Во время поиска места ночёвки на пути от Петрозаводска в Кировск мы столкнулись с проблемой: оказалось, что на этом участке практически нет ни гостиниц, ни мотелей. Из двух вариантов мы выбрали мотель «
Топаз-Кола», и по уровню он оказался лучше гостиницы «Маски» в Петрозаводске. Единственный минус, который мы обнаружили, — это картонные стены. Слышно не просто, что кто-то живет за стенкой, а каждое слово разговора, хотя разговаривали в соседнем номере отнюдь не громко. Нам повезло, что наши соседи легли спать и проснулись в одно время с нами, поэтому нам удалось друг другу не помешать.
В связи с тем, что вариантов размещения вдоль дороги Р-21 «Кола» практически нет, мы рекомендуем заранее бронировать номера во всех гостиницах. В противном случае вы рискуете оказаться в буквальном смысле на улице, причём зимой вряд ли удастся решить вопрос ночёвкой в машине где-нибудь на заправке или на стоянке у придорожного кафе.Чтобы добавить поездке зимний антураж, мы посмотрели фильм «Снежное чувство Смиллы» по книге, которую я читала пару лет назад, и рано легли спать, поскольку выезжать нужно было уже в 8:30. Было заметно, что чем севернее мы продвигались, тем ближе была полярная ночь. Первый час мы ехали в сумерках, а затем в течение нескольких часов освещенность была такая, как будто начинает вечереть.
Севернее Петрозаводска заканчивается буквально всё: населённые пункты, кафе, автозаправочные станции. Даже трафик становится совсем редким, лишь чуть увеличиваясь вблизи развилок к городам, которые расположены, преимущественно, вдоль берега Белого моря. Иногда мы не наблюдали ни одной машины ни впереди, ни позади нас по нескольку минут. Непроглядный суровый лес то сменялся бескрайними и безжизненными болотами, то снова начинал нависать над дорогой. Немногим севернее развилки на Кемь исчезла всякая мобильная связь и мы на километров восемьдесят остались один на один с перелесками и болотами, бесконечность которых и, вместе с тем, тревожность точь в точь передана в советской экранизации «Собаки Баскервилей». Чтобы посетить туалет и размяться, мы остановились на какой-то безымянной и пустынной заправке. Как только мы вышли из машины, нас внезапно окружили собаки, которые до того прятались где-то под зданием АЗС. Они не были похожи на дружелюбных псов, однако агрессии тоже не проявляли. Я сфотографировала их пару раз, пока они не подошли поближе, и забралась обратно в машину.
Вторую остановку мы сделали, чтобы пообедать. Серёжа нашел прекрасное придорожное кафе «
Тэдино». С учётом того, что мобильный интернет работал не слишком стабильно, мы были очень рады открытому Wi-Fi и даже выложили первую фотографию из этой поездки в наш инстаграм
yetitravel. Но ещё больше мы обрадовались вкусной еде. Пельмени ручной работы из лося, лосиный салат, карельская запечённая рыба, пирожные из морошки — и всё это за 1200 рублей на двоих! Нас обслуживала женщина, которая только что устроилась на работу, и отрабатывала навыки кассира. Нас рассмешил её разговор с опытной сотрудницей:
— А салат из лося — это какая категория?
— Это дичь!
Эта остановка тоже сопровождалась общением с собаками. Мы вообще-то больше специалисты по котам, но некоторые собаки выглядят настолько симпатично и приветливо, что невозможно не умилиться. Особенно, если эти собаки — щенки.
Пообедав, мы двинулись дальше, но вскоре снова остановились, чтобы сделать фотографию рядом со
стелой «Полярный круг». Возле стелы мы увидели множество пирамидок-каирнов — точно таких же, как в
Норвегии. Впрочем, такие пирамидки мы целый день замечали то тут, то там вдоль дороги. Сама стела была недавно реконструирована, а территория вокруг приведена в порядок.
После пересечения полярного круга дорога стала значительно интереснее: появились горы, холмы и озера, природа посуровела, но, к сожалению, световой день быстро закончился. В начале четвертого уже совсем стемнело, и разглядеть было ничего нельзя.
Перед тем, как стемнело, мы успели увидеть кусочек Белого моря, спускаясь с холма к городку Зеленоборский. Как мне показалось, сейчас там строят мост, который пойдет в обход города с востока и исключит весьма крутой подъем в сторону Мурманска. Асфальтовое покрытие на протяжении всей Р-21 «Кола» можно назвать идеальным, а одной полосы в каждую сторону вполне достаточно для очень разреженного потока. Если полотно начинает заметать, на дороге практически моментально появляются снегоуборочные машины. Откуда они берутся, с учётом отсутствия населенных пунктов, для нас осталось загадкой. Практически всю дистанцию мы прошли на круиз-контроле со скоростью 95-105 километров в час по спидометру. Несмотря на малое количество машин, отличный асфальт и практически полное отсутствие камер, желания разгоняться быстрее не было — прежде всего, из-за опасности столкновения с дикими животными.Мы приехали в спа-отель «
Тирвас» в Кировске около пяти вечера, и на меня внезапно накатила хандра. Когда за несколько дней до поездки, сидя на работе, Серёжа написал мне, что снег в Кировске не выпал, и поэтому не работает ни
подъемник, ни
Снежная деревня, и заняться нам будет нечем, я совершенно не расстроилась. Я сидела на работе, в делах, уставшая, и мысль о том, чтобы целый день провести ничего не делая, меня совершенно не пугала, а скорее даже наоборот. Но сейчас, на пятый день отпуска, после стольких часов, проведённых в машине, мне хотелось активностей, тем более что нас окружали горы. Мы попробовали поискать пешие походы, позвонили нескольким найденным в интернете гидам, даже подумали съездить на экскурсию в Лапландский заповедник, но везде нам ответили, что летний сезон уже закончился, а зимний ещё не начался — поэтому ничего предложить нам не могут.
Загрустив, мы заказали суши, которые везли нам больше полутора часов. Хотя цены, конечно, приятные — в Москве за подобный набор мы платим около 2000 рублей, а здесь вышло 1300. Поужинав, мы пошли прогуляться вокруг отеля. У меня была надежда увидеть сияние, но по прогнозу вероятность сияний была нулевая и мы, конечно, ничего не увидели.
Поскольку мы так и не нашли, чем заняться, то решили выспаться и никуда не спешить. Из отеля на следующий день мы вышли только в начале одиннадцатого, что по нашим меркам очень поздно для поездок, и сразу поехали на машине в музей камня. Как ни странно, и этот музей тоже не взимает плату за посещение, при этом нам даже выдали бесплатный аудиогид! Нужно было только оставить залог — 1000 рублей или водительские права. Музей нас восхитил. Мы ходили чуть ли не с раскрытыми от восторга ртами, указывая друг другу на наиболее понравившиеся экспонаты. Я совершенно не ожидала, что камни могут настолько меня заинтересовать, а тем более — Серёжу.
Первый этаж музея посвящен истории горнодобывающей промышленности Апатитов и Кировска. Организован целый зал с подарками предприятию «Апатиты», и чего тут только нет: модели кораблей, таблица Менделеева, где в каждую баночку насыпан соответствующий элемент, бильярдные шары из горных пород, национальная одежда, медали и кубки.
Но самое интересное расположено на втором этаже. Там в нескольких залах представлена огромная коллекция минералов различных цветов, форм и размеров. Например, пирит, он же серный колчедан, он же «золото дураков». Залежи пирита часто располагаются рядом с месторождениями золота, поэтому его так часто путали с благородным металлом, промывая горные породы. На самом деле, несмотря на то, что пирит совсем не такой дорогостоящий, как золото, добыча его все равно очень важна, поскольку из пирита производят серную кислоту, которая используется в аккумуляторах и при производстве удобрений.
В музее есть прекрасные образцы флюорита. Флюорит сейчас применяют в качестве флюса для понижения температуры плавления руды. Такую способность флюорита обнаружили еще в XV веке. С помощью этого же минерала в XVIII веке открыли плавиковую, или фтороводородную, кислоту, хотя сам элемент фтор в то время оставался еще неизвестным.
Нам очень понравился минерал уваровит, похожий на мох. Иногда его называют уральским изумрудом, потому что он был открыт на Урале, а цветом напоминает изумруд. Уваровит довольно редко встречается в природе. Говорят, что именно этот камень описывал Куприн, когда писал «Гранатовый браслет».
Помимо минералов, на втором этаже музея также есть залы, посвященные истории развития добычи апатитов. Представлены красиво оформленные макеты рудников, которые иллюстрируют развитие технологий открытой добычи апатит-нефелиновой руды, начиная с 1930-х годов. Кроме макетов рудников здесь можно посмотреть на модели установок, участвующих в переработке добытых пород: грохоты, дробилки, флотационные и другие машины.
В музее мы провели целых два часа, а потом решили попробовать спуститься к озеру Большой Вудъявр. Это нам не удалось: мы не смогли найти ни одной дорожки, которая бы к нему привела. Зато мы посмотрели заброшенное здание вокзала. Непонятно, как такое масштабное строение появилось в таком небольшом городе. Одна из версий, которую я встретила, довольно неправдоподобная, но смешная: мол, на самом деле проект вокзала предназначался городу Кирову, а при строительстве просто перепутали города.
Вокзал был открыт в 1939 году и проработал до 90-х годов прошлого века, а спустя несколько месяцев после закрытия станции сгорел. Восстанавливать его не стали. «В войну выстоял, а перестройку не пережил», — говорят жители города. Сейчас вокзал в плачевном состоянии — у здания нет крыши, а внутри растут деревья и кустарники. На всё это взирает дедушка Ленин.
Честно говоря, зимний Кировск выглядит очень серо и депрессивно. Настолько, что цветные куртки и сигналы светофора смотрятся инородно. Я никогда такого не видела. Кажется, как будто ты попал в чёрно-белый фильм. Зимой здесь вообще нет красок, и мозг с трудом воспринимает эту картинку. На фото ниже хорошо видно, как контрастно смотрится моя шапка. А я при этом демонстрирую картину «Снега нет»: так говорили нам все кировчане о количестве выпавших осадков. Для средней полосы России это вполне себе снежная зима.
Мы немного поездили по городу в поисках красивых видов и удачных ракурсов. Сначала мы направились к нашему отелю, который расположен уже за пределами городской черты. Мы проехали чуть дальше в
долину в сторону озера Малый Вудъявр: там вообще никого нет, тишина и белая-белая дорога, на которой «снега нет».
В каждую поездку мы берем с собой какую-нибудь игрушку из нашей плюшевой коллекции, чтобы сделать фотографии в стиле фильма «Амели». Для Кольского полуострова мы выбрали пингвина Юнаса, которого Сережа привез из Стокгольма. Про Юнаса мы благополучно забывали всю поездку, и это его единственная фотография. Тем не менее, он отлично вписался даже несмотря на то, что на севере пингвины не водятся.
В четырех километрах от отеля дорога начала теряться в снегу, началась метель — мы развернулись и поехали обратно в город, чтобы посмотреть на горнолыжную трассу. По пути, уже в городской черте, мы сделали остановку прямо на обочине, чтобы сделать ещё пару кадров.
Возле подъёмника город кажется ещё более серым и мрачным, чем в других местах. Я не говорю некрасивым. Даже напротив, это такая особенная суровая красота, которую невозможно отрицать и которой сложно не восхищаться. Но жить здесь мне бы не хотелось. Возможно, в хорошую погоду, когда здесь катается много народу, всё выглядит весело, но во время нашего посещения атмосфера была угнетающей.
По дороге обратно в отель мы не удержались от того, чтобы сделать ещё пару фотографий. Северная природа — это правда что-то поразительное. Очень жаль, что день стоял туманный, и горы были скрыты от наших глаз. К сожалению, мы не увидели их и на следующий день, когда выезжали в сторону Мурманска.
Вернувшись в отель, мы пошли в бассейн. Для бассейна нужно получить справку — это делается здесь же бесплатно. В бассейне обязательно нужна шапочка. Если её нет (как не было у нас), выдают шапочку для душа и запрещают нырять. Но на самом деле, особо никто не следит за этим.
Самое приятное, что здесь же есть сауна и хаммам. Пожалуй, это лучший хаммам из тех, что я посещала (а была я в пяти-семи разных местах). Почему-то обычно это помещения с совсем невысокой температурой и легким паром, в которых вообще ничего не чувствуешь. Здесь же хаммам выглядит так, как в моём понимании и должен, хотя на истину я не претендую и не очень разбираюсь. Внутри было очень влажно, температура воздуха — около 40 градусов. В воздухе стоял густой пар — такой, что практически ничего не было видно.
Впечатление от хаммама немного подпортила одна пара, которая зачем-то притащила совсем маленького ребенка, наверное, меньше года от роду. Он вопил, а они ему показывали фонарики на потолке и говорили, что ему должно быть интересно и приятно. Не уверена, что таким маленьким детям вообще можно бывать в хаммаме. Ну и в любом случае, люди приходят туда расслабиться, а не слушать детские крики. И ведь никто не мешал родителям чередоваться — один сидит с ребенком в детской зоне, а другой отдыхает в хаммаме.
Сауна тоже оказалась неплохой. Меня удивило, что народ здесь не волнуется о том, чтобы лежать или сидеть на полотенце или простынке, как это принято в европейских саунах. Все сидят прямо как есть. В общем, до банной культуры тех же немецких
терм нам пока далеко :)
Попарившись в бане, мы проплывали несколько дорожек в бассейне и снова шли париться. В бассейне четыре дорожки по 25 метров, детская зона отделена, также есть зона с джакузи. Место, в целом, очень приятное и современное, с видом на горы из панорамных окон — мы провели там два с половиной часа. Стоит это удовольствие 200 рублей в час.
Немного повалявшись на кровати в номере, мы взяли такси и поехали ужинать в ресторан «
Перец». На tripadvisor было написано, что это единственное место в Кировске, где можно поесть настоящие стейки. Стейки и правда оказались неплохие. После ресторана мы ещё немного прогулялись по заснеженным улицам Кировска и отправились спать. День прошел весьма неплохо, несмотря на мои опасения, что мы не найдем, чем себя занять.
Стоит ли сюда приезжать, особенно если лыжами вы не очень интересуетесь? Специально — вряд ли, но вот по пути в Мурманск — обязательно. Индустриальные пейзажи на фоне суровых северных гор завораживают даже несмотря на отсутствие красок. Проходящий мимо поезд, нагруженный огромными валунами горной породы, заставляет наблюдать за ним, не отрываясь. Здесь, как и на плотине гидроэлектростанции из прошлой главы, оказываешься в самом эпицентре столкновения всей мощи природы и силы человека.
Ну и к тому же, если не попасть в межсезонье, как попали мы, то к услугам туристов здесь есть и пешие походы в горы, и катания на снегоходах, и горные лыжи, и много чего ещё в зависимости от времени года. Мы же ограничились прогулкой по немногочисленным достопримечательностям и всё равно остались довольны. Кстати, о лыжах. Во время написания этой главы мы наткнулись на видео местных лыжников-экстремалов, которое, как нам показалось, очень неплохо передает атмосферу Кировска :)