Вторым местом в Ленинградской области, которое мы посетили, стал город Пушкин, больше известный как Царское село. Именно здесь учился поэт в знаменитом Царскосельском лицее, построенном в конце XVIII века по приказу Михаила Сперанского. Здание Лицея находилось в четырёхэтажном флигеле, который в 1811 году был перестроен для нужд учебного заведения. Сейчас здесь открыт мемориальный музей, в котором можно увидеть восстановленные интерьеры учебных классов, комнат лицеистов, библиотеки и Большого зала, где проводились торжественные мероприятия.
Лицей — желтая пристройка справа
Скромное здание пушкинского лицея соединено с грандиозным Екатерининским дворцом, который мы, естественно, хотели посетить. Прочитав в интернете об огромных очередях, мы приехали почти за два часа до его открытия. Но не одни мы оказались такими хитрыми. Подойдя ко дворцу, мы увидели длинную вереницу туристов, желающих попасть внутрь. Как нам сказали на кассе, время ожидания в очереди составляет от четырёх часов и дольше! Мы решили купить билет только на посещение парка, а во дворец пойти после обеда, если очередь станет поменьше.
На самом деле, большую часть очереди составляют китайские туристы. Мы их в принципе недолюбливаем, но тут их было какое-то неимоверное количество. Все желающие попасть во дворец вынуждены ждать в одной и той же очереди, состоящей на девяносто процентов из иностранцев, и почти все эти иностранцы — китайцы. Мы разочаровались. Как нам кажется, должна быть какая-то квота на китайских туристов: они заполонили уже буквально всё. Вот вам и «путешествуйте по России», конкурируя за доступ к достопримечательностям с толпой иностранцев. Кстати, буквально сразу после нашего возвращения замминистра культуры
выступила с точно таким же предложением о регулировании турпотока в Екатерининском дворце!
На фото видна лишь третья или четвёртая часть очереди
Екатерининский дворец, конечно, великолепен и производит колоссальное впечатление. Его голубые фасады украшают белоснежные колонны и скульптуры, позолоченные украшения. Говорят, на внутреннюю и внешнюю отделку дворца пошло около ста килограммов золота!
Будучи построенным в 1724 году по приказу Екатерины I, дворец не отличался особенной пышностью, а скорее напоминал загородный дом. Свое великолепие он обрел после того, как Царское Село унаследовала Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I. Именно тогда архитектор Растрелли возвёл здание, о котором французский посол отозвался так: «Единственное, чего здесь недостает, так это футляра для такой драгоценности».
Один из самых красивых павильонов архитектурного комплекса — Эрмитаж, построенный в 1748 году. Он предназначался для увеселений и уединённого времяпрепровождения Елизаветы Петровны. Чтобы избежать постоянного присутствия прислуги, были созданы специальные механизмы, благодаря которым сменялись искусно сервированные столы. Каждому гостю предоставлялась грифельная доска, на которой он мог написать свои кулинарные пожелания. Стоило посетителю дёрнуть за верёвочку, как табличка опускалась в кухню и слуги выполняли заказ. А после обеда столы опускались, так что столовая превращалась в зал для танцев.
К Эрмитажу ведет Рыбный канал — первый искусственный водоем в парке, обрамленный елями. В нем предполагалось разводить рыб. Затея не удалась, поскольку проточной воды было недостаточно, но название закрепилось.
В конце XVIII века к зданию дворца пристроили Зубовский корпус, названный так по фамилии последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова. Молодой человек поселился здесь в 1790-х годах, а спустя всего лишь несколько лет он стал одним из заговорщиков, убивших сына императрицы — Павла I, во дворец которого мы ездили в предыдущий день.
В этой части парка особенно выделяется Камеронова галерея, появившаяся здесь после того, как Екатерина II выразила желание иметь архитектурное сооружение в греко-римском стиле. Названа она в честь своего архитектора, Чарлза Камерона, создавшего проект бань, напоминающих римские термы. Раньше здесь действительно были бани с парилкой, бассейн и комнаты для массажа. Верхняя часть здания украшена колоннадой. Екатерина II любила прогуливаться по этой галерее, где были установлены бюсты знаменитых философов, полководцев и ораторов.
Все эти объекты находятся в так называемом регулярном парке, а ещё есть пейзажная часть, занимающая довольно обширную территорию. Туда мы и направились. Прогулявшись вдоль Большого пруда, мы увидели бывшее здание Адмиралтейства, где сейчас размещается одноименный ресторан. Здесь хранились лодки, в которых императрица и придворные катались по пруду. Здание выстроили в голландском стиле в продолжение традиций Петра I и его «потешного флота».
Извилистые дорожки, живописно расположенные группы деревьев, многочисленные беседки, павильоны, мостики очень контрастируют с четкой изысканностью, которую мы видели в регулярной части. Здесь уже гораздо меньше людей, можно спокойно прогуляться вдоль прудиков и посмотреть на белок.
Один из павильонов пейзажного парка называется Пирамида. Название удивления не вызывает — здание действительно построено в форме египетской пирамиды. Раньше здесь размещалась коллекция подлинных античных ваз. А с противоположной от входа в Пирамиду стороны похоронены три любимые собачки императрицы Екатерины II.
В парке есть и мемориальные сооружения, такие как Башня-руина, установленная в честь победы в русско-турецкой войне и символизирующая падение Оттоманской Порты. Арка служит проходом в коридор, откуда винтовая лестница ведет на смотровую площадку, расположенную на двадцатиметровой высоте.
Другая «руина», расположенная в парке, являлась кухней. Кухня-руина была сооружена для разогревания кушаний гостям Концертного зала, находящегося неподалеку. Фасад здания украшен подлинными фрагментами античных сооружений: обломками колонн и капителями.
В целом, Екатерининский парк нам понравился. Он очень красивый, но слишком переполнен туристами, особенно рядом с теми объектами, которые расположены возле дворца. Если отойти чуть в сторону, народа гораздо меньше. Из недостатков можно отметить недостаточное количество туалетов, даже вблизи дворца, и отсутствие палаток с водой и едой в дальней части парка. Всё это создает огромные очереди, в которых стоишь без преувеличения по полчаса, чтобы попасть в туалет или купить пирожок с кофе. Ну и, конечно, не приходится рассчитывать на то, что здесь можно будет перекусить по приемлемой цене. Два маленьких кофе и два пирожка — и вот уже тысячи рублей как ни бывало.
Вернувшись ко дворцу, мы вновь увидели огромную очередь на вход, которая, как нам показалась, совсем не уменьшилась за время нашей прогулки. С сожалением мы приняли решение не стоять в ней несколько часов и пошли в Александровский парк. Возможно, имело смысл наоборот вначале погулять по Александровскому парку, а во второй половине дня прийти в Екатерининский, чтобы оказаться во дворце прямо перед закрытием. Вообще говоря, мы думали, что из одного парка можно попасть в другой напрямую, ведь на карте они ничем не разделены, но Александровский, в отличие от Екатерининского, бесплатный, и все выходы из него загорожены заборами.
По пути в Александровский парк мы увидели, что за углом дворца со стороны лицея есть ещё один вход для туристических групп и для тех, кто приобрёл электронные билеты. Перед поездкой мы неоднократно заходили на официальный
сайт дворца, чтобы их приобрести, но ни разу не видели в продаже ни одного билета ни на одну дату. Мы спросили на кассе, в чем дело. Оказалось, что на каждый день в продажу поступает всего сто билетов, и они становятся доступны в электронной кассе ровно в полночь за две недели до даты посещения. Через несколько минут билеты уже раскупают.
Наиболее оптимальный вариант, на наш взгляд, — пойти на экскурсию с одним из гидов, которые имеют право провести свою группу через этот альтернативный вход. Мы поспрашивали, нельзя ли присоединиться к их группам прямо сейчас, но у них тоже строго определенное количество билетов, и попасть к ним без брони можно, только если кто-то внезапно не пришёл.
В общем, мы ушли гулять в Александровский парк. Он менее ухоженный и выглядит слегка запущенным на фоне Екатерининского, но многое на момент нашего посещения находилось на реставрации: как сам Александровский дворец, так и некоторые павильоны, да и просто дорожки парка.
В ансамбле Александровского парка прослеживаются восточные мотивы. Почти сразу же мы оказались на Китайском мосту, сооруженном в конце XVIII века. Скульптуры на мосту первоначально были гипсовыми, но спустя полвека их заменили на цинковые. К сожалению, они были утеряны во время Второй Мировой войны, их копии появились здесь лишь в 2010 году.
Китайская деревня оказалась закрыта для посещений. По задумке она должна была состоять из восемнадцати домов, однако только десять из них были завершены. Во время Великой Отечественной войны весь комплекс построек получил серьёзные повреждения, а после восстановления его стали использовать как коммунальное жильё. В середине 1990-ых годов Китайскую деревню восстановила датская компания, получив взамен право аренды комплекса на 49 лет. С тех пор здесь находятся апартаменты, занимаемые датскими специалистами.
Рядом с Китайской деревней расположены Большой и Малый капризы — искусственно образованные насыпи с арочными пролетами. Они получили своё название после того, как Екатерина II, долго не подтверждавшая смету на дорогостоящий проект, однажды воскликнула: «Быть так, это мой каприз!» Большой каприз украшает беседка под изогнутой крышей в китайском стиле.
Александровский парк, как и Екатерининский, разделён на регулярную и пейзажную части. На месте пейзажного парка при Екатерине был Зверинец — его населили дикими зверями для царской охоты. А при Александре естественный лес превратили в парк с сетью дорожек и павильонами. Один из таких павильонов — Шапель, от французского
chapelle (капелла). Существует легенда, согласно которой Шапель привлекала внимание масонов, приходивших сюда молиться и предаваться духовным размышлениям. Но, скорее всего, это было не так, поскольку во время пребывания в Царском Селе Императорской семьи посетителей не пускали в парк, а в остальное время здание было закрыто на замок, ключ от которого находился у дежурного солдата. Разве что только он сам был тайным масоном…
Одно из главных строений пейзажной части парка — Арсенал, построенный в 1834 году. Здесь находилась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей императору Николаю I, в прихожей в роли караула стояли манекены, одетые в доспехи. О красоте интерьеров сейчас можно судить лишь по сохранившимся рисункам, поскольку во время войны здание сильно пострадало. Его реставрация завершилась совсем недавно, в 2016 году. Сейчас здесь, как и раньше, выставлены предметы оружия XVIII-XIX веков.
А вот конюшни мы застали в полуразрушенном состоянии. Они были созданы по приказу Николая I в 1827 году для его собственных коней, которые сослужили государю свою службу и должны были спокойно закончить свою жизнь. Поэтому конюшни называли «пенсионерскими». Первый этаж включал в себя стойла для восьмерых животных и помещение для конских уборов, а второй предназначался для служащих.
Некоторое время спустя рядом с конюшнями организовали кладбище для лошадей. На нём до сих пор покоятся останки коня Лами, на котором Александр I въехал в Париж после победы над Наполеоном; Флоры, которая принадлежала Николаю I; и Коба, на котором Александр III проводил смотр войск. На могилах лошадей установлены мраморные плиты с мемориальными надписями.
Ещё один интересный павильон — Белая башня, можно сказать, новодел, потому что во время войны она была разрушена фашистами до основания. Павильон был построен для игр и занятий четырех сыновей Николая I, но в первую очередь для старшего, Александра. Позднее башню так и стали называть «Сашиной». Здесь князья занимались военными и гимнастическими упражнениями, обучались фортификации. На крыше башни был установлен семафорный телеграф, через который принимали и отправляли сообщения на такой же телеграф, стоявший на башне в Петербурге.
На этом наша прогулка по Александровскому парку закончилась. Народа здесь, конечно, в разы меньше, чем в Екатерининском. И если возле Александровского дворца ещё кто-то гуляет, то, углубившись в парк, можно долго бродить, не встретив ни души. А ещё, в отличие от Екатерининского парка, здесь можно кататься на велосипедах и гулять с собаками.
В конце дня мы заехали посмотреть собор святой великомученицы Екатерины, воссозданный в 2010 году на Соборной площади Пушкина. Перед ним стоит памятник полковому священнослужителю Первой Мировой войны — мы даже немного удивились, первый раз увидев что-то подобное.
Ужинали мы снова в ресторане «
Мимино», предварительно забронировав столик на 18:30. Даже в будние дни здесь стоит бронировать место заранее: к моменту нашего приезда все столики вокруг были заняты. Плотно поужинав, мы вернулись в гостиницу, предвкушая завтрашний день в ещё одном пригороде Санкт-Петербурга — Гатчине, о которой расскажем в следующей главе.
В отличие от Павловска, в Пушкине нет организованной парковки, ни платной, ни бесплатной. По этой причине все паркуются прямо на улицах города вместе с местными жителями, что делает поиск свободного места довольно длительным мероприятием даже если приехать утром к открытию парка.