Когда меня спрашивают, какой город мой любимый, я смело отвечаю — Санкт-Петербург и Барселона. В эту поездку я побывала в Санкт-Петербурге в седьмой раз, и сколько бы ни съездила ещё, этот город никогда не перестанет меня восхищать. Серёжа же был до этого в Питере двенадцать лет назад. Не представляю, как он жил так долго без этой волшебной атмосферы! Наконец, мы оказались в северной столице вдвоём и отлично провели там четыре дня.
Мы долго думали, как построить наш рассказ о Петербурге — этот город настолько изучен большинством путешественников, о нём написано столько путеводителей, а в интернете можно найти уйму информации о его основных достопримечательностях, и нам просто не хотелось переписывать её ещё раз. В итоге мы решили рассказать только о самых ярких наших впечатлениях и подсветить те места, в которых мы по каким-то причинам раньше не бывали или которые не входят в стандартную туристическую программу.
Одно из таких мест — Иоанновский ставропигиальный женский монастырь. Мы шли до него около полутора километров от нашего отеля, и в итоге лишь пожалели о потраченном времени. Монастырь оказался в лесах, хотя на фотографиях он красивый и необычный. Более того, как и во многих православных монастырях, к нам прикопались, что мы хотим сфотографировать интерьер без разрешения и что я не в юбке в пол, и, к тому же, объявили, что территория закрыта для посещения и зайти можно только в главный собор. Нас это очень расстроило, потому что шли мы довольно долго, а в итоге почти ничего не увидели. У нас даже не осталось ни одной фотографии, потому что снаружи все было затянуто зелёной сеткой, а внутри было очень тесно и шла служба.
Зато нас впустили в соборную мечеть! Ещё несколько лет назад просто так туристам зайти было нельзя, тем более женщинам. А может быть, это я просто всегда оказывалась там в неудачное время. Сейчас же, к нашему удивлению, двери были открыты.
Санкт-Петербургская мечеть — одна из крупнейших в Европе, она может вместить до пяти тысяч верующих. Это обстоятельство очень актуально для Петербурга, в котором за последние несколько десятилетий мусульманская община значительно выросла.
В первый день нашего пребывания в северной столице мы встретились с моим другом и все вместе поехали в музей «Гранд Макет Россия», открытый в 2012 году. Я была в этом музее уже второй раз, и мне он безумно нравится, я бы не отказалась прийти и в третий. На макетном поле площадью почти 800 квадратных метров объединены собирательные образы городов и регионов России от Камчатки до Калининграда. Макет уникален тем, насколько глубоко проработаны детали, очень интересно наблюдать за движением машин и поездов, нажимать кнопки, чтобы где-то загорелся свет или разыгралась жанровая сценка. Здесь обыграны грозы и пожары, каждые несколько минут сменяются день и ночь.
В целом системой управляют компьютеры, но они лишь отслеживают её работу. Машины сами считывают сигналы светофоров, если надо — сбрасывают скорость. Иногда случаются аварии: где-то заклинило, кто-то что-то бросил на макет, но для этого существует «группа быстрого реагирования»: у пульта с несколькими рядами мониторов дежурят одновременно три-четыре человека и на помощь сразу вызывают специалиста для устранения неполадок. А ещё очень интересно наблюдать за работой мастеров, которые что-то приклеивают, прилаживают, доделываю прямо на месте.
Музей находится несколько в стороне от центра: нужно проехать 3-4 станции на метро и ещё прогуляться пешком минут десять. Наверное, поэтому народа здесь сравнительно немного, а очередей за билетами нет совсем. Немного странно, потому что макет действительно потрясающий и стоит того, чтобы съездить сюда на пару часов. Но с другой стороны, если бы в здании было одновременно много туристов, то разглядывать мелкие объекты было бы проблематично.
На следующий день мы отправились гулять в центр города, но по пути посмотрели дом с башнями, построенный в начале XX века архитекторами К. Розенштейном и А. Белогрудом. Последний отличался любовью к искусству средневековья и ввёл в проект элементы в духе европейской готики, взяв за образец архитектуру башен замка Макстоук в Англии. Сейчас в здании располагается театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
Побродив по центру, мы зашли в Мозаичный дворик, официальное название которого — Центр монументальной пластики «Санкт-Петербург — Олимп культуры». Работа над его созданием началась в 1984 году. Инициатором преображения этого дворика стал художник В. Лубенко. Надо сказать, что на фотографиях это место выглядит интереснее, чем в жизни, потому что обычно снимают лишь отдельные элементы дворика, «забывая» об обычных лавочках, клумбах и тротуарах, которыми они разбавлены. Кроме того, как и в большинстве питерских дворов, здесь не так уж много света, а значит, не стоит сильно рассчитывать на то, что мозаика будет играть яркими красками.
Мозаичный дворик расположен в одном из домов на улице Чайковского. А ещё на ней есть второй «Зимний дворец» в Петербурге — особняк Е. Бутурлиной, построенный в 1860 году. На самом деле, особняком он выглядит только снаружи, а внутри это обычный многоквартирный дом. Да и его хозяйка, придворная дама Елизавета Бутурлина, никогда в нем не жила — она скончалась за год до завершения строительства. Дом, конечно, уступает оригинальному Зимнему дворцу в размерах, но тоже невероятно красив.
Пройдя через Таврический сад, мы вышли на Шпалерную улицу к музею «Мир воды Санкт-Петербурга». Честно говоря, я рассчитывала лишь посмотреть необычный памятник водовозу, стоящий перед ним, но Серёжа так заинтересовался, что захотел посетить и сам музей. Мы решили сходить на общую экспозицию в водонапорной башне, которая демонстрирует, как менялась добыча, очистка и доставка воды до потребителя на протяжении многих веков — от античности до наших дней. Здесь можно увидеть, как раньше выглядели предметы обихода и гигиены. Сережу, к примеру, очень впечатлили старинные унитазы. Особое внимание уделено развитию водопровода в Санкт-Петербурге. Не могу сказать, что я осталась довольна посещением. Возможно, с экскурсоводом или хотя бы с аудиогидом было бы интереснее.
Памятник водовозу мы, конечно, тоже посмотрели. Сейчас нам, как жителям мегаполиса, трудно представить, как раньше в больших городах обходились без водопровода. Однако до середины XIX века в Петербурге водовоз был незаменимой профессией. Воду накачивали ручными помпами из рек, а потом развозили в деревянных бочках на двух колёсах. Лишь в 1858 году Александр II подписал устав «Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов», которое и занялось устройством городского водопровода.
Неподалеку от музея располагается старообрядческая церковь Знамения Пресвятой Богородицы, построенная в 1907 году. Мы посмотрели на неё только снаружи, внутрь зайти не рискнули, прочитав суровые правила поведения в этой церкви. Женщины в храм входят только с платком на голове, заколотым булавкою под подбородком, мужчины — в русских косоворотках или рубахах навыпуск, обязательно с поясом. Во время молитвы нельзя двигаться, в том числе и входить в храм. Войдя в храм, принято поклониться в пояс стоящим рядом и тихо сказать: «Простите, Христа ради». Это далеко не все правила, которые необходимо соблюдать, и нам показалось, что всё это слишком сложно ради удовлетворения праздного любопытства.
Наш путь лежал к Смольному собору. Он необыкновенно красив, но находится в таком отдалении от основных достопримечательностей города и от станций метро, что добраться до него мне удается не в каждую поездку в Санкт-Петербург.
Недалеко от места, где начинали строить монастырский комплекс помещался смоляной двор, где варили смолу для кораблей, поэтому и название свое монастырь получил Смольный. Строительство началось в 1740-х годах со Смольного собора, который, согласно проекту архитектора Растрелли, располагался в центре монастырского двора, а рядом должна была быть построена пятиярусная колокольня, самая высокая в России. Но планы осуществить не удалось, Растрелли скончался, не дожив до окончания возведения своего творения, а его последователи решили, что архитектурный ансамбль города не должна нарушать такая высокая постройка. Однако в 2020 году было принято решение достроить колокольню по проекту Растрелли, так что, как знать, возможно, Смольный и станет самым высоким зданием в центральной части города.
Неподалеку от собора, на Одесской улице, находится памятник фонарщику, с грустью смотрящему на электрические фонари и освещенные окна домов. Масляные фонари в Санкт-Петербурге зажглись в 1706 году, сделав столицу первым российским городом с уличным освещением. Вместе с фонарями появилась и профессия фонарщика, поскольку светильники требовалось снабжать маслом, зажигать, а потом тушить. В 1870-х годах на Одесской улице находилась мастерская электротехника А.Н. Лодыгина, изобретателя лампы накаливания. На месте, где сейчас сидит бронзовый фонарщик, в 1873 году он установил первый в мире уличный электрический фонарь. Наверное, петербургские фонарщики недобро глядели на электротехника, ведь спустя некоторое время все они оказались не у дел, когда по всему городу масляные фонари заменили на более удобные электрические.
Возле памятника мы заказали такси и доехали до Колокольной улицы, где находится интересный дом с майоликой — керамикой из покрытой расписной глазурью обожжённой глины. Дом был построен в первой половине XIX века, но майоликой его покрыли только в 1890 году. К сожалению, Колокольная улица довольно узкая, и выгодно сфотографировать это крупное пятиэтажное здание с небольшого расстояния сложно, но посмотреть на него стоит, если вы окажетесь в этом районе.
Ночью мы пошли смотреть на разведение мостов. Когда я была в Санкт-Петербурге раньше, то всегда наблюдала это действо с левого берега Невы, с Адмиралтейской набережной. Там всегда толпился народ, и нужно было подойти чуть заранее, чтобы занять удобные места у бортика. Уличные артисты устраивали фаер шоу, танцевали брейк данс, показывали фокусы. Сейчас же мы жили в Петроградском районе, и на разведение мостов смотрели со стрелки Васильевского острова. Туристов здесь почти не было, и атмосфера всего действия, конечно, сложилась не такая веселая.
Как оказалось, заказать такси со стрелки Васильевского острова после развода мостов не так-то просто. Тем не менее, через некоторое время нам это удалось и мы поехали в отель, чтобы на следующий день продолжить прогулку северной столице.