На следующий день мы, не теряя времени даром, вышли из гостиницы в девять утра и отправились изучать город. Была суббота, и в это время Тверь только начинала просыпаться: на улицах почти никого не было, даже центральные проспекты оставались пустыми.
Буквально в нескольких минутах от нашего отеля расположился памятник Михаилу Кругу, родившемуся и жившему в Твери. Сразу после его смерти друзья и близкие создали фонд для установки памятника. Несмотря на то, что против этого протестовала большая часть творческой интеллигенции Твери, памятник был торжественно открыт в 2007 году. Дважды он подвергался актам вандализма. Через пару месяцев после открытия от него отрезали 50-килограммовую гитару и бросили неподалёку; а спустя некоторое время вандалы раскрасили памятник разными цветами. Сейчас же он вновь приведен к первоначальному виду.
Затем мы свернули на Трехсвятскую улицу — тверской «Арбат». В одном из предыдущих отчётов я уже высказывалась на тему того, что любой город с каналами сравнивают с Венецией, а любую широкую пешеходную улицу в российских городах — с Арбатом, и Тверь не заставила меня изменить скептический взгляд на это. Прямо скажем, Трехсвятская улица вообще не представляет из себя ничего особенного, но Серёжа справедливо заметил, что для России широкие пешеходные улицы в принципе нетипичны, поэтому их всегда выделяют как обязательные для посещения.
На пересечении улиц Трехсвятской и Желябова находится гимназия, одна из стен которой выложена огромной мозаикой, посвящённой знаменитому путешествию тверского купца Афанасия Никитина на Восток, в далёкую Индию в 1468 году. Он стал одним из первых европейских путешественников, достигших этой страны, а в одном из её посёлков этому купцу даже установили памятник.
Затем мы посмотрели тверскую синагогу, построенную в начале XX века. Тогдашний губернатор запретил рисовать на окнах еврейскую символику и возводить купол, поэтому здание не сильно выделяется среди других. При синагоге есть музей еврейской общины Тверской области.
Выйдя на Советскую улицу, мы дошли практически до её конца, где увидели римско-католический костёл и мечеть, расположенные друг напротив друга. Они были построены с разницей практически в век — мечеть в 1906 году, а костел — в 2003. Оба здания выглядят очень необычно, особенно учитывая их тесное соседство. Мечеть, к сожалению, была в лесах, но открытая часть выглядела ярко и симпатично.
Пока Серёжа фотографировал костёл и мечеть, я пошла в магазин «
Мармеладная сказка», в который нам посоветовали обязательно заглянуть. Мармелад действительно качественный и натуральный. Наряду с обычными вкусами, вроде черники или апельсина, здесь есть мармелад с кофе, карамелью и кедровым орехом. Я взяла несколько коробочек, и ещё долго, приехав домой, мы пили с тверским мармеладом чай и вспоминали поездку.
По Советской улице мы дошли до памятника Михаилу Тверскому. Предполагалось, что мы пройдем по всей улице до её начала, прогуляемся по набережной и вернемся в отель. Я думала, что с Максимом нам не удастся много посмотреть, но уже по вчерашнему дню и сегодняшнему утру стало понятно, что мы успеем больше, чем я рассчитывала. Поэтому мы перекроили маршрут и от памятника свернули на набережную.
Вначале мы прошлись по набережной Степана Разина, застроенной домами XVIII века. Место очень живописное, с набережной открываются виды на Свято-Екатерининский монастырь и парк на противоположном берегу, о которых я расскажу чуть позже. Утром в хорошую погоду, когда на улицах ещё почти никого нет, здесь очень приятно гулять.
Набережная Степана Разина постепенно переходит в набережную Михаила Ярославовича — того самого, памятник которому мы видели на Советской улице. На набережной в 2016 году установили статую рыбака в человеческий рост. Памятник регулярно подвергается вандализму — у него то и дело отпиливают удочку. Вот и мы увидели рыбака без его главного инструмента. Меня не покидает вопрос: зачем, с какой целью они это делают? Ну можно ещё объяснить, когда портят памятники политикам из-за неприятия их деятельности. Но рыбака-то за что?
В конце набережной расположен Староволжский мост. К сожалению, чтобы подняться к нему от воды, не предусмотрено никаких пандусов — только крутая лестница. Если бы я была с коляской одна, мне бы пришлось возвращаться обратно, а так мы затащили коляску наверх вдвоём.
В конце XIX века строительство нового моста в Твери стало насущной проблемой. За дело взялась бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и была заинтересована в бесперебойном сообщении через Волгу. В 1900 году мост торжественно открыли. Своими очертаниями он напоминает мост Свободы в Будапеште, и тверичане этим очень гордятся. Однако нам показалось, что сравнение весьма притянуто за уши — венгерский мост намного масштабнее.
Поднявшись, мы прошлись по верхней части набережной. В первую очередь, нас заинтересовал памятник А.С. Пушкину. Сделан он на удивление очень душевно, как будто поэт действительно вышел прогуляться на берег Волги. Тверской край довольно часто упоминается в произведениях писателя, он бывал здесь около трёх десятков раз.
Перейдя через Волгу, мы оказались у памятника «Дружба народов», представляющего собой фигуры трёх молодых людей. В центре — высокий «белый» человек, по бокам — монголоидная девушка и кудрявый африканский юноша. Они держат в руках сплетенный из экватора и меридианов шар и нескольких голубей.
Ещё один памятник, для Твери совершенно неожиданный, располагается в парке на набережной Афанасия Никитина и посвящён подводникам. В годы Великой Отечественной войны в морских водах погибло сто двадцать подводных лодок, на большинстве из которых служили и тверичане. Им и воздвигли монумент.
Чуть дальше находится памятник Афанасию Никитину, о котором я рассказывала выше. Считается, что именно напротив скульптуры находится то место на правом берегу Волги, откуда купец начал своё путешествие в Индию. Вообще, в мире есть три памятника этому путешественнику: в Твери, в Индии и в Феодосии, как бы образовавшие кольцо — путь тверского купца.
Парк на набережной замечательный, а золотой осенью особенно живописен. Мы провели здесь пару часов, выпили кофе и съели по чизкейку в кафе «
Время», а Максим вдоволь наползался по сухим листьям. В конце парка, где раньше был Речной вокзал, установлены огромные буквы «ТВЕРЬ», которые видно и с другого берега. Мы хотели с ними сфотографироваться, но они оказались все облеплены туристами с круизного лайнера «Константин Симонов», пришвартовавшегося здесь же.
Выйдя из парка, мы решили, что у нас ещё много времени, и поэтому собрались дойти до Свято-Екатерининского женского монастыря, расположенного на месте слияния двух рек — Волги и Тверцы. Самостоятельным монастырём он стал совсем недавно, лишь в 1996 году, до этого здесь было подворье другой женской обители. В настоящее время в окружённый каменной оградой ансамбль монастыря входят несколько зданий: главный соборный храм с трёхъярусной колокольней, две часовни, приходской дом, кельи и хозяйственные постройки. Всё это могли бы увидеть и мы, если бы ворота монастыря не оказались заперты из-за эпидемии коронавируса. При этом всё остальное в Твери работало в обычном режиме. Впоследствии я прочитала, что в Свято-Екатерининском монастыре живут, в основном, пожилые монахини. Возможно, решение изолироваться дольше всех остальных было связано именно с этим.
По Нововолжскому мосту мы вернулись на Советскую улицу, на которой расположен собор Вознесения Господня 1833 года постройки и театр драмы, появившийся после Второй Мировой войны. На Советской улице очень сложно красиво сфотографировать здания: мешают многочисленные провода. Нас немного расстроило, что вся улица была увешана гирляндами с фонариками, которые по вечерам почему-то не зажигали.
Мы решили пойти погулять по Дворцовому саду, а по пути прошли через Городской, в котором стояли многочисленные палатки с мороженым. На одной из таких палаток висело объявление: «50 грамм — 100 рублей». Я попросила одну порцию, ожидая получить классический пятидесятиграммовый шарик, но внезапно мне отгрохали целую гору мороженого и положили на весы. Вышло 120 грамм, но отказываться было уже как-то поздно и неудобно, хотя столько мне не хотелось.
Прогулка по Дворцовому саду стоит 50 рублей со взрослого, за ребёнка платить не нужно. Сад принадлежит Императорскому Путевому дворцу, возведённому на месте бывшего Тверского кремля в 1777 году для императрицы Екатерины II. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву, откуда и получил своё название.
В начале XIX века дворец перестроили по проекту Карла Росси. В это время здесь жила сестра императора Александра I, Екатерина Павловна, бывшая замужем за губернатором Твери. Она превратила дворец в модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери. Именно здесь Николай Карамзин впервые читал Александру I и княгине Екатерине Павловне главы из своей «Истории государства Российского».
Сейчас во дворце располагается Тверская областная картинная галерея, сохранены интерьеры. Наш отель предлагал флаер на бесплатное посещение дворца, но мы не любители картин, поэтому заходить не стали, да и уже порядком устали, пройдя более двадцати километров за день (карту с достопримечательностями Твери можно скопировать к себе
здесь).
Ужинать мы снова пошли в Budweis bar, где прекрасно провели время, обсудив, что нам очень понравилась Тверь и что съездить сюда непременно стоит. На следующий день мы направились в Торжок, о чем и поведаем вам в следующей главе.