александр II подарил Рамонь своей племяннице — Евгении Ольденбургской. К 1887 году уже был построен как сам дворец, так и вспомогательные помещения и водонапорная башня, а также благоустроена территория сада.
Ходит легенда, что во время войны замок не бомбили, потому что фашисты знали о немецком происхождении его первых хозяев, и во время бомбардировок местные жители использовали его в качестве убежища.
Сейчас здание хорошо отреставрировано снаружи, но внутри ничего нет, поэтому мы не стали покупать входные билеты. Как сказала нам смотрительница: «Посмотрите планировку, тексты почитаете». Но мы подумали, что оно того не стоит и уехали, немного погуляв по парку перед дворцом.
Поездкой мы остались довольны, несмотря на ее небольшую продолжительность. Мы подробно посмотрели уже около трёх десятков российских городов, а может, и больше, и Воронеж честно занял свое место в первой пятерке. Хоть город и был практически полностью разрушен во время войны, сейчас здесь есть на что посмотреть и очень приятно гулять как по центральным, так и по периферийным улицам: Воронеж производит впечатление современного делового города с интересным историческим прошлым.
Электронную карту Воронежа с отмеченными на ней достопримечательностями можно скопировать к себе здесь.