Дорога от Хорватии до Польши заняла у нас два дня. Первый день не запомнился ничем примечательным. Разве что на хорватской автомагистрали с нас взяли 294 куны (3000 рублей) за проезд, что по нашим меркам очень дорого и сопоставимо, может быть, только с Францией.
С другой стороны, в отличие от Франции, в Хорватии не нужно то и дело останавливаться на промежуточных пунктах оплаты: при въезде на магистраль водителю выдается талончик, по которому производится оплата на выезде. Таким образом можно проехать без остановок сотни километров. На пунктах оплаты стоит вставать в очередь к шлагбаумам с надписью "no cash" (оплата только картой) — через них очередь движется гораздо быстрее. А перед Загребом, при движении от побережья, поток разделяется отбойником по способу оплаты заранее, примерно за четыре километра до шлагбаумов. Когда мы подъезжали к Загребу, машины на оплату наличными выстроились в огромную вялотекущую пробку, в то время как полосы для оплаты картой были почти пустыми. Таким образом мы сэкономили не менее получаса времени, а может и больше.Границу с Венгрией мы преодолели довольно быстро, несмотря на очень большое количество машин. Примерно за полкилометра до пропускного пункта специально обученные люди направляют машины с неевропейскими номерами на обочину, чтобы те двигались по ней прямо к КПП. Тем не менее, позади нас оказалась одна машина с номерами ЕС, проходя мимо которой пограничник извиняющимся голосом произнес: “Катастрофа… Рус… катастрофа”. Все потому, что наши паспорта им приходится обрабатывать дольше, чем паспорта европейских граждан.
На обед мы остановились в Венгрии в каком-то небольшом городке. И хотя место, где располагался ресторанчик, было очень симпатичное, и сам он был красиво оформлен, кормили там невкусно. Мы отметили это даже несмотря на то, что были очень голодными.
Преодолев Венгрию, мы оказались в Словакии. Мы решили проехать прямо через Братиславу и с удовольствием обнаружили, что в этом городе есть, что посмотреть, и что стоит включить его посещение в одну из следующих поездок.
Ночевали мы в городе Тренчин (Trenčín). Фото из него нет, так как приехали к 8 вечера и силы оставались только на то, чтобы пойти поесть в ближайший торговый центр, который, к слову, работал только до 21:00 — действовать нужно было оперативно. О кафе-ресторанах речь уже не шла, поэтому мы поднялись в зал фудкорта и поужинали китайским фастфудом. Удивительно, что на кассе не принимали карты! Хорошо, что у нас оставались евро, чтобы расплатиться. А сама еда нам не очень понравилась: в России в том же Воккере кормят вкуснее. В самом Тренчине есть на что посмотреть, включая интересный замок, но в этой поездке мы лишь переночевали в стороне от центра города.
На следующий день мы планировали доехать до границы с Белоруссией, но по пути у нас было намечено посещение соляных шахт в польском городе Величка под Краковым. В Величке есть несколько типов маршрутов, но наиболее популярны два из них. Первый — туристический, его выбирают чаще всего. Экскурсия длится около трех часов, за это время туристы преодолевают 3 километра и 850 ступенек, любуясь подземными озерами, соляными скульптурами, а главное — попадают в часовню святой Кинги, расположенную на глубине 101 метр под землей. Шахты настолько большие, что одновременно в них находится около 2000 человек, при том что в каждую экскурсионную группу набирают до 20 туристов. Этот маршрут подходит для людей с любой физической формой.
Поскольку Сережа уже был на этой трассе, мы выбрали вторую, шахтерскую. Она гораздо менее популярна и открыта для посещения всего несколько лет назад. Англоязычную экскурсию мы бронировали заранее, за 89 злотых с человека (1600 рублей). Мы подъехали немного заранее и познакомились с девочкой-китаянкой, пока сидели в холле. У нас есть некоторое предубеждение к китайцам-туристам, но девочка оказалась на удивление приятной. Она рассказала, что приехала в Польшу на летнюю подработку, а сама учится в Шанхае. Мы обменялись адресами электронной почты, но, к сожалению, наши письма ей так и не доставились, и мы потеряли связь.
Бронирование билетов производится на официальном сайте соляных шахт https://www.wieliczka.pl. Русскоязычные экскурсии проводятся нечасто, и это нужно иметь в виду, если вы не владеете иностранными языками: без понимания того, что говорит экскурсовод, будет неинтересно как на классическом, так и на шахтерском маршрутах. Также надо иметь в виду, что шахтерская экскурсия начинается не у главного входа в комплекс, а в здании на площади Kościuszki. Машину можно оставить там же, на платной парковке на соседней улице. Заезжать к главному входу перед экскурсией не нужно.На входе в шахту нам выдали настоящее шахтерское обмундирование и спустили под землю на уровень 59 метров. Нам рассказали, что залежи соли здесь обнаружили в XIII веке, и тогда же и начали разрабатывать шахты. Постепенно они разрастались, и шахтеры организовывали себе комнаты для отдыха, приема пищи и даже для молитв. Причем каждая выдолбленная камера имеет свое название. Часть из них названа в честь известных людей, которые посещали шахты. Мне, например, запомнилась камера Коперника, хотя, как я поняла, факт посещения шахт Коперником остается недоказанным.
Шахтерский маршрут отличается от туристического тем, что проход от комнаты к комнате гораздо менее адаптирован для комфортного перемещения. Будьте готовы подниматься по лестницам-стремянкам и проползать на четвереньках по тесным коридорам высотой не более метра. В общем, всё максимально приближено к реальным условиям, когда здесь работали люди. Несмотря на то, что добычу закрыли в 1996 году, небольшое количество соли все же получают обессоливанием выходящей из шахты воды. Похожая технология применялась и в соляных шахтах Берхтесгаден в Баварии, о которых мы
писали несколько лет назад.
На стенах шахты сохранилась соль. Нам рассказали, что всю соль никогда не выдалбывали. Как правило, на стенах оставляли слой около двух метров — вероятно, чтобы они не обваливались. Толщину проверяли либо по звуку при стуке о стену, либо просто сверлили. Сейчас, если приложить фонарь к серой на вид стене, видно, как вглубь уходят прозрачные кристаллы. Все кусочки соли, которые мы находили, можно было забрать с собой. На туристическом же маршруте эта услуга платная — будьте добры заплатить за каждый грамм, который хотите вынести из шахт. Кстати, добытчикам раньше разрешали брать немного соли на поверхность земли для последующей продажи.
Во время экскурсии нам не только рассказывали про жизнь и работу шахтеров, но и давали попробовать некоторые несложные работы: распилить бревно, растолочь соль, связать канат. Пожилых добытчиков переводили как раз на такие не очень тяжелые работы, как вязание канатов и уход за лошадьми.
В XIV веке подъем соли из шахт осуществляли при помощи специальных валов. Но с XV века валы сменились горизонтальными колесами, толкаемыми людьми, а затем — лошадьми. Лошадей в шахтах использовали и для перемещения между камерами. Не сказать, что это была легкая жизнь. Если конь попадал в шахту, обратной дороги для него не было. Постоянно находясь в темноте, лошади слепли и целыми днями ходили по кругу. Паровые машины сменили их лишь в XIX веке.
Помимо лошадей, в шахтах также жили канарейки — исключительно самцы. Дело в том, что они обладают двумя очень важными свойствами: они поют, а также весьма чувствительны к метану. Шахтеры понимали, что если канарейка перестала петь, уровень метана критично повышен, что может привести к взрыву.
Нам рассказали, что шахтеры, как правило, жили долго, поскольку в шахте особый очень хороший микроклимат: исключительная бактериологическая чистота, высокая влажность и высокое содержание натрия, магния, марганца и кальция. Сейчас в шахту можно приехать на лечение. В частности, сюда привозят детей, больных астмой, по 60 человек за раз, и они на протяжении двух недель каждый день проводят в шахте по шесть часов. Кусочек подземного санаторного комплекса можно увидеть на туристическом маршруте.
В конце экскурсии нас привели в комнату с обелиском и соляной люстрой. Всем посоветовали сфотографировать люстру, стоя прямо под ней, и пообещали, что если мы выложим фото в социальную сеть и попросим друзей отгадать, что это, никто не поймет. И хотя я уже всё рассказала, всё равно посмотрите, как необычно она выглядит.
Перед тем, как выпустить на поверхность земли, нам выдали именные сертификаты о том, что мы прошли первичное обучение шахтерской профессии. Экскурсия нам очень понравилась, мы однозначно рекомендуем посетить Величку и выбрать маршрут на свой вкус. Ознакомиться с вариантами и ценами можно на всем том же официальном
сайте шахт.
Как побывавший и на туристическом, и на шахтерском маршрутах, могу сказать, что и тот, и другой принесет массу впечатлений. Но если вам немного надоел обычный порядок экскурсий и хочется внести в путешествие элемент приключения — шахтерский маршрут для вас.На этом наше путешествие закончилось: к вечеру мы приехали в уже привычный отель
Karczma Góralska в городке Wisznice недалеко от границы с Белоруссией, а на следующий день добрались до Москвы. Про себя я могу сказать, что ожидала от Хорватии немного большего, но разочарованной не осталась. Мне очень понравились Плитвицкие озера, Задар и Омиш. Но самые яркие впечатления от поездки я получила в других странах — в боснийском Мостаре и в соляных шахтах в Польше.