Из Твери мы отправились в один из городов, который давно значился в списке мест, где мы хотели бы побывать — в Торжок. Этот небольшой и, вероятно, не такой уж известный населённый пункт в Тверской области является одним из старейших городов России: он был основан на рубеже X-XI веков.
Учитывая богатую историю Торжка, неудивительно, что здесь сохранилось много старинных зданий. Однако их не поддерживают в приличном состоянии. Как и сам город, церкви и монастыри находятся в упадке, многие из них заколочены и постепенно разрушаются. На самом деле, картина очень грустная. Если вложить в город денег, отремонтировать храмы, проложить дороги, которые на половине улиц просто отсутствуют, сделать тротуары для пешеходов — получится конфетка: туристический потенциал у Торжка по-настоящему огромный. Вполне можно было бы превратить Торжок в место не хуже Суздаля, но почему-то никто не торопится. И нам это кажется странным, ведь с учетом построенной трассы М-11, соединившей Москву и Санкт-Петербург, власти могли бы увеличить поток туристов в том числе и в Тверскую область.
Выбор гостиниц в Торжке также невелик, и потому мы довольствовались двухзвёдочным отелем
Оникс. Впрочем, несмотря на небольшое количество звёзд, отель оказался весьма комфортным, тихим и обустроенным. Приехав раньше времени заселения, мы поставили машину на бесплатную парковку под окнами отеля и отправились гулять по городу.
Первой достопримечательностью на нашем маршруте должен был стать Спасо-Преображенский собор начала XIX века, но он оказался закрыт на реконструкцию. Посмотрев на собор через ограду, мы направились к главному монастырю города — Борисоглебскому. По дороге в монастырь мы остановились у Георгиевской церкви, построенной в XVIII веке. Нынешний её облик сформировался в 1805 году, когда был надстроен второй этаж. Церковь очень ценилась новоторжскими купцами, которые не жалели денег на пожертвования храму. Благодаря их усилиям иконостас собора стал настоящим сокровищем, однако он не пережил последствий революции, а сам собор закрыл свои двери в 1936 году.
Одна из самых хорошо сохранившихся и отреставрированных церквей города — Михайло-Архангельский храм, в который мы, правда, не стали подниматься, а посмотрели лишь со стороны. Храм был построен в 1758 году на месте своего предшественника, уничтоженного большим пожаром, от которого пострадал практически весь город. За его состоянием, правда, никто не следил, и здание настолько обветшало, что через столетие его полностью перестроили. В раннесоветское время здесь была устроена пекарня, а в годы войны размещался военно-продовольственный склад. По своему прямому назначению здание снова стали использовать весной 1946 года.
Поднявшись на холм, мы оказались в Борисоглебском монастыре. На мой взгляд, это и одно из самых красивых мест Торжка, здесь мы провели очень много времени, осматривая каждый уголок, любуясь старинными зданиями и просто отдыхая.
Точная дата основания монастыря неизвестна, с уверенностью можно говорить лишь о том, что он был построен до Ивана Грозного, потому что первое упоминание о нём в летописях относится именно к этому времени. Из легенд следует, что Борисоглебский монастырь был построен в первой половине XI века после убийства князем Святополком своих братьев Бориса и Глеба.
Первое здание Борисоглебского собора, предположительно, было построено в 1038 году, однако в XVIII веке его разобрали в виду ветхости. Новую церковь заложили во время проезда императрицы Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок в 1785 году. Императрица сама положила первый камень в основание храма. В настоящее же время собор закрыт. Из внутреннего его убранства ничего не дошло до наших дней.
Самая древняя сохранившаяся церковь монастыря — Введенская, она была построена в первой половине XVII века. Эта церковь действующая, но мы так в неё и не зашли, потому что Максим спал, и мы подумали, что впереди нас ждет ещё много других храмов. Колокольня церкви также сохранилась, по-видимому, с 1620 года, и нам посчастливилось увидеть и услышать её звонаря за работой.
Но самая интересная, на мой взгляд, церковь монастыря — Надвратная. Она была построена в 1811 году и никогда не подвергалась разрушениям или перестройкам. К сожалению, мы не смогли разглядеть её во всей красе, потому что она была закрыта на реконструкцию. Я читала интервью с игуменом монастыря, где он обещал, что работы закончатся к концу 2020 года, но, судя по всему, они затянулись надолго.
Зато был открыт вход на башню, которая является частью каменной монастырской стены. Кто-то называет её Свечной, кто-то — Библиотечной. Оба названия вполне оправданы: раньше в башне располагалась свечная лавка и монастырская библиотека. Про башню существует легенда, которая чем-то напомнила мне историю о древнеегипетских жрецах, выдававших обычные явления за чудеса. Каждое утро на балкон башни выходил священник. Если он был облачен в светлые одеяния, значит, погода будет хорошей. Если в тёмные, будь готов к дождям. Это предсказание считалось чудом, пока не выяснилось, что в монастыре был барометр.
На башню можно подняться по крутым ступенькам, вход на нее стоит сто рублей. Я сначала была настроена довольно скептически — кажется, что башня невысокая и ничего особенного там не увидишь. Однако, взобравшись на неё, я поняла, что ошибалась: виды открываются действительно чудесные, весь Торжок и панорама реки как на ладони.
Довольно большая и наиболее отреставрированная часть монастыря, к сожалению, оказалась закрыта — это братская территория, вход на которую запрещен. А жаль, потому что на ней оказалась ещё одна старинная церковь, которую хорошо разглядеть теперь не представляется возможным.
Выйдя из монастыря, по торжокскому бездорожью мы дошли до еще одной церкви — Воскресенской, возведённой в 1770-ых годах. Несмотря на то, что храм оказался также закрыт, он всё равно представлял для нас особенный интерес: по нему получил свою фамилию А.А. Воскресенский, первый русский химик-органик, учитель Д.И. Менделеева, которого великий ученик назвал не иначе как «дедушка русской химии». Отец Воскресенского в начале XIX века служил священником в этой церкви.
Одна из самых интересных достопримечательностей Торжка — деревянный храм Тихвинской иконы Божией матери. В отличие от многих подобных церквей, он не был перенесен сюда из какой-нибудь деревни, а изначально возводился в Торжке. Произошло это в 1717 году, но в 1854 году его чуть было не перестроили в камне из-за обветшания. К счастью, храм не снесли, а реконструировали в 1883 году.
Церковь была очень богата украшена, её называли «церковно-археологическим музеем», но сейчас от ее убранства почти ничего не осталось. Зато частично сохранилась клеевая роспись, не потеряв своей былой яркости. Это удивительно, потому что такую технику уже давно не применяют для росписи храмов именно из-за недолговечности клеевых красок.
Перед тем как полдничать, мы сходили к Вознесенской церкви середины XIX века. Как и многие другие в Торжке, она находится на грани разрушения, и внутрь попасть нельзя. Интересен храм тем, что с его колокольни через сохранившиеся до наших дней пулемётные амбразуры в 1941 году защитники города отражали наступление немецких войск. Торжок так и не был взят фашистами, но очень пострадал от вражеских артобстрелов.
Мы решили, что пришло время перекусить и пошли в «Трапезную» при Борисоглебском монастыре, но выбор блюд нас не впечатлил, а все столики оказались заняты. Поэтому мы решили взять свежую выпечку и чай в монастырской лавке, расположенной справа от входа внутри монастыря. Очень рекомендуем — там недорого и очень вкусно. Особенно здорово съесть булочки из печи прямо здесь же, на свежем воздухе, нагуляв аппетит.
Передохнув, мы пошли по Бакунинской улице в сторону Дома культуры и наткнулись на очередную церковь — на этот раз Пятницкую, которая была построена в 1779 году. Увидели мы её случайно, так как она не входила в наш маршрут и мы ничего о ней не знали. Церковь сейчас находится в упадке и, говорят, такая картина наблюдается уже третье десятилетие.
Дом культуры — одна из немногих достопримечательностей Торжка, не связанных с религией. Но говоря по правде, настоящей «достопримечательностью» его назвать сложновато: скорее, это просто необычно большое и помпезное для такого города здание. Построено оно в 1952 году.
На заднем плане видна Успенская церковь 1746 года. С 1943 года в здании церкви размещается типография.
Спустившись вниз, в парк Кирова, мы сделали очередной привал, чтобы Максим поползал по травке. Серёжа неожиданно обнаружил растущие прямо в траве непонятные серые грибы. Их было так много, что они не могли не привлечь внимания, а потом мы стали замечать их по всему городу. Даже интересно, что это такое.
Уложив Максима спать в коляске, мы вновь отправились гулять и пошли на самую, на наш взгляд, красивую улицу Торжка — улицу Луначарского. Здесь сохранилась историческая застройка, а здания хоть и выглядят уставшими, но, по крайней мере, не заколочены и функционируют. Часть из них сданы под офисы, в одном из домов располагается этнографический музей. На улице Луначарского также находится церковь священномученика Климента Папы Римского, построенная в 1835 году.
По пешеходному мосту мы перешли на другой берег Тверцы, чтобы погулять по длинной набережной, с которой открываются чудесные виды на Борисоглебский монастырь. Вначале набережной, кстати, стоят вполне отреставрированные купеческие дома XIX века. Вот бы весь город привели в такое же состояние!
Чуть дальше начинается частный сектор с симпатичными деревянными домами, и здесь обязательно стоит пройтись — на мой взгляд, это самое приятное место в Торжке, виды тут как с открыток.
На этом наш первый день в Торжке подошел к концу, и мы отправились ужинать в ресторан Оникс при нашем отеле. Если вы будете в этом городе, непременно попробуйте пожарские котлеты! Они здесь подаются в любом кафе, это традиционное для Торжка блюдо. Дело в том, что в начале XIX века здесь была гостиница «Пожарская», в которой не раз останавливался А.С. Пушкин и советовал эти котлеты своему другу. Правда, те котлеты были из телятины, а современный рецепт из курицы появился в 1830-1840-х годах благодаря Дарье Пожарской, унаследовавшей трактир отца. Однажды ей посчастливилось угостить ими проезжавшего через Торжок императора Николая I. Котлеты ему настолько понравились, что он не раз потом приглашал Пожарскую к царскому двору.
На следующий день Серёжа остался в номере работать, а мы с Максимом пошли прогуляться туда, где не побывали в первый день. Вначале мы посмотрели церковь Воздвижения Креста Господня, построенную в 1750 году. Храм закрыли в 1929 году, и с тех пор он находится в запустении и разрухе.
Затем мы пошли в Новоторжский Воскресенский монастырь. Скорее всего, он возник в XVI веке, но точная дата его основания неизвестна. Существующий сегодня архитектурный ансабль был создан в XVIII-XIX веках. Монастырь существовал на пожертвования со стороны купцов, помещиков и членов царской семьи. Солидный доход приносило рукоделие, получившее развитие благодаря Петру I. Царь направил в Торжок двух мастеров, которые и обучили монахинь выделывать прочные ткани для армии. Послушницы также плели кружева, вязали, шили, писали иконы. После закрытия монастыря в 1925 году традиции рукоделия, зародившиеся здесь, не прервались. В первые советские годы в этом комплексе зданий открыли швейную фабрику. Помимо храмов, к настоящему времени сохранились несколько жилых монастырских построек, которые до сих пор используются как муниципальное жилье.
Одна из немногих действующих церквей Торжка — Ильинская церковь 1822 года постройки. Храм знаменит тем, что в нём покоилось тело Александра I во время перевозки из Таганрога, где государь скончался от горячки. А позже в храме было поставлено и тело супруги императора — Елизаветы Алексеевны, скончавшейся в Белёве.
Мне кажется, именно в этом месте находится негласный центр Торжка. Вокруг храма оживленное движение, устроен рынок, где бабушки продают свои овощи и фрукты, а кто-то — шерстяные вещи, связанные своими руками. Здесь есть несколько магазинов, автобусные остановки, а дома вполне современные.
Чуть дальше располагается музей А.С. Пушкина, посвящённый проездам поэта по маршруту Петербург — Москва, его дорожным впечатлениям и их отражению в творчестве. Здание музея представляет собой старинный особняк начала ХIХ века, интерьеры которого полностью восстановлены. Он так и вошёл в историю под названием "Старый дом" на Ямской улице.
Во дворе дома устроен симпатичный парк, в уголке которого примостилось кафе «Лира». Про него нам рассказывали, что именно здесь подают самые вкусные в Торжке пожарские котлеты, но мы там так и не побывали, потому что и в этот день обедали в ресторане при нашей гостинице. В парке также есть две смотровые площадки, с которых открываются красивые виды на реку Тверцу.
Погуляв ещё немного по тем же местам, где мы уже были с Серёжей, мы вернулись в гостиницу, а вечером сходили посмотреть на так называемый кремль. Раньше в Торжке действительно была крепость, но она была разрушена пожаром в 1742 году. Не сохранилось ничего, кроме крепостных валов. Несколько лет назад на одном из них устроили интерактивный музей. Я читала, что здесь проводят экскурсии, мнения о которых диаметрально противоположные — кто-то приходит в восторг, а другие жалеют о потраченном времени.
В любом случае, когда мы пришли, не было даже намека на возможность посетить экскурсию, и нам просто предложили купить билет за 50 рублей и походить по территории. Пятьдесят рублей — это, конечно, немного, но выглядит это место так: «Мы поставили на холме пару деревянных строений и считаем, что теперь имеем право брать деньги за его посещение». Правда, виды с холма действительно красивые.
На этом наша культурная программа закончилась. Мы остались довольны этой короткой поездкой и однозначно рекомендуем вам посетить Тверь, если вы не бывали там или ездили очень давно — судя по фотографиям, за последние годы Тверь преобразилась в лучшую сторону. Что касается Торжка, наши мнения с Серёжей расходятся. Я считаю, что стоит заехать сюда, только если вы уже оказались в этом районе, а Серёжа уверен, что Торжок вполне заслуживает отдельной поездки. Карту его достопримечательностей можно скопировать себе по этой
ссылке.