Ещё одна достопримечательность южного берега Крыма, которую мы посетили, — Воронцовский дворец в Алупке. Утро мы провели на пляже, а в Алупку приехали только после обеда и сразу увидели огромную очередь из туристов, жаждущих купить билет на посещение дворца. Это было неудивительно, так как Воронцовский дворец — одно из самых посещаемых мест в Крыму. Среди прочих посетителей здесь было очень много семей с совсем маленькими детьми, так что если вы раздумываете, что посетить на южном берегу Крыма с младенцем, то Воронцовский дворец и Алупкинский парк — это однозначно ваш вариант.
Машину можно оставить либо на нелегальной платной парковке вблизи от входа в дворцовый парк, либо чуть подальше, на пересечении улиц Фрунзе и Калинина у памятника Ленину, если там найдутся места.Мы решили разделиться: я с Максимом нашла симпатичную полянку с видом на дворец и расстелила ему коврик для ползания, а Серёжа остался стоять в очереди. Так прошёл почти час: почему-то народ не может ознакомиться с плакатами о тарифах на посещение заранее, а начинает расспрашивать кассира, какой билет им лучше приобрести, что очень сильно увеличивает время пребывания в очереди.
Мы хотели попасть во дворец, когда Максим будет бодрствовать, а не спать, но из-за долгого ожидания в очереди время его сна уже приближалось, поэтому вначале мы отправились гулять по парку. Вход в парк, за исключением примыкающей к дворцу части Южной террасы, бесплатный.
После присоединения Крыма к Российской Империи многие русские дворяне оценили его красивые пейзажи и мягкий климат. В 1828 году свою резиденцию здесь начал строить и граф Воронцов — государственный и военный деятель, занимавший, помимо прочего, пост генерал-губернатора Новороссии, куда входило и Крымское побережье.
Практически сразу после закладки дворца начал создаваться и парк. Как и дворец, он был создан трудами крепостных крестьян. Территорию приходилось расчищать от камней, выравнивать почву, создавать искусственное наслоение, прокладывать тропинки среди каменных россыпей, обустраивать каскады и гроты. Из родового имения во Владимирской губернии Воронцов переселил в Алупку садовников, имевших опыт выращивания теплолюбивых растений: из разных стран мира сюда было завезено более ста различных видов деревьев и кустарников. Есть в парке и индийская сирень, и японская софора, и чилийские ели, и гигантская секвойя из Северной Америки. Но основную флору, конечно, составляют «аборигены» Крыма — земляничники, дубы, ясени и можжевельники.
В начале XIX века в ландшафтных парках было принято создавать романтические уголки, лабиринты дорожек, уединенные таинственные гроты, а садовники формировали парки так, чтобы придать им вид дикой местности, не тронутой рукой человека. Так, верхняя часть Алупкинского парка получилась холмистой, с небольшими россыпями камней и их нагромождениями, а также с отдельно стоящими скалами. Одна из самых известных таких скал, достигающая 20 метров в ширину и 10 метров в высоту, включена в композицию парадного двора Воронцовского дворца. Называется она «Лунный камень». Говорят, что ее ровная поверхность отражает свет Луны.
Дорожка, идущая от «Лунного камня», привела нас к первому нагромождению камней — Малому Хаосу. Здесь повсюду журчат ручейки, есть водопад, а многие камни покрыты развесистым мхом. Среди них можно найти грот с мемориалом любимому псу графа Воронцова. Тогда было принято хоронить питомцев в пейзажных парках: такие захоронения призваны были дать возможность задуматься человеку о бренности бытия.
В этой части парка есть три озера: Форельное, Лебединое и Зеркальное. Они очень напоминают горные озера, окаймленные бесформенными камнями и окруженные плотной стеной деревьев. Говорят, что Форельное и Лебединое озера искусственные, в то время как
Зеркальное — природного происхождения. Здесь живут лебеди и, как предположил Серёжа, индоутки — красивые черно-белые птицы с красным клювом. Из всего парка территория с озёрами понравилась нам больше всего. И, по всей видимости, не только нам, потому что вокруг озёр всегда толпится народ. Насладиться тишиной и спокойствием здесь не получится.
От озёр тропинка уходит к Большому Хаосу — грандиозному нагромождению глыб диабаза, разновидности базальта. Это уголок парка с суровыми скалами, почти лишенными растительности. Меж камней трудами крепостных крестьян была расчищена дорожка и выложены ступеньки. Конечно, мы не могли не воспользоваться этим и взобрались на самый верх Хаоса. Там почти на голых скалах находится небольшая сосновая роща.
Мы долго спорили, природного происхождения этот объект или же для его создания пришлось взрывать скалу. Как оказалось, Хаос образовался много тысячелетий назад в результате внедрения магмы в толщу земной коры. Не достигнув поверхности земли, магма застывала, а впоследствии, в результате различных природных явлений, оказалась на поверхности, частично разрушившись и распавшись.
От Большого Хаоса мы прошли к живописным полянам, созданным в парке в 1960-х годах. Всего их четыре: Платановая, Каштановая, Солнечная и Контрастная. И если происхождение названия первых двух очевидны, то понять, почему поляна Солнечная, можно лишь очутившись на ней после затенённых, а кое-где и сумрачных мест западной части Верхнего парка. На
Контрастной же поляне подобраны резко отличающиеся друг от друга деревья и кустарники. Вечнозелёные и листопадные, хвойные и лиственные, они различны не только по форме и размерам, но и составляют интересную цветовую гамму.
Отсюда уже рукой подать до Воронцовского дворца. Максим проснулся, и мы решили, не теряя времени, идти на экскурсию. Около 17-18 часов дня экскурсоводы завершают свою работу, но до закрытия во дворец можно попасть с аудиогидом по тем же билетам, что и днём. При этом так же организуют группы по 20-25 человек, и мы как раз попали в первую такую группу. Так, мы переходили из зала в зал, где нам включали аудиозаписи с рассказами об интерьерах и предметах экспозиции.
Нам такой подход не понравился. В крохотные залы набивается больше двух десятков человек, и получается очень тесно. При этом рассказывают про какой-то предмет, который располагается на другом конце комнаты, а от тебя его отделяет три ряда голов. В экскурсии демонстрируют всего пять-шесть комнат дворца, южную террасу и мавританский дворик. При этом, аудиозаписи включают лишь внутри дворца, то есть про дворик и террасу мы ничего не узнали, а только лишь посмотрели на них. Хотя мы видели, что предыдущей группе, которой ещё повезло попасть к экскурсоводу, рассказывали и про то, и про другое, а билет у нас с ними стоил одинаково, 400 рублей. В общем, мы разочаровались. Внешне дворец нам очень понравился, а вот внутрь рекомендуем идти, только если вы никогда не бывали в других дворцах, и это ваш первый такой опыт.
Из всех залов, через которые проходит экскурсия, нам больше всего понравилась Голубая гостиная. Здесь много света, а по голубым стенам и потолоку вьётся белый лепной узор из листьев. На первый взгляд кажется, что он везде одинаков, но на самом деле узор почти не повторяется. Большую ценность представляет мебель гостиной, изготовленная крепостными графа Воронцова в 1820-1830-х годах для его дворца в Одессе и перевезенная в Алупку в конце XIX века.
Интересно, что в светлую Голубую гостиную попадаешь из сурового и мрачного парадного вестибюля — так архитектор обыграл принцип контрастов. Вестибюль оформлен в английском стиле: высокие дубовые панели, украшенные готическими арками, массивные тяжелые потолки, тёмно-бордовые стены с золотистыми узорами, большие камины. Всё это характерно для стиля Тюдоров, популярного в Англии в первой половине XIX века, когда в Крыму строился Воронцовский дворец.
В Тюдоровском стиле построен и сам дворец, но ему присущ также и восточный колорит: например, дымовые трубы сделаны в форме исламских минаретов, а купола напоминают по силуэту индийские. В результате, дворец выглядит совсем как замок из сказки. Я сразу вспомнила мультики про Алладина, а Серёжа рассказал, что в детстве этот замок-дворец произвел на него огромное впечатление. Кстати, проходящие мимо девушки обсуждали, что им это место напоминает Израиль. В общем, он совершенно точно не похож на европейские и российские дворцы, поэтому, даже если вы не хотите идти на экскурсию, посмотреть на Воронцовский дворец снаружи все же стоит.
Основное декоративное украшение дворца — оформленный с восточной пышностью портал в виде арки. Его глубокая ниша, покрытая белым лепным орнаментом, напоминает вход в мусульманскую мечеть. По фризу ниши проходит надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: «И нет победителя, кроме Аллаха».
Перед южным фасадом устроена Львиная терраса, от которой спускается монументальная лестница с тремя парами беломраморных львов в натуральную величину. Причём на нижних уступах лестницы расположились спящие львы, на среднем пролете — пробуждающиеся ото сна, а на самом верху террасы вход во дворец охраняет пара оскалившихся львов с выпущенными когтями. Эти львы над верхними ступенями повторяют скульптуры с гробницы папы Климента XII в Риме. Кстати, когда Серёжа был в Крыму десять лет назад, попасть на Львиную террасу можно было бесплатно. Сейчас же она доступна только тем, кто приобрел билет на экскурсию во дворец, и это тоже один из поводов всё-таки посетить интерьеры дворца.
С Львиной террасы начинается нижняя часть Алупкинского парка, резко контрастирующая с верхней. Нижний парк — регулярный, с четкой, строгой планировкой, фигурной стрижкой растений. На одной из его террас, в тени зеленой беседки, установлена миниатюрная
копия «Фонтана слёз», прославленного А. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан».
Погуляв ещё немного по Нижнему парку, мы поехали обратно в отель. В целом, мы пришли к заключению, что съездить в Алупку действительно стоит. Алупкинский парк выглядит очень достойно, он гораздо ухоженнее и интереснее Ливадийского, но, на наш взгляд, не такой красивый, как Никитский. Воронцовский дворец же впечатляет внешне, но его интерьеры довольно заурядны, а организация экскурсий оставляет желать лучшего.