После вчерашних ночных похождений мы спали до девяти утра. По нашему плану мы должны были ехать к Северному Ледовитому океану в Териберку, провести там ночь и к вечеру следующего дня вернуться обратно. У меня давно уже зрела мысль, что, возможно, вторую ночь нам тоже нужно провести на побережье, а не ехать обратно на турбазу: ветер с океана скорее способен разогнать облака, и мне казалось, что шансы увидеть сияние там выше. Однако эту мысль я не озвучивала Серёже, потому что была уверена, что он откажется. Серёжа ни разу не авантюрист и не любит менять что-то в маршруте на ходу. Но в этот раз он предложил это сам! Мы договорились, что воспользуемся этим вариантом, если сегодня не увидим сияние.
Мы выехали около половины одиннадцатого. Немного подморозило, и дорога покрылась бугристым льдом: для такой местности, конечно, лучше иметь внедорожник. Когда мы решили выйти из машины, чтобы сделать пару фотографий, нас неожиданно охватил сильный порыв тундрового ветра, от которого мы отвыкли со времен Норвегии. Термометр показывал всего минус три (наконец, хоть не плюс!), но ощущалось как все минус десять. Природа тундры очень суровая, но невероятно красивая, а из-за того, что снега выпало немного и он покрывал не все участки, пейзаж выглядел очень контрастным.
Дистанция от Мурманска до Териберки — 130 километров. Первые 90 из них — обычная двухполосная асфальтированная дорога, которая идёт через бескрайнюю тундру. Там, где нет льда, покрытие довольно шумное, но ям нет и дорогу чистят от снега. После поворота на Териберку асфальт тут же заканчивается и начинается неплохой 40-километровый грейдер, который в межсезонье покрыт толстым слоем отполированного льда. Как и на любом грейдере, неровности и ямы, конечно, встречаются, но в целом повода переживать за нашу совсем не внедорожную машину ни разу не возникло. Состояние дороги до поворота на Териберку можно оценить по фото выше, а после поворота — по фото ниже. По словам местных, при визите в Териберку снегопадов лучше избегать: иногда дорогу засыпает снегом буквально на глазах, и тогда посёлок остается без сообщения с Мурманском от нескольких часов до нескольких суток. При особенно суровых снегопадах дорога может оставаться закрытой и неделю-другую. Также нужно учитывать, последняя АЗС по маршруту расположена ещё в Мурманске. Тем не менее, добраться сюда можно не только на машине — между Мурманском и Териберкой, пусть и не каждый день, ходит автобус №241. Было очень обидно наблюдать, как небо постепенно расчищается от облаков, появляются широкие просветы, которых мы так ждали ночью. Казалось бы, чистому небу надо было радоваться, но вчера, во время прогулки по Мурманску, было точно так же, а когда стемнело, все просветы исчезли.
Цель достигнута: позади меня — Северный Ледовитый!
В Териберку мы приехали к половине первого, заселились в заранее забронированную гостиницу «Терь» и, пока ещё окончательно не стемнело, пошли гулять. Посёлок производит очень угнетающее впечатление. Мы видели много фотографий, посмотрели «Левиафан» и поэтому были полностью готовы к увиденному. Но всё равно страшно понимать, что здесь живут обычные люди. Каждый день. Работают, воспитывают детей в таких условиях. Детей мы видели, по крайней мере, троих: двух пацанов, возвращающихся из школы с рюкзаками, и одного совсем маленького, в коляске.
Посёлок состоит из двух частей, соединённых километровым отрезком дороги, и мы, как и большинство туристов, жили в старой. Новая часть выглядит немного более ухоженной и живой, но о ней мы расскажем в следующей главе. В старой же части царит разруха, а все приличные внешне здания предназначены исключительно для туристов: гостиница, ресторан, кемпинг. Туристов, на удивление, много, причем больше половины из них — азиаты. Если бы не они, то хорошее определение этому поселку — богом забытое место.
Как бы странно это ни звучало, гостиницу здесь нужно бронировать не просто заранее, а заблаговременно. Всё дело в том, что Териберка — единственное место в России, где к открытому Северному Ледовитому океану проложена приличная дорога. С учётом большого числа туристов и немногочисленных вариантов размещения, в период полярной ночи отели и квартиры в Териберке и соседнем Лодейном могут быть полностью забронированы на месяц вперёд. Желающих настолько много, что та же мини-гостиница «Терь», в которой мы остановились, не представлена на booking.com и обходится страничкой в социальной сети. Гостиницу мы можем рекомендовать: очень неплохой номер «люкс» обошелся нам в 3200 рублей вместе с завтраком. Чтобы забронировать номер, нужно связаться по телефону +7(921)031-81-53 с администратором.Но вместе с тем, гуляя между полуразрушенными домами с выбитыми стеклами, очень хорошо ощущаешь, что у этого места есть душа. Ощущение нереальности происходящего не покидает ни на минуту. То, ради чего это место стоит посетить, — это, конечно, природа. Здесь очень мрачный, но вместе с тем красивый пейзаж, местами довольно сюрреалистичный: побережье океана и сопки, покрытые снегом и льдом.
Мы решили сходить в новую часть посёлка — Лодейное, но довольно быстро стемнело, и мы развернулись на полпути, почти сразу после так называемого кладбища кораблей. Был прилив, поэтому проржавевшие остовы почти не были видны. Мы не сильно расстроились, потому что собирались сюда вернуться завтра утром.
Вернувшись в гостиницу, мы посмотрели фильм «Потерянный в снегах», который я выбрала в рамках создания северной атмосферы, и пошли ужинать в ресторан «
Териберский берег». Как мы выяснили днём по пути к Лодейному, столики здесь на вечер бронировать не нужно, а вот с двух до четырёх поесть не получится: всё забито китайцами.
Цены в ресторане вполне себе московские: суп — 350 рублей, горячее — 600 рублей. Меня неприятно поразил чай: 450 рублей за маленький чайничек на одну кружку! За такие деньги я ожидала получить как минимум отвар из лесных ягод или фруктов, но это был обычный черный чай с добавлением каких-то трав. Ещё мы взяли по кусочку краба, каждому по 100 грамм. Один кусочек стоил 600 рублей, но мы решили, что стоит попробовать, раз уж мы здесь. Морской гад впечатления на нас не произвел. «Краб как краб», — прокомментировал Сережа. Надо признать, что это не потому что в ресторане плохо готовят — наоборот, все было очень вкусно. Просто «краб как краб», ничего особенного.
Хотя большинство китайцев поели днем, некоторые из них все же присутствовали в ресторане во время нашего ужина. И в очередной раз я не могу не упомянуть их бескультурье, которое в каждой поездке вызывает у нас возмущение и стойкую неприязнь. По залу ресторана прогуливалась симпатичная хозяйская собака — она была очень дружелюбная и вела себя вполне прилично, поэтому никто не возражал. В какой-то момент она подошла к нам и села прямо возле столика. Это заметили две китаянки, тут же подбежали к нашему столику, присели возле нас на корточки и начали делать селфи с собакой. И им было абсолютно наплевать, что в полуметре от них люди вообще-то едят, разговаривают и им совершенно не хочется, чтобы в этот момент под боком кто-то делал селфи на фоне их коленок.
Вернувшись в гостиницу, мы попробовали пару часов поспать, но у меня заснуть не получилось — слишком уж я была возбуждена в ожидании сияния. Почему-то я была уверена, что именно сегодня мы должны его увидеть, хотя по всем прогнозам облачность была почти стопроцентная.
В 22:30 мы решили, что пора. Мы попробовали добраться до двух точек наблюдения, которые мне посоветовала знакомая. Оказалось, что в первую из них нужно ехать на внедорожнике, на обычной машине даже не стоит пробовать — в следующей главе мы расскажем про это место подробнее. Когда асфальтированная дорога закончилась, мы хотели было дойти туда пешком, но, выйдя из машины, услышали, как в темноте воют собаки как раз в нужном нам направлении, и не стали рисковать. На завтрашний день мы убедились, что приняли правильное решение: даже если не брать в расчет собак, обледенелая тропинка таит опасности даже днём, не говоря уж о кромешной ночной мгле.
Вернувшись к машине, мы поехали ко второй точке в двадцати километрах от Териберки, которую я заприметила ещё по дороге из Мурманска. Мы благополучно добрались дотуда, но и там, честно говоря, внедорожник бы не помешал: на грейдере в темноте при свете фар было тяжело избегать ям, и пару раз мы хорошенько влетели, даже несмотря на небольшую скорость. Доехав до места, мы увидели среди облаков светлую полоску, похожую на сияние. Возможно, это оно и светило за тучами, но мы до сих пор не уверены, что это было. Постояв, однако, минут пятнадцать-двадцать, мы поняли, что ловить нечего, и поехали обратно.
Стоит заметить, что зимой медведи спят, но в общем случае от машины далеко отходить в темноте посреди тундры не рекомендуется. Также мы заметили несколько странных личностей с фонариками, пересекавшими долину между сопок. Что они там делали зимней ночью в двадцати километрах от ближайшего жилья, да в отсутствие машины — загадка.Тем временем, я нашла в инстаграме профессионального «охотника за сияниями» Дмитрия (
www.instagram.com/murmansk_tours), с которым у нас завязалась небольшая беседа. Меня удивило, что вчера вечером ему удалось увидеть довольно яркую вспышку, хотя мы катались по области всю ночь и не было даже никакого намека на просвет в облаках. Дмитрий поделился с нами координатами места, где есть шанс что-то увидеть в эту ночь. Оказалось, это как раз рядом с нашей турбазой, из которой мы уехали утром! Мы очень расстроились. Узнав, что мы находимся в Териберке, Дмитрий сказал, что его знакомым чуть раньше удалось увидеть сияние с побережья, но совсем слабое и на горизонте. Для успокоения совести мы тоже съездили на побережье, но нас встретило только затянутое тучами небо и группа китайцев, судя по всему, подвыпивших. У нас оставалась последняя ночь — последний шанс увидеть то, ради чего мы приехали за полярный круг.