Нет
Да

Путешествие по Северному Кавказу

Глава 1: Сочи и Дагомыс
Это путешествие мы начали с Краснодарского края: почти месяц мы купались в Чёрном море, поднялись на вершины Красной Поляны и прошли по каньонам заповедника в Хосте. Затем побывали в Адыгее, а оттуда поехали на курорты минеральных вод Ставропольского края и даже сходили к подножию Эльбруса в Кабардино-Балкарии. И всё это с ребенком, которому ещё не было и двух лет!
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
08.08.202119.09.2021
Предыдущая глава
Следующая глава
Когда в 2020-м году мы были в Крыму, то решили, что если на следующий год ситуация с закрытыми границами сохранится, то мы поедем на Кавказ. И вроде бы границы стали потихоньку открывать, но всё было так нестабильно, что мы решили не рисковать и всё-таки поехать в путешествие по России. Сравнив разные регионы Кавказа с точки зрения комфорта, досягаемости и возможности передвигаться там на легковом автомобиле, наличия красивых и разнообразных пейзажей и достопримечательностей, мы остановились на Адыгее. Но, проработав маршрут, мы поняли, что находиться в Адыгее все две недели отпуска нам будет скучно, и поэтому решили захватить ещё и Ставропольский край. Ну а потом я предложила Серёже перед отпуском поехать в Сочи: пусть он там продолжает работать удалённо, а мы с Максимом будем ходить на море. В итоге, у нас получилась поездка длиной в полтора месяца.

Сочи и Дагомыс

Мы долго не могли выбрать жильё в Сочи. Смешно, но одним из самых важных критериев для нас было наличие межкомнатных дверей, чтобы мы с Максом не мешали Серёже работать и он мог спокойно посидеть в тишине. Поэтому отели отпали практически сразу: двухкомнатный номер в Сочи в сезон стоит очень дорого. Тогда мы начали искать квартиры на airbnb.ru. Это был наш первый опыт бронирования через данный сайт, и мы остались не слишком довольны — не самими квартирами, а именно устройством сайта: booking.com в этом плане нам кажется намного удобнее.

Мы понимали, что не хотим жить в Адлере и в соседних с ним районах, поскольку читали, что море там оставляет желать лучшего. Впрочем, и в более отдаленных районах Сочи оно далеко от идеального, но всё же мы решили поискать что-то подальше от порта. Так мы остановили свой выбор на посёлке Дагомыс.

По правде сказать, Дагомыс оказался довольно унылым, гулять в посёлке абсолютно негде, и здесь совсем не чувствуется того курортного духа, который есть, например, в центре Сочи или в Ялте. Набережной, как таковой, нет — лишь небольшая улица длиной менее полукилометра. Зато здесь есть множество палаток с сувенирами и пляжным барахлом, возле которых толпится куча народа, создавая заторы.

Сочи и Дагомыс

Но мы и не планировали много гулять, поскольку утром и вечером ходили на пляж, а днём, в самое пекло, отдыхали дома, пока Максим спал. Серёжа ходил купаться с нами утром до работы и потом присоединялся после шести вечера. Нам понравилось, что пляж в Дагомысе длинный и широкий: хоть народа и много, тесно не было. Впечатление портил только местный бар, в котором иногда очень громко включали какую-то попсу, отказываясь делать потише и мотивируя это тем, что «вы же отдыхать приехали, вот и отдыхайте под музыку».

Уровень местечковой рекламы

А вот что нам очень полюбилось, так это местная ярмарка, возле которой мы как раз и снимали квартиру. Какие там фрукты! А сыры! Огромный выбор и всё намного дешевле, чем в Москве. Мы часто вспоминали, как в прошлом году в Крыму персики стоили так же, как у нас в палатке возле дома, и на вкус были ничем не лучше. В Дагомысе всё по-другому. У нас было настоящее фруктово-сырное раздолье. Виноград, инжир, нектарины — все спелое и недорогое.

Сочи и Дагомыс

В целом, если ехать сюда именно на пляжный отдых, то Дагомыс бы нас, наверное, разочаровал. Но для нас это было скорее сменой обстановки, поскольку Серёжа продолжал работать, а я, как и дома, — проводить время с Максимом, поэтому мы остались удовлетворены. По выходным мы старались ездить по окрестностям и смотреть, чем ещё можно заняться в Сочи летом, кроме, собственно пляжа. О том, что из этого вышло, мы расскажем вам в следующих главах.

В сам Сочи мы ездили дважды. Первый раз в будний день мы поехали в дендрарий. Было пасмурно, периодически шёл дождь и я, отследив по прогнозу погоды, что в ближайшие несколько часов ливней не обещают, решила поехать, потому что на море всё равно был шторм. Это был наш самый ужасный выезд с Максимом! Насколько легко нам обычно путешествовать с сыном, но только не в этот раз. Серёжа довёз нас до нижнего входа в дендрарий и уехал работать дальше, а мы с Максимом пошли в кассу покупать входные билеты. Мой план заключался в том, чтобы подняться наверх на канатной дороге, а затем пешком спуститься вниз.

Но как оказалось, канатная дорога не работала «по техническим причинам». Можно было бы вызвать такси и подъехать к верхнему входу, но я подумала, что, наверное, мы и так справимся. Только мы вошли, как Максим увидел фонтан и никак не хотел от него уходить. Стоило попробовать пойти дальше, как у ребёнка начиналась истерика, что он хочет гулять непременно вокруг этого фонтана и больше нигде. Кое-как переведя его внимание, мне удалось пойти с ним вглубь парка, но через пять минут он увидел следующий фонтан, и началось то же самое. С трудом нам удалось хоть как-то продвинуться дальше от входа.

Сочи и Дагомыс

Оказалось, что дендрарий для прогулок с коляской приспособлен очень слабо — всюду лестницы и никаких пандусов. Постоянно приходится кого-то просить помогать или тащить коляску на руках. Когда мы дошли до виллы Надежда, которая расположена примерно на трети пути вверх, внезапно пошёл сильнейший ливень — такой, как показывают в фильмах. В кино всегда если идет дождь, то льет как из ведра, и вот здесь был точно такой же. Я надела один дождевик на себя, другой на коляску и поняла, что ни сил, ни желания идти дальше у меня больше не осталось. Развернувшись, мы пошли к выходу. Но пока мы шли, я умудрилась заблудиться, потому что ни других туристов, ни табличек или карт на моем пути не было, так что пришлось сделать большой крюк. В общем, с поездкой в дендрарий нам не повезло. Я думала, что мы сможем приехать сюда ещё раз, но так и не сложилось. Хотя я уверена, что если гулять по дендрарию без коляски в хорошую погоду, здесь очень красиво и вполне сравнимо с Никитским ботаническим садом.

Вторая наша поездка в Сочи прошла несравненно лучше первой. Мы поехали все вместе, в выходной день. Вначале мы посетили Дачу Сталина, о которой расскажем в следующей главе, а потом поехали в центр Сочи. Оставив машину на парковке неподалеку от Морского вокзала, мы отправились гулять по городу.

Первым делом мы отправились в порт. Сочинский порт — международный. Круглый год здесь ведется грузопассажирское сообщение с Турцией и Грузией. Порт может принимать круизные лайнеры и паромы, также тут расположены многочисленные яхтенные стоянки для прогулочных судов.

Сочи и Дагомыс

Неподалеку от набережной находится первый православный храм на территории Черноморского округа — собор Архангела Михаила. Закладка церкви состоялась в 1874 году, но по разным обстоятельством строительство затянулось и было завершено лишь через шестнадцать лет. В 1931 году собор был закрыт и переделан под склад, но уже во время Великой Отечественной войны его вновь возвратили верующим. В послевоенный период здание перестраивалось, утратив исходные архитектурные черты, но реставрация 1990-х годов вернула ему первоначальный облик.

Затем мы посмотрели памятник Владимиру Высоцкому. В Сочи Высоцкий бывал часто, этот город ему очень нравился, здесь он часто отдыхал как с друзьями, так и со своей последней женой, Мариной Влади. С конца 1960-х годов они ежегодно отправлялись в круизы, следовавшие из Одессы в Батуми. В числе портов, куда заходили теплоходы во время этих путешествий, был и Сочи. Во время этих круизов Высоцкий писал песни и тут же пел их на концертах перед пассажирами и командой теплохода.

Чуть дальше по той же улице находится дом первого городского врача Сочи, Аркадия Гордона. В 1899 году молодого медика, недавно окончившего Харьковский университет, пригласили сюда на эту должность. Он сделал очень много для борьбы с малярией на черноморском побережье. В 1917 году для него был построен дом, в который Гордон переселился со своей семьёй. Сейчас здесь до сих пор живут его потомки.

Сочи и Дагомыс

Рядом с домом Гордона, в одноименном сквере, стоит Пушкинская библиотека — одна из первых библиотек на побережье Кавказа. Она была создана жителями города в 1899 году, накануне празднования 100-летия со дня рождения поэта. Вначале библиотека размещалась в другом здание, а нынешнее было построено для нее в 1912 году. Сейчас библиотеку посещает около шестидесяти тысяч человек в год.

Ещё один памятник сочинской архитектуры — здание Зимнего театра, построенное в 1937 году. Подобных строений в греческом стиле в Сочи больше нет, поэтому оно смотрится очень необычно для этого города. Театр не обладает собственной труппой, но привлекает исполнителей самых разных направлений. Здесь выступают КВНщики и оперные певцы, играют пьесы и проводят концерты органной музыки — можно найти развлечение на любой вкус.

За зданием Зимнего театра находится небольшой садик, который называется Фитофантазия. Я встречала в отчетах других путешественников, что многие не понимают, как туда попасть, но мы нашли вход сразу. Слева от дороги, со стороны ресторана, находящегося у театра, есть стена, обросшая глицинией. На этой стене есть табличка с названием «Памятник природы Краснодарского края «Уголок Фитофантазия». Вот туда-то вам и нужно.

Сочи и Дагомыс

Создатель Фитофантазии воплотил в жизнь идею создания уголка «вечного цветения» — говорят, что здесь в любое время года можно найти буйно цветущие растения. В небольшом саду собраны больше 350 видов экзотических цветов, деревьев и кустарников, у которых пора цветения наступает в разное время года, так как привезены они из разных климатических поясов обоих полушарий.

Выйдя из сада, мы неожиданно наткнулись на памятник Коню в пальто, попивающему вино из чаши. Многие жители и туристы бросают монеты в чашу Коня, но автор памятника, скульптор Акоп Халафян, постоянно разъясняет: «Конь в пальто вовсе не попрошайничает, он пьет вино за ваше здоровье!»

Множество других интересных скульптур собрано на Площади Искусств возле Художественного музея. Все они созданы скульпторами, проживающими в Сочи. Помимо различных скульптур площадь украшена фонтанами, а вся прилегающая территория покрыта зелеными газонами, пальмами, цветочными клумбами и экзотическими растениями. Во время праздников здесь проводятся массовые гуляния, выступают артисты, творческие коллективы Краснодарского края, а местные художники проводят выставки и продажи своих работ.

Памятник многодетным отцам

Директор Художественного музея, Петр Хрисанов, по образованию сам является скульптором и создал несколько памятников для любимого города. Один из них — скульптура туриста в темных очках, кепке, шортах и вьетнамках, с фотоаппаратом на шее. Сам Хрисанов небезосновательно называет туриста «главным кормильцем города» и рассказывает, что идея поставить памятник Отдыхающему возникла ещё во времена СССР, но воплотили её в жизнь лишь в 2000-е годы.

Напротив памятника есть ещё один небольшой парк, в котором находится особняк под названием Вилла Вера. В конце XIX века этот участок земли был приобретен русским предпринимателем Н. Мамонтовым, и построенный им деревянный дом из сосны стал первой дачей на территории Сочинского Причерноморья. Старый дом был перестроен в итальянском стиле родственниками бизнесмена в 1910 году. После революции особняк и прилегающие к нему территории национализировали. В усадьбе располагался санаторий, затем Дворец пионеров и школьников, а сейчас здесь находится Сочинский городской центр внешкольной работы.

Сочи и Дагомыс

От Виллы мы прошли на площадь Флага, где посмотрели памятник сочинскому учителю, посвященный Марии Быковой — женщине, в XIX столетии на собственные средства открывшей первую школу на территории села Волковка в Лазаревском районе Сочи. Автором проекта памятника также стал Петр Хирсанов.

На этом необычные скульптуры Сочи не заканчиваются. Например, здесь есть памятник Счастливчику, прототипом которого стал Андрей Григорьев-Апполонов, солист группы «Иванушки International», который родился и вырос в Сочи. Нам идея установки памятника при жизни, тем более певцу одной из многочисленных поп-групп, кажется несколько странной. Тем не менее, музыканты из «Иванушек» пришли на его открытие, исполнили свои хиты, пообщались с поклонниками, сфотографировались и раздали автографы.

Закончив осмотр центральной части города, мы пообедали в хинкальной Лалеби. Смело её рекомендуем, нам очень понравилась и еда, и обслуживание. А подкрепившись, мы поехали смотреть заброшенный санаторий имени С. Орджоникидзе.

История санатория началась в 1930-х годах. По легенде, Сталин, побывав в Италии и посетив там дворцы эпохи Возрождения и Ренессанса, впечатлился и сказал, что в СССР в таких дворцах должны жить трудящиеся. Так в 1937 году шикарный санаторий уже принял первых советских рабочих — шахтеров угольной промышленности. Говорят, что и дальше много лет лечиться и отдыхать сюда приезжали трудящиеся из действительно простых семей.

Сочи и Дагомыс

Санаторий закрылся в 2010 году, якобы на реконструкцию, но прошло вот уже больше десяти лет, а никакие работы здесь так и не начались. Перед Олимпиадой его хотели переделать в пятизвездочный отель, но из-за того что здание признано памятником архитектуры, требовалось полностью сохранить его внешний вид, что влекло за собой огромные дополнительные затраты.

Не так давно территорию закрыли для массовых посещений с формулировкой «закрыто на подготовку к реконструкции». Что означают эти слова — пояснить никто не может. На всех воротах висят замки, а территория огорожена красной лентой, на которой написано не что иное как «Осторожно, кабель».

Охранники гоняют посетителей, давая лишь одно объяснение своим действиям: «Мой начальник так сказал». Почему, на каком основании? Повстречавшись с одним таким сотрудником, мы попробовали уговорить его пропустить нас, но он был непреклонен, а чтобы отделаться от навязчивых посетителей, позвонил своему руководителю и сказал: «Тут ребята хотят пройти, угрожают мне, ксивами машут». Хотя мы, семья с полуторагодовалым ребенком, ничем ему не угрожали, а «ксив» у нас и подавно нет.

Сочи и Дагомыс

Нам стало так обидно, что мы решили не сдаваться. Обошли санаторий с другой стороны, перелезли через невысокий забор и заросшими тропками пробрались к главному зданию. Здесь было ещё несколько таких же, как мы, туристов. Вначале всё шло неплохо, но затем появились охранники с громкоговорителями: «Покиньте территорию санатория. Находиться здесь запрещено и опасно!» Кем запрещено? Мы так и не узнали ответ на этот вопрос. Надеемся, что реставрация этого комплекса действительно начнется и что профессионалам удастся сохранить его красоту. Иначе непонятно, зачем закрывать такое интересное место для посещения туристов.

На этой ноте мы завершаем наш рассказ о Сочи (карту достопримечательностей можно посмотреть здесь). Мы очень рады, что, наконец, там побывали и смогли сформировать собственное представление о главном российском курорте. В следующих главах мы поговорим о вариантах непляжного отдыха в Краснодарском крае, а затем расскажем о том, как прошел наш отпуск в Адыгее и Ставропольском крае.

О том, как добираться на машине на Чёрное море из Москвы, мы уже рассказывали в главах про Крым. Пожалуй, никакой новой информации тут не добавить: поездка на побережье Кавказа мало чем отличается от маршрута на полуостров. Но всё же один совет я могу дать: миновав неизбежную пробку на перевале в поселке Джубга, стоит свернуть прямо к морю в неприметный кемпинг и провести там час-другой на пустынном пляже перед тем как двигаться дальше.