Проснувшись поутру, мы решили, что Грузию нужно принять такой, какая она есть, с её культурой, уровнем жизни, менталитетом и своеобразием. С таким подходом город заиграл более позитивными красками, и впечатления от второго дня остались куда лучше, чем от первого.
Первым делом мы направились на проспект Руставели — главную улицу Тбилиси. Этот проспект часто называют центром города из-за обилия государственных, общественных, культурных и деловых учреждений. Он начинается с площади Свободы с одноименным памятником в центре, изображающим святого Георгия в схватке с драконом, и красивыми зданиями банка, администрации и гостиницы «Мариотт».
Одно из самых примечательных зданий проспекта Шота Руставели — это старый парламент Грузии, построенный в 1953 году. Здание использовалось по прямому назначению вплоть до 2012 года, и именно здесь проходили кровавые события начала 1990-х годов. Сейчас правительство страны заседает не в столице, а в городе Кутаиси — втором по численности населения в Грузии.
Напротив расположена церковь Кашвети, название которой происходит от слов «камень» и «рожать». Как я упоминала в одной из предыдущих глав, во время поездки я читала книгу Курбана Саида «Али и Нино». Когда главные герои были в Тбилиси, Нино рассказывала Али историю о том, как когда-то давно здесь жила царевна, которая любила одного князя, но тот бросил её беременной. Не желая выдавать своего возлюбленного царю, девушка сказала, что отец ее ребенка — святой Давид Гареджийский. Давида привели к царю, и царевна при нем повторила, что он и есть отец ребенка. Тогда святой Давид коснулся своим посохом царевны, и из ее чрева послышался детский голос, который назвал истинного отца. На этом заклятие Давида не закончилось. Через несколько месяцев царевна родила вместо ребенка камень, и место, где это произошло, назвали «кашвети». Правда, церковь здесь построили лишь в 1910 году, спустя полтора тысячелетия после описываемых событий.
Далее наш путь лежал мимо Голубой галереи. Здесь название объясняется куда проще и связано всего лишь с оттенком камня, которым она облицована. Сначала здесь был военный музей, посвященный Кавказу, а сейчас художественная галерея.
В уютном скверике театра оперы и балета расположен изящный памятник балету. Сам же театр был открыт в 1896 году, и первой оперой, которую здесь показали, стала «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Театр гордится своей принадлежностью к международной некоммерческой организации Opera Europa, поскольку это единственная грузинская опера, вошедшая в союз. Для сравнения, в Opera Europa входят 10 российских театров.
С другой стороны театра есть ещё один сквер с фонтанами, струи которого то замирают, то вновь выстреливают в воздух. Один мужчина хотел намочить в фонтане тряпку, но тот, как назло, погасил нужную ему струю. Было забавно наблюдать, как этот мужчина долго и терпеливо ждал появления воды. Рядом также ждала девушка, которая всего лишь хотела быть обрызганной прохладной водой, и желание её было быстро удовлетворено.
Прогуливаясь по проспекту Руставели, можно заметить десяток небольших бронзовых скульптур, стоящих вдоль тротуара. Но одна из них выделяется особенно — она как будто вмонтирована в стену. Это саксофонист, очевидно, исполняющий джаз. Фигура очень выразительная и атмосферная, нам понравилась.
Свернув с проспекта Руставели, мы направились к фуникулёру. Фуникулёр был построен в Тбилиси более 100 лет назад, и для реализации проекта пригласили бельгийскую компанию. Договор предусматривал, что бельгийцы имели право эксплуатировать подъёмник в течение 45 лет, а затем обязаны были безвозмездно передать его городу.
Этот симпатичный павильон — и есть нижняя станция фуникулёра
Фуникулёр, кстати, упоминается в романе «Двенадцать стульев»: «Кислярский посадил страшных знакомцев в экипаж с посеребренными спицами и подножкой и повез их к горе Давида. На вершину этой ресторанной горы поднялись по канатной железной дороге. Тифлис в тысячах огней медленно уползал в преисподнюю. Заговорщики подымались прямо к звездам».
Была здесь раньше и обычная канатная дорога, но она прекратила работу 1 июня 1990 года после трагедии, произошедшей в результате обрыва каната и неработающих тормозов. Тогда погибли 20 человек.
Фуникулёр связывает город с Мтацминдским парком, расположенном на горе на высоте 270 метров. Одна поездка стоит 3 лари (75 рублей), но здесь снова нужно ещё за 2 лари (50 рублей) купить отдельную карточку, куда записывают эти поездки. И вернуть её, в отличие от карточки с канатной дороги, где мы катались вчера, уже нельзя, она остаётся вам как сувенир. При этом карточка с канатки здесь не работает.
Одна моя знакомая была в Тбилиси в то же время, что и мы, и мы периодически обменивались с ней впечатлениями о городе. Так вот, к тому времени она уже прокатилась на фуникулере и сказала, что там огромные очереди на посадку. Но нам повезло, и мы ждали не больше 10 минут. Ещё она посоветовала нам садиться в нижнюю кабинку, потому что там лучше обзор. Так мы и сделали.
Посередине пути подъёмник делает остановку возле Пантеона, но мы доехали до самого верха, а к Пантеону потом просто спустились пешком, но об этом чуть позже.
В самом же парке Мтацминда практически никого не было в этот жаркий будний день. На его огромной территории располагается контактный зоопарк, смотровая площадка, ларьки с мороженым, парк аттракционов, многочисленные фонтанчики с питьевой водой, а также почти трёхсотметровая телевышка, в которой раньше был дорогой ресторан, смотровая площадка. Мы не стали посещать места развлечений, а просто сделали небольшой кружок по парку, сели на лавочку и съели вкуснейшие персики, которые купили внизу за полтора лари (37 рублей) за килограмм. Чем-чем, а грузинскими фруктами я осталась безумно довольна!
По преданию, на Мтацминдинской горе располагалась келья того самого Давида Гареджийского, которого хотела оклеветать беременная царевна. Давид нам встретится ещё раз в следующей главе об этой поездке, там мы расскажем о нём подробнее.
Мы же, немного отдохнув в парке, спустились пешком вниз, к Пантеону, образованному вокруг церкви Святого Давида середины XIX века. Пантеон был официально открыт в 1929 году к столетней годовщине гибели Александра Грибоедова во время резни в русском посольстве в Тегеране. Здесь же он и похоронен вместе со своей женой Нино. Насколько я поняла по фамилиям, остальные захоронения принадлежат только лишь грузинам.
От Пантеона вниз мы доехали на фуникулере. Очереди на этой остановке не было вообще — мы были единственными, кто зашел на этой станции. Оказавшись внизу, мы увидели симпатичное здание — то ли отель, то ли магазин, возле которого важно восседал кот. Мы так любим котов, что невозможно было пройти мимо и не сфотографироваться.
Затем мы отправились на мост Мира, построенный всего несколько лет назад архитектором из Италии. Конечно, мост сразу вызвал пересуды из-за довольно эксцентричного, по меркам старого Тбилиси, дизайна. Я встречала, что в обиходе его называют «мост-прокладка». Но мне он очень понравился и, на мой взгляд, он не портит картину древнего города.
С моста мы увидели, что по реке Куре катают на небольших катерах, но мы так и не воспользовались этой возможностью. Вообще, Кура производит впечатление очень грязной реки и желания искупаться не вызывает, даже несмотря на жару. А жара стояла невыносимая. Более или менее комфортно находиться на улице до 11 утра или после 17 вечера. Но что нам снег, что нам зной, когда мы в путешествии. У меня обгорели плечи, а Серёжина идея взять с собой шляпу оказалась очень к месту, хотя обычно я недолюбливаю головные уборы что летом, что зимой.
Первое, что мы увидели, перейдя на восточную часть города, — это большой фонтан в парке Рике. Мы присели на бортик, и я опустила ноги в воду и прямо почувствовала звук «пшшшш», когда разгоряченная кожа соприкоснулась с прохладной водой. Сидеть так было прекрасно и очень приятно, но спустя пару минут к нам подошел охранник парка и сказал, что так сидеть нельзя, хотя я не устраивала дебош и не лезла в фонтан целиком, а просто спокойно сидела на бортике.
Неподалеку от фонтана находится нефункционирующий концертный зал, на фото ниже его можно увидеть справа. Он выполнен в форме двух стеклянно-стальных труб и выглядит ещё более футуристично, чем мост Мира. Но основные споры связаны даже не с внешним видом, а с тем, зачем нужно было тратить 28 миллионов долларов на здание, которое так и не используется. По последней информации, не так давно у кого-то возникла идея сделать в нём музей вина, но на момент нашего посещения здание так и оставалось пустым.
Выйдя из парка и поднявшись по длинной лестнице, мы увидели дворец царицы Дареджан с ажурным балконом, построенный в 1789 году. Царица недолго жила в своем дворце, да и царицей была недолго — в то время это было Картли-Кахетинское государство, просуществовавшее всего 39 лет и в 1801 году включенное в состав Российской Империи. Дареджан тогда переехала в Санкт-Петербург, а дворец переоборудовали в мужской монастырь. Сейчас здесь функционирует Дом Милосердия.
Поднявшись еще выше, мы увидели уже совсем другой Тбилиси — современный и немного похожий на наши крупные южные города. На улицах здесь плотный поток машин, а отели представляют собой не переоборудованные частные дома, а отдельные большие здания.
На фоне одного из таких зданий стоит памятник «Мимино» авторства Зураба Церетели, открытый в 2011 году. Этот памятник изначально должен был быть установлен в Москве на Чистых прудах, но российские власти приостановили этот процесс, сославшись на то, что этот район и так пересыщен памятниками, и в итоге герои одноименного фильма расположились в Тбилиси.
Нашей целью был главный кафедральный собор всей Грузии — Цминда Самеба, но по пути к нему мы наткнулись на местный базар, расположенный вдалеке от туристических мест, а потому с низкими ценами. Там мы купили вкуснейших нектаринов и десяток чурчхел по полтора лари (37 рублей) каждая — себе и друзей угостить. До этой поездки в Грузии я не предполагала, что нектарины на вкус бывают
такими!
Цминда Самеба — совсем новый храм, он был построен в 2002 году на вершине холма Святого Илии. Церковь имеет огромные размеры и входит в некоторые топы самых больших православных храмов мира, а расположение на холме даёт возможность видеть её практически из любой точки города. По документам высота храма — 101 метр, но фактически он ещё на 40 метров уходит под землю — это связано с повышенной сейсмической активностью Тбилиси. А в основание храма закопаны святые предметы — земля из Иерусалима и камни с горы Сион.
Роспись храма все ещё продолжается и, думаю, будет длиться ещё несколько лет, учитывая его размеры. Поэтому пока внутри не очень интересно, но потом, мне кажется, будет здорово. Вообще, несмотря на то, что собор совсем новый, он мне очень понравился — здесь очень приятная атмосфера и сам он красивый и необычный.
Вокруг церкви расположилось множество построек, которые вместе образуют огромный храмовый комплекс, вмещающий до 15 тысяч верующих. Здесь есть и мужской монастырь, и гостиница, и духовная академия. Отдельно стоит колокольня и девять часовен, некоторые из которых расположены под землей. И всё это пронизано легкой, умиротворяющей атмосферой, которая заставила нас сесть на скамейку и просто посидеть, насладившись видами.
В одном из фонтанов на территории храмового комплекса с визгами купались дети в одних плавках. И никто им ничего не сказал, не сделал ни единого замечания! Я сразу вспомнила свои опущенные в воду ноги в парке Рике и ощутила чувство несправедливости.
Немного отдохнув, мы начали спускаться вниз и поняли, что забыли посмотреть Президентский дворец. Было так жарко, что сил возвращаться к нему не было, и мы посмотрели на него только издалека.
На обратном пути мы неоднократно встречали полуразрушенные строения и свалки прямо посреди города. Нас это неприятно удивило — исторический центр столицы, а тут такое. Вообще, от Тбилиси осталось впечатление, что здесь очень грязно и обшарпано, много попрошаек и вообще тех, кто пытается из тебя что-то вытянуть. Но, как я уже сказала, в этот день мы попытались с этим смириться и воспринимать как данность.
Перейдя обратно через реку, мы направились в ту часть города, которая понравилась нам в Тбилиси больше всего. Началась она со скульптурной группы Берикаоба — так называется грузинский народный театр масок, который выступал, в основном, на праздниках — свадьбах, Пасху и Масленицу. Театр был особенно популярен до конца XIX века. Когда мы оказались возле скульптур, то увидели рядом пожарную машину, которая очень удачно, на наш взгляд, дополняла представление.
Затем мы прошли к театру марионеток, расположенному в здании с небольшой башенкой с часами. Благодаря этой башенке здание выглядит старинным, но на самом деле оно было построено в 1981 году, а сама башня вообще в 2010-м. Несмотря на то, что внешний облик театра сложился совсем недавно, здание уже успело стать визитной карточкой Тбилиси. Создатель театра — тот самый Резо Габриадзе, который написал сценарий к «Мимино».
Театр соседствует с древнейшей сохранившейся церковью Тбилиси — Анчисхати, построенной в далеком VI веке. Стены украшают фрески XIX века, но разглядеть их сложно — в храме царит полумрак. Кроме того, когда мы зашли, шла служба, поэтому мы не стали углубляться внутрь храма, чтобы не мешать, а оглядели его из дверей.
Возле церкви есть небольшое кафе, в котором мы с удовольствием выпили по кружке ледяного чая и ненадолго зависли в интернете, делясь впечатлениями с друзьями, прежде чем двинуться дальше. Чаевые снова оказались включенными в счет, хотя предупреждения в меню об этом не было, мы специально посмотрели.
Тем не менее, как я уже сказала, эта часть города понравилась нам больше всего — вы только посмотрите на эти симпатичные, ухоженные улочки! Совсем другой вид, нежели в восточной части города или в Старом городе.
Но мы, тем не менее, пошли обратно по направлению к Старому городу и к нашему отелю, а по пути посмотрели церковь Сиони. Исторически это был главный храм Тбилиси, до тех пор пока не построили Цминда Самеба. Сиони относится к XII веку, а две колокольни, находящиеся рядом с ней, куда более современные. В храме хранится ценная реликвия — крест Святой Нино, крестительницы Грузии, о которой мы подробнее расскажем в следующей главе.
Оказавшись снова в Старом городе, мы решили зайти в отель и отдохнуть часа полтора. Обсудив впечатления и дальнейшие планы, мы поняли, что посмотрели в Тбилиси практически все, что хотели, и проводить здесь еще один день у нас совершенно нет желания. Я поговорила со своей знакомой, которая в это время тоже отдыхала в Грузии, и она рассказала, что ей понравилась экскурсия по Военно-Грузинской дороге. Посмотрев фотографии, мы решили, что и нам тоже стоит попробовать. В тот же вечер мы нашли водителя на сайте
gotrip.ge, и всё прошло на высшем уровне, но об этом подробнее мы расскажем в следующих главах.
Отдохнув, мы снова вышли на прогулку и решили купить вино и сувениры, поскольку следующие два дня мы планировали провести в разъездах и боялись не найти на это время. Серёжа хотел купить себе пару футболок, что оказалось довольно сложно: почему-то сувенирных футболок его размера практически не было, но в итоге мы всё-таки нашли то, что искали.
Ещё мы купили несколько бутылок вина. Надо сказать, что одно из самых известных грузинских вин, Киндзмараули, нам не понравилось: слишком яркий травяной букет и терпкость нам не по вкусу. Зато мы остались в восторге от Хванчкары и Твиши — их и купили домой.
В следующей главе, как и обещали, мы подробнее расскажем про опыт найма водителя с машиной в Грузии и про то, как с его помощью мы съездили в монастырь Давида Гареджи и в Мцхету.