На следующий день после посещения Гуамского ущелья мы окончательно переместились в Адыгею, поселившись в гостинице «
Горная слобода». К сожалению, в самой гостинице пообедать было нельзя, поэтому по прибытии мы сразу поехали в комплекс «
Даховская слобода», где есть неплохой ресторан. Каких-то особенных восторгов он у нас не вызвал, но готовят там прилично и обслуживание быстрое. Также в «Даховской слободе» можно позавтракать, не проживая в самой гостинице, а просто заплатив 650 рублей с человека за шведский стол — этим предложением мы и пользовались во все оставшиеся дни пребывания в Адыгее.
Пообедав, мы поехали в Никель — поселок, в котором сейчас уже никто не живет. Существует мнение, что Никелем он был назван для конспирации, а на самом деле в начале 1960-х годов здесь было открыто ураново-арсенидное месторождение, которое вскоре было признано нерентабельным. После здесь велась разведка на барит — минерал, представляющий собой сульфат бария, но запасы руды оказались незначительны, и месторождение законсервировали. Даже сейчас, спустя более полувека, радиационный фон в бывших штольнях близок к опасным для здоровья людей отметкам, но некоторые туристы, несмотря на это, все равно забираются в штольни в поисках необычных минералов.
Помимо штолен, в Никеле есть и другая достопримечательность —
подвесной мост, длина которого составляет более двухсот метров. Это самый длинный подвесной мост в Адыгее и, перекинувшись через реку, он не заканчивается, а еще несколько десятков метров тянется над прибрежным лесом.
С моста открывается отличный вид на гору с тремя пиками. Это знаменитый Трезубец, главный пик которого представляет собой гранитный обломок шириной 1,5 метра и длиной около 10 метров. Со всех сторон он окружен отвесным обрывом, что делает восхождение на него особенно сложным. По легенде, в давние времена, когда горы Адыгеи были дном океана Тетис, морской царь Нептун, поразившись живописности этих мест, воткнул свой трезубец в землю и воскликнул: «Нет в моем царстве мест красивее, чем эти!».
Перейдя мост, мы попали на Дегуакскую поляну с красивыми пастбищами и захватывающими видами на горные хребты, покрытые лесами. Своё название эта поляна получила от небольшой речки Дегуако. Раньше на её берегах находилось множество дольменов, но большинство из них сейчас уничтожены.
Погуляв по поляне, мы вернулись по подвесному мосту к машине и поехали смотреть Гранитный каньон — ущелье длиной около четырёх километров, расположенное к югу от станицы Даховской. Вдоль дороги есть несколько смотровых площадок, с которых открываются особенно красивые виды на каньон. Первая из них
расположена на мосту через реку Белая. Переехав через мост, мы оставили машину на небольшой парковке. Наверное, в сезон здесь много народа, потому что мы видели специально оборудованные места для продажи мёда и сувениров, да и во время нашего посещения приехали два микроавтобуса с туристами.
Здесь же можно спуститься прямо к воде — для этого нужно от парковки вернуться обратно по мосту и спуститься по тропинке справа. Спустя всего пару минут вы окажетесь у бушующего потока. Мы спускались по одному, так как для Максима тропинка была слишком крутая, поэтому у нас не было возможности сходить вниз по течению реки. Но говорят, что если пройти по каньону чуть дальше, то можно увидеть, как в Белую впадает её приток — речка Сибирь.
Гранитный каньон очень популярен и среди туристов-водников, которые сплавляются по реке Белой. Не ней есть участки, соответствующие всем категориям сложности, от самых простых для туристов без опыта, до сложных, на которых тренируются профессиональные спортсмены.
Так как темнеть ещё не начинало, а дороги в Адыгее очень красивые, мы решили отступить от нашего плана и проехать дальше в сторону Гузерипля. На самом деле, делать это совершенно необязательно — самые живописные виды всё равно открываются на участке до моста со смотровой площадкой, а после горы, в основном, скрываются за деревьями, растущими вдоль дороги. В Гузерипле же мы уперлись в
тупик, развернулись и поехали обратно.
Но водить машину по этой отличной и почти пустынной дороге вдоль каньона — одно удовольствие.На обратном пути мы заехали ещё на две смотровые площадки. На
первой из них мы оставили машину на небольшой площадке справа по ходу движения, а затем по одному перешли дорогу и спустились по тропе к скалам. Тропа довольно крутая и скользкая, так что будьте аккуратны.
Следующая смотровая площадка
находится буквально в паре минут езды от предыдущей, на автомобильном мосту. С неё можно посмотреть на реку Белую с большой высоты. Во время нашего посещения на площадку приехала семья с маленькой девочкой, которая спросила у своих родителей, что это за «дым» поднимается из гор. Нам очень понравилось, как ответил её папа: «Это медведи кашу варят», и мы потом всю поездку повторяли это друг другу и Максу.
У нас всё ещё оставалось время до наступления темноты, поэтому мы решили съездить и посмотреть старый каменный
мост, расположенный в Даховской. Кстати, перед поездкой мы спорили, на какой слог правильно делать ударение в названии этой адыгейской станицы. Я думала, что правильно говорить Дахо́вская, а Серёжа — что Даховска́я. Когда же мы оказались в Адыгее, мы были несказанно удивлены, что все вокруг произносят Да́ховская. Есть легенда, что это название произошло от слова «дахэ», что по-адыгейски означает «красивая», однако на самом деле ранее эти места принадлежали аристократическому роду Дахо, который и дал имя станице.
Сама станица Даховская была основана в 1862 году на месте черкесского аула. Мост же здесь появился спустя полвека, в 1906 году. Примечательно, что при строительстве моста в раствор добавляли белок куриных яиц для дополнительной прочности. Возможно, именно поэтому он сохранился до наших дней в отличном состоянии. Он до сих пор пригоден для движения, но довольно узок, поэтому рядом с ним построили новый широкий мост, по которому проходит современное шоссе.
На обратном пути мы заехали в
Пятерочку в Даховской за продуктами для ужина. В этом же здании можно купить местные сыры и отличные шерстяные вещи. В Москве продают точно такие же, даже рисунки те же самые, но стоят они в разы дороже, а в Адыгее две пары детских варежек и шерстяные носки обошлись мне всего в 500 рублей.
А вот поликлиник в этом регионе практически нет. Максим приболел, и мы хотели показать его врачу, но ближайшая платная детская поликлиника была только в Майкопе — за 50 километров от места, где мы жили. Для нас, привыкших, что в Москве поликлиники и медцентры на каждом углу, это было немного неожиданно. Да и аптеки здесь есть не в каждом посёлке. Так что если соберетесь в Адыгею, обязательно возьмите хотя бы минимальный запас лекарств, потому что случись что — придется проехать пару десятков километров.
Следующий день мы решили начать с посещения водопадов Руфабго. Позавтракав в Даховской слободе, мы приехали на
парковку возле водопадов к десяти утра. Других туристов возле кассы не было, и мы сразу купили билеты, необходимые, чтобы перейти через мост, с которого можно увидеть водопад «Три братца».
За вход здесь нужно заплатить 500 рублей со взрослого, но к водопадам можно пройти и бесплатно — от Хаджохской теснины в поселке Каменномостский, но тогда придется преодолеть лишних два километра по довольно сложной лесной тропе без каких-либо красивых видов. Мост же и сокращает путь, и дает возможность насладиться прекрасными адыгейскими пейзажами.
Перейдя по мосту, мы оказались на просторной поляне с беседками, кафе, сувенирными лавками, а главное — небольшим этнографическим музеем с двумя черкесскими домиками, показывающими быт древних горцев.
Заглянув в домики, мы отправились вверх по течению реки Белой, к водопадам. Про Белую существует легенда, будто бы название её пошло от имени красавицы Беллы, жившей в местном ауле. Князь Дах, восхитившись красотой девушки, похитил её, застрелив отца Беллы на глазах у дочери. Не сумев простить князя, девушка выхватила у него из ножен кинжал и вонзила его в самое сердце Даха. Вскочив на княжеского коня, Бэлла понеслась прочь, а его слуги бросились за ней в погоню. Осознав, что сбежать не удастся, Белла направила коня в огромную пропасть, и на месте их падения образовались бурлящие потоки горной реки, которую в честь погибшей девушки назвали Белой.
Первый водопад на маршруте, к которому мы смогли подойти, называется Шум. Чтобы спуститься к нему, нужно свернуть с тропы на металлическую лестницу. Пропустить его очень сложно — шестиметровый водопад полностью оправдывает свое название, он мощный и слышно его издалека. Здесь мы повстречали других самостоятельных туристов, отдыхающих на лавочке возле водопада. До этого же мы ходили по тропинкам в гордом одиночестве и наслаждались возможностью делать фотографии без чужих людей в кадре. Однако радость наша длилась недолго — когда мы тоже присели отдохнуть, прибежала целая толпа посетителей с гидом, а затем появилась и вторая огромная группа.
Чуть дальше находится место, которое, судя по отчетам других путешественников, часто путают с водопадом Каскадный. Зная, что Каскадный довольно скромен, такую ошибку сделали и мы, перепутав его с обычными порогами реки Белой.
Пройдя дальше по ущелью, мы оказались в удивительном месте, полном каирнов — пирамидок из камней, сложенных людьми. Мы встречали такие в Норвегии — там их выкладывают, в основном, для обозначения безопасных маршрутов. На Руфабго же каирны, похоже, выложены просто для красоты и представляют собой очень живописное зрелище.
За поляной каирнов как раз и находится водопад Каскадный, из-за своих размеров получивший и второе название — Малыш. Оказалось, что перепутать его не получится, потому что рядом с ним висит табличка с названием, да и здесь он действительно похож на водопад, состоящий из трёх небольших каскадов.
Пройдя по тропинке дальше, мы увидели третий водопад, Сердце Руфабго. Легенда гласит, что в древности в этих краях жил великан по имени Руфабго. Здесь уже начинаются разногласия: кто-то переводит его имя как «бешеный», а кто-то — как «белокурый». Руфабго был могущественным злым колдуном и приказал каждую весну отдавать ему самую красивую девушку долины. Каждый год бедных девушек становилось все меньше и меньше, пока не настала очередь возлюбленной юноши по имени Хаджок. Он не захотел расставаться с любимой и отправился на поиски доброго волшебника Мезмая, чтобы обратиться к нему за помощью.
Добрым Мезмая назвать можно весьма условно. Он выслушал юношу и дал ему мешочек с волшебным порошком, который мог сотворить облако. По словам Мезмая, юноша должен был заманить великана в это облако, а там разрубить его тело топором и выкинуть его сердце как можно дальше. Три дня сражались юноша и великан. Победил, конечно же, Хаджок, забросивший сердце Руфабго в ущелье, где оно преградило дорогу ручью и окаменело.
Дорога после Сердца Руфабго становится ощутимо сложнее — много скользких камней, узких проходов по отвесным скалам, местами нужно подниматься в гору. Специальной подготовки не требуется, мы видели на маршруте и пожилых людей, но маленький ребёнок здесь уже не пройдет. И если до этого места Максим периодически шёл сам, то после Сердца Руфабго нам уже пришлось посадить его в рюкзак. Одна женщина, шедшая нам навстречу, даже посоветовала нам не ходить дальше, «всё равно с ребенком не дойдёте», но мы прекрасно справились с тропой.
Четвёртый водопад расположен всего в трехстах метрах от Сердца Руфабго. У него есть два названия — Девичья коса и Шнурок. Высота водопада составляет около двадцати метров. Здесь заканчивается более или менее удобная туристическая тропа, и многие туристы, полюбовавшись водопадом и передохнув, разворачиваются и идут в обратную сторону.
Однако, можно пойти и дальше, взобравшись по очень крутой тропинке на двадцать метров вверх. Немного отдохнув у водопада, мы так и поступили. Для этого нам потребовалось перейти речку по выступающим из неё камням, что с Максом на плечах казалось довольно страшноватым. Мы справились с задачей, ни разу не оступившись, и с трудом взобрались наверх — тропинка показалась нам очень непростой.
Оказавшись наверху, мы увидели непроходимый лес и лишь одну тропинку, ведущую в крутую гору. На ней то тут, то там попадались нарисованные красной краской флажки, что свидетельствовало о том, что это официальный маршрут. Однако, спустя пятнадцать минут нам так и не начали открываться красивые виды, а дорога вверх была слишком утомительной, поэтому мы решили вернуться.
Возвращаясь обратно к Шнурку, мы встретили группу ребят, которые рассказали нам, что видели туристов с инструктором, и тот посоветовал им не лезть в гору по красным отметкам, а идти по тропинке вдоль реки. Мы эту тропинку сразу не заметили, а обнаружили уже только на обратном пути и решили, что уже достаточно устали, чтобы пробовать пройти дальше. Нигде больше не задерживаясь, мы очень быстро добрались обратно к проходной и поехали обедать в Даховскую слободу.
После обеда мы сели в машину и поехали в долину аммонитов. Аммониты — вымершие головоногие моллюски, получившие свое название в честь древнеегипетского бога Амона, изображавшегося с рогами барана. Жили они сотни миллионов лет назад, а сейчас сохранились в виде спиралеобразных окаменелостей.
Чтобы попасть в долину аммонитов, следуя из Каменномостского, нужно спуститься по тропинке сразу за
мостом через реку Белую справа от него. Тропинка ныряет под мост и выходит на берег между автомобильным и железнодорожным мостами. Спуск к реке довольно неудобный, но вполне преодолимый даже с ребёнком в рюкзаке.
Аммонит
Честно говоря, оказавшись в долине аммонитов, мы остались весьма разочарованы увиденным, с трудом отыскав лишь пару камней с моллюсками. Все остальные камни представляют собой шары, которые, как утверждают некоторые источники, скрывают спиральки раковин под собой. Но приезжая в это место специально, ждешь, конечно, что здесь будут десятки аммонитов, которые можно увидеть невооруженным глазом, а не воображая, что они, наверное, внутри вот этого камня.
Следующей достопримечательностью, куда мы отправились, стали дольмены,
расположенные на окраине поселка Каменномостский. Тропинка к ним
начинается от частного музея, посвященного дольменам и аммонитам. Кучка аферистов, владеющих музеем, попыталась взять с нас 100 рублей за посещение дольменов — как только мы поставили машину, появилась женщина, с которой у нас состоялся следующий диалог:
— Наша выставка камней и посещение двух дольменов стоит 100 рублей.
— Спасибо, мы не будем посещать музей, а просто прогуляемся к дольменам.
— Сами вы не найдёте дорогу.
— Не беспокойтесь, мы дойдём по карте.
— Вы думаете, вы такие первые? По карте вас тропа проведёт на пилораму, аж вон туда.
— Да вы не переживайте.
— Как это не переживайте? Вы с маленьким ребёнком! Я поэтому и переживаю.
Но увидев наш скептический взгляд, она отмахнулась:
— Да идите куда хотите, раз такие умные.
Как мы и предполагали, оказалось, что идти до дольменов не более пяти минут, а тропинка нигде не разветвляется и никуда не сворачивает. Музей никакого отношения к обустройству тропы или поддержанию дольменов, конечно же, не имеет, но дело Остапа Бендера живёт.
Программу этого дня мы завершили посещением подвесного
моста в Каменномостском. В отличие от моста в Никеле, он не такой длинный и не такой интересный, хотя тоже довольно живописный. Вообще, надо признать, что послеобеденные локации нас совсем не впечатлили, и если вы ограничены во времени, то можно не жалеть, что не успеваете их посетить.
В следующей главе мы расскажем о нашем заключительном и, наверное, самом красивом дне в Адыгее, когда мы прошли по маршруту выходного дня на плато Лаго-Наки.
Координаты достопримечательностей в Адыгее:
Мост в Никеле —
44.178389, 40.152306Смотровая площадка №1 в Гранитном каньоне —
44.1530833, 40.1160278Смотровая площадка №2 в Гранитном каньоне —
44.1627222, 40.1318056Смотровая площадка №3 в Гранитном каньоне —
https://goo.gl/maps/qxL9nHidFVaNfX8E9Каменный мост в Даховской —
44.1637122,40.1406458 Парковка возле водопадов Руфабго —
44.2698611,40.1881111Долина аммонитов —
44.360673, 40.194753Подвесной мост в Каменномостском —
44.2994617, 40.1743995 Тайминг прогулки в парке водопадов Руфабго:
10:10 — вышли на маршрут
12:10 — дошли до водопада Шнурок
12:40 — отправились в сторону водопада Девичьи косы
13:10 — вернулись к водопаду Шнурок
13:45 — вернулись к кассам
Выражаем благодарность нашему приятелю Валерию lvg_64 за полезные советы по посещению Адыгеи!