Отдохнув и нагулявшись в музее деревянного зодчества, мы направились к закрытой во время нашей поездке, но очень симпатичной Ильинской церкви, расположенной на холме. Построенная в 1744, она отреставрирована совсем недавно. На фотографиях 2012 года она еще не покрашена и смотрится совсем не так нарядно и живописно, как сейчас.
Еще одну церковь 1720 года, которую сейчас активно реставрируют, можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова». Опять же, на недавних фотографиях она выглядит совсем по-другому, хотя и сейчас работам еще далеко до завершения. Колокольня церкви интересна своим вогнутым шатром, который носит название “Суздальская дудка”.
Другая церковь, которую можно узнать из “Женитьбы Бальзаминова”, — стоящая неподалеку Христорождественская, построенная в 1775 году. Она очень атмосферная внутри, и нас отругали, когда мы эту атмосферу захотели запечатлеть. Сказали, что прежде чем делать фотографии, необходимо спросить разрешения. Нам это не очень понятно, ведь мы не в чью-то квартиру пришли снимать, да и ведем себя прилично.
Чтобы немного отвлечься от религиозных сооружений, которых впереди еще много, хочу немного рассказать об атмосфере самого Суздаля. Конечно, все здесь ориентировано на туристов. Но сделано это весьма грамотно — так, что мы неоднократно слышали иностранную речь: немцев, китайцев, даже итальянцев. В том же Юрьев-Польском даже русских туристов почти не было, хотя при желании и из него можно сделать конфетку. А в Суздале жизнь кипит. По дорогам цокают лошади, некоторые — с каретами за спиной, на каждом углу кафе или магазин с сувенирами, или какой-нибудь мужичок с “исконно русскими” развлечениями вроде забить гвоздь с трех ударов. Не сказать, что всё это помогает прочувствовать дух России или насладиться отсутствием очередей и толп, но надо признать, что такой подход приносит и определенный доход, и Суздаль выглядит гораздо ухоженнее и куда менее уставшим, чем тот же Юрьев-Польский.
А еще в городе в самых неожиданных местах можно встретить такие симпатичные мелочи, как аист из сена, настоящие сани или старинный автомобиль.
Но вернемся к главным достопримечательностям Суздаля — его храмам, монастырям и церквям. Очень симпатичен, например, комплекс еще одной пары церквей — последней построенной в Суздале пятиглавой Цареконстантиновской церкви 1707 года и Скорбященской, 1750 года, с характерной “Суздальской дудкой”.
А одной из самых интересных и запомнившихся для нас стала пара Лазаревской (1667г.) и Антипьевской (1745г.) церквей. Если предыдущая Цареконстантиновская церковь была последней пятиглавой в Суздале, то Лазаревская наоборот стала первой в своем роде. Богато украшенная, каждая из главок поставлена на подковообразные кокошники, она сразу привлекает к себе внимание! Невысокая “зимняя” Антипьевская церковь несколько теряет рядом с ней, зато выделяется ее яркая колокольня. Эту пару тоже можно увидеть в фильме “Женитьба Бальзаминова”.
А далее на нашем пути — первый монастырь, кишащий туристами. Еще бы — ведь здесь можно подняться на самую высокую точку города, на колокольню Ризоположенского женского монастыря высотой 72 метра. С созданием колокольни связано предание. Оно повествует о том, что когда армия Наполеона вторглась в Россию, во всех храмах Суздаля служили молебен о даровании победы русской армии. И суздальцы дали обет, что когда победа будет одержана, они воздвигнут в городе самую высокую колокольню. Строительство постоянно поддерживалось народными пожертвованиями и, в итоге, завершилось в 1819 году. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены в переплавку в 1931г. Сейчас здесь новые колокола.
В данный момент колокольня на реставрации, но подняться на нее все равно можно.
Перед тем, как подниматься, мы решили сосчитать ступени и сравнить с путеводителем. Как всегда, у нас получилось разное количество ступеней и ни один результат не совпал с путеводителем.Сам монастырь был основан в 1207 году. Его история связана с суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212-1250). В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Ефросиния осталась в Ризоположенском монастыре и приняла постриг. По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризоположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии.
Из интересных построек монастыря — Ризоположенский собор середины 16 века. В 1929 году собор, несмотря на его статус памятника архитектуры, передали под здание электростанции, снесли купола с барабанами, повредили убранство силовой установкой. В 1969 году было спохватились и отреставрировали храм, но затем решили отдать его под склад культтоваров.
Далее — Святые ворота с двумя арками разного размера и шатрами (1688 г.). В здании ворот в советское время устроили крольчатник. Потом тоже опомнились, очистили его от кроликов, привели в порядок, и… отдали НКВД под склад горючего.
В 13 веке рядом с Ризоположенским монастырем был основан Троицкий монастырь для вдов — по завещанию все той же Евфросинии. Монастырь разрушила власть Советов, и все, что от него осталось — лишь Святые ворота и угловая башня ограды.
Недалеко от Ризоположенского монастыря располагается очень нежная Смоленская церковь. Эта церковь как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля – не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный – наоборот, даже не имеет входа.
Напротив Смоленской церкви находится очень интересный Спасо-Евфимиевский монастырь, основанный в середине 14 века. Мы дошли до него довольно поздно и не успели осмотреть все, что хотели, до закрытия — он закрывается в 18:00. Его осмотр мы начали на час раньше, с колокольного звона, послушать который собирается толпа туристов. Трижды в день на звоннице проходят экскурсии, где разрешают попробовать позвонить в колокола самим.
Центральное сооружение монастыря — Спасо-Преображенский собор 16-19 веков, который на протяжении своего существования неоднократно перестраивался и расширялся.
Рядом с собором находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. Была утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя, которой удалось найти захоронение в 1852 году, но пришедшие к власти большевики разорили и новую усыпальницу. Мавзолей Пожарских был восстановлен лишь в 2008 году по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора. На месте прежней часовни установлен памятный каменный крест.
К примечательным постройкам монастыря относится и тюремный корпус, где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для политических преступников. Суздальская тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907 гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние монахи, снова получил статус тюрьмы.
Сейчас здесь организован очень интересный музей, его экспозиции посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен. В качестве экспонатов, в основном, документы, письма, книги с воспоминаниями, фотографии. Воссоздана одиночная камера для заключенных.
К Покровскому монастырю мы ехали уже на машине, так как пошел дождь и начинало темнеть — мы боялись, что и он закроется для посещения.
Покровский монастырь был основан в 1364г. и в 16 веке при князе Василии III пережил наибольший подъем. Князь жертвовал монастырю огромные суммы и не просто так — в 1525 году его первая жена, Соломония Сабурова, которую он обвинил в бесплодии, была насильно пострижена в монахини водворена в Покровский монастырь, а Василий женился на Елене Глинской (в будущем – матери Ивана Грозного). По слухам, дошедшим вскоре до Москвы, Соломония родила сына, которого назвали Георгием. Так как мальчику грозила опасность, по легенде, Соломония отдала его на воспитание, а для прибывших из Москвы дьяков инсценировала погребение ребенка. В 1935 году., когда белокаменную плиту над могилой в усыпальнице Покровского собора сняли, обнаружили детский гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Может быть, Соломония таким образом пыталась доказать, что не бесплодна, а может быть, и в самом деле скрыла своего сына.
На деньги Василия III было построено главное здание монастыря — Покровский собор с шатровой колокольней.
Кроме Соломонии Сабуровой в Покровский монастырь Суздаля ссылали и других знатных женщин — дочь и племянницу Ивана III, жену сына Ивана Грозного, да и одну из жен самого Ивана Грозного, а также жену Петра I.
Еще один интересный памятник монастыря расположен к северу от Покровского собора. Это Зачатьевская трапезная церковь, построенная после 1551 года по приказанию Ивана Грозного — после смерти его дочери Анны.
К сожалению, и этот монастырь мы не посмотрели подробно, потому что и он уже закрывался. Нам ничего не оставалось, как поехать домой и подумать о том, чтобы вернуться во Владимирскую область за новыми впечатлениями в следующем году. Ведь тут куда больше достопримечательностей, чем кажется на первый взгляд. Мы обязательно хотим посетить Боголюбово и Кидекшу, съездить в Муром и село Небылое. Будем рады вашим комментариям и советам, что еще интересного можно посмотреть в этом направлении!
При планировании путешествия на автомобиле из Москвы стоит учесть, что Горьковское шоссе парализовано пробкой по направлению во Владимир в пятницу вечером и в субботу утром, а также по направлению в Москву в воскресенье вечером. В случае праздничных дней и без того тяжелая дорожная ситуация существенно усугубляется.