Утром мы отправились в Петропавловскую крепость, приобретя на месте общий билет, в который входит посещение шести музеев и обзорная экскурсия. В очереди за билетом пришлось стоять полчаса: здесь всего две кассы, при этом ни автоматов, ни возможности совершить покупку через интернет нет. Для нас это странно, ведь Петропавловская крепость — один из самых посещаемых объектов Санкт-Петербурга.
Нам повезло, и экскурсия началась всего через пять минут после того, как мы приобрели билеты. Мы думали, что нас быстренько проведут по территории крепости, но неожиданно оказалось, что это полноценная двухчасовая экскурсия с заходом в Петропавловский собор и Трубецкой бастион. Учитывая, что билет стоил всего 750 рублей, мы сошлись во мнении, что это тот случай-исключение, когда можно было бы взять и больше денег за посещение, и мы все равно остались бы довольны.
Экскурсоводом был молодой парень, студент или свежеиспеченный выпускник исторического факультета, но рассказывал он очень интересно. Настолько, что после посещения Трубецкого бастиона я подумала, что мне срочно нужно узнать больше о его узниках. Вообще, в поездках я всегда читаю произведения, действия которых происходит в тех городах и странах, куда мы едем. В этот раз я решила, что нужно восполнить пробелы в русской классике и выбрала два произведения Достоевского, действия которых происходят в Петербурге: "Бедные люди" и "Белые ночи". Первое мне настолько не понравилось, что я с трудом его дочитала и не стала браться за второе, а нашла вместо этого «Записки революционера» П.А. Кропоткина. Сказать, что меня захватило, — это ничего не сказать! Здесь тебе и встречи с Александром II, и рассказы о жизни в Сибири, и первые тайные общества с их пропагандой и заговорами, и, конечно, рассказы о тюремной жизни в Петропавловской крепости. Кропоткин описывает все события изнутри, так как был непосредственным свидетелем или участником многих исторических событий. И отзывается о внутренней политике тех лет весьма нелестно. И знаете, что самое интересное? Ничего не поменялось. Читала и узнавала свою страну.
Что нам не понравилось во время экскурсии — это огромные толпы туристов в Петропавловском соборе. Особенно много было иностранцев, причем, как ни странно, не только китайцев, но и гостей из самых разных стран. В соборе было не протолкнуться. Услышать, что говорит экскурсовод, получалось только находясь в непосредственной близости от него. Где тут проникнуться атмосферой самого старого собора северной столицы и прочувствовать историческую значимость этого места.
По окончании экскурсии мы зашли в музей космонавтики и ракетной техники. В 1930-х годах в этом же здании размещалась газодинамическая лаборатория, занимавшаяся разработкой ракетных двигателей. В музее можно посмотреть реконструкции рабочих кабинетов конструкторов и мастерских, документы и фотографии, связанные с деятельностью лаборатории. На экспозиции мы увидели макеты первого искусственного спутника, космического корабля «Восток» и МКС, спускаемый аппарат «Союза-16», побывавший в космосе и вернувшийся на Землю в 1974 году. Я бы сходила сюда с экскурсией, потому что многое мне было не очень понятно. А Серёже, наоборот, было всё понятно и от этого не очень интересно: когда он учился на специалиста по ракетостроению, им это всё показывали и объясняли гораздо подробнее, чем таблички возле экспонатов.
Выйдя из Петропавловской крепости, мы отправились на Васильевский остров. Я вычитала, что во дворе одного из домов есть загадочная башня, которая имеет несколько названий — Башня грифонов, Цифровая башня, Башня Одинокого Оптимиста, и никто не знает предназначения этого странного сооружения. Однако, сколько мы ни искали, никакой башни найти не смогли. Видимо, информация о ее местонахождении в интернете без проверки копируется из одного источника в другой, потому что вот что мы увидели на воротах дома:
Википедия утверждает, что башня всё же существует, просто местные жители делают всё, чтобы к ней никого не подпускать
Погуляв по острову, мы подошли к метро Василеостровская и увидели памятник конке — небольшому вагону, который по рельсам катила пара лошадей, управляемая кучером. Конка стала промежуточным транспортным звеном между лошадиной упряжкой и трамваем, появившимся в Петербурге в 1907 году. Столичный «конкопарк» составлял 3500 лошадей, которые обслуживали 26 городских маршрутов, где использовалось два типа вагонов — одно- и двухэтажные.
На следующее утро мы отправились на набережную Мойки, чтобы посмотреть на жилой дом под номером 40. С виду не очень отличающийся от остальных зданий, этот дом имеет интересную историю. С 1770-х годов в нем располагалась гостиница французского коммерсанта Ф. Демута, в которой останавливались, а нередко и подолгу жили Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Сперанский, Тютчев, Репин и многие другие известные личности.
На пересечении набережных Мойки и Зимней канавки стоит маленький зелёный домик, построенный в конце XVIII века. Он довольно неприметный с виду, но когда-то здесь жил государственный и военный деятель, граф А. Аракчеев, положивший начало «аракчеевщине» — символу деспотизма и грубого произвола.
Погуляв по Дворцовой площади, мы пошли к Мариинскому дворцу. Он находится чуть в стороне от Невского проспекта, и не все туристы сюда доходят. Мы, например, не увидели возле дворца ни одной туристической группы, хотя, на наш взгляд, здание заслуживает внимания. Своё название дворец получил по имени дочери Николая I, великой княжны Марии Николаевны. Император приказал построить его в качестве подарка к свадьбе дочери. Дворец был готов к концу 1844 года, и сразу по завершении строительства его открыли для публичного посещения на один день, что являлось само по себе необычным событием для того времени. Мария Николаевна с мужем поселилась во дворце годом позже и прожила здесь всю свою жизнь. Сейчас в Мариинском дворце работает Законодательное собрание города Санкт-Петербурга.
Прогуливаясь дальше по набережной Мойки, мы увидели дом-усадьбу М. Ломоносова. Ученый жил и работал здесь с 1757 по 1765 год. Семья Ломоносовых ещё некоторое время владела домом после смерти ученого, а в 1820 году особняк продали Почтовому ведомству. В настоящее время в доме располагается Управление Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Напротив усадьбы расположен Юсуповский дворец. Внешне он не представляет особенного интереса, но его интерьеры поражают великолепием. Очень советуем сходить на обзорную экскурсию, если вы там ещё не бывали.
Дворец был построен в 1760-х годах для графа Шувалова. Впоследствии здание ещё несколько раз перестраивалось. С 1830 по 1917 год владельцами дворца и усадьбы были пять поколений дворянского рода князей Юсуповых, предки которых происходили из Багдадского халифата. Одна из наиболее ярких представительниц этого рода — Сююмбике, царица Казанского ханства. Когда мы были в
Казани, видели её башню, с которой связано множество легенд.
Дворец вошёл в историю и как место убийства Григория Распутина – крестьянина, ставшего духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова, последнего владельца дворца из рода Юсуповых. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция, но мы её, к сожалению, не посетили, так как она не входила в обзорную экскурсию.
Во времена Юсуповых дворец буквально ломился от сокровищ. На званые вечера собиралось до двух тысяч человек, и на всех хватало французского фарфора и столового серебра. Все комнаты были украшены различными драгоценностями: табакерками с эмалью и золотом, усыпанными драгоценными камнями шкатулками, аметистовыми, топазовыми, нефритовыми в золотой оправе пепельницами. По углам стояли изящные статуэтки: Венера из цельного сапфира, рубиновый Будда и бронзовый негр с корзиной бриллиантов. Стены украшали огромные полотна Рембрандта и других великих художников.
В подвальных помещениях находились погреба с винами лучших марок, кладовые с коробами фамильного серебра и драгоценных сервизов для званых вечеров, хранилища скульптур и полотен, не нашедших место в картинных галереях и залах. Интересно, что, нагрянув во дворец сразу после совершившейся революции, большевики вначале ничего не нашли. Коллекции обнаружились лишь спустя несколько лет. Грабеж тайников, найденных в подвалах на Мойке, продолжался пять дней. Там нашли сотни картин самых знаменитых мировых мастеров, золотой обеденный сервиз на 120 персон, десятки сундуков серебра, бесценную коллекцию музыкальных инструментов и более ста исторически значимых рукописей, включая письма Пушкина, Наполеона, Шиллера.
В 1919 году был подписан декрет об объявлении дворца национальной собственностью, и здание превратилось в музей дворянского быта, где экспонировалась знаменитая коллекция его последних владельцев. В 1925 году дворец был передан в ведение Союза работников просвещения, и на долгие годы он стал центром профессионального общения и творческого досуга. Во время Великой Отечественной войны особняк переоборудовали в госпиталь, и он сильно пострадал от пожаров и прямых попаданий бомб и снарядов. Сложные работы по восстановлению его интерьеров начались сразу после войны и длились почти десять лет.
Юсуповский дворец привел нас в полный восторг, он ничем не уступает тем императорским резиденциям, которые мы посмотрели в начале поездки по Ленинградской области. Думаю, в будущем мы с удовольствием посетим его ещё раз, чтобы посмотреть экспозицию, посвященную Григорию Распутину.
Выйдя из дворца, мы посмотрели Мариинский театр, построенный в 1859 году. В отличие от дворца, театр был назван Мариинским в честь другой женщины — супруги Александра II, императрицы Марии Александровны. Ходят слухи, что в конце 1970-х годов в Мариинке ставили спектакль «Дон Кихот», в котором играли настоящие животные — конь и осёл. Однажды конь Дон Кихота заболел, и ему срочно нашли замену. Однако ослик в какой-то момент сообразил, что испытывает к своей партнёрше по сцене страсть и взгромоздился на лошадь на глазах шокированной публики. Спектакль тогда пришлось отменить.
Вернувшись на набережную Мойки, мы увидели Поцелуев мост, названный так потому, что он ведёт к воротам Гвардейского Флотского экипажа, и на этом месте моряки прощались со своими возлюбленными. Также есть версия, что здесь прощались с родными арестанты перед заточением в тюрьму, которая находилась неподалеку. Сейчас Поцелуев мост популярен среди молодоженов. Помимо того, что с него открывается красивый вид на Исаакиевский собор, существует традиция, что в день свадьбы нужно пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём, чтобы семейная жизнь была долгой и счастливой, начать поцелуй нужно на одном берегу реки Мойки, а закончить на другом.
В конце дня мы отправились на искусственный остров, на котором располагается памятник промышленной архитектуры — ансамбль «Новая Голландия». До сих пор точно неизвестно, откуда взялось такое название. Из всех версий мне больше всего нравится та, которая приписывает авторство Петру Первому — якобы, окружающая местность напоминала ему Голландию.
Огромное сооружение, напоминающее крепость, появилось здесь в третьей четверти XVIII века и вначале имело исключительно утилитарное назначение — в нём находились склады для сушки и хранения корабельного леса. В 1820 году на острове построили здание морской тюрьмы, которую из-за своеобразной формы называли «арестантской башней» и «бутылкой». Позже рядом возвели кузницу. В 1893 году вырыли большой водоем, в котором испытывали практически все модели российских кораблей и подводных лодок. Все эти сооружения сохранились и по сей день.
В советское время островной комплекс был закрытой зоной, поскольку на его территории располагались склады Балтийского флота. Военные использовали остров до начала нынешнего столетия, и лишь в 2006 году началась его реконструкция и преобразование в культурный центр. Однако экономический кризис не дал реализовать грандиозные планы. Работы по реконструкции были остановлены.
В 2010 году состоялся новый конкурс для инвесторов, который выиграла компания Р. Абрамовича. Согласно её концепции, Новая Голландия должна стать «городом в городе». На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений и научных лабораторий. В 2018 году архитектурный комплекс получил награду за сохранение и уход за старинными зданиями и памятниками.
В конце дня мы посмотрели комплекс бывшего дворца великого князя Алексея Александровича, возведенный в 1880-х годах. После революции дворец национализировали, и до Великой Отечественной войны в нём располагались различные государственные учреждения. Во время войны здание использовалось в качестве склада, после в нем разместился Дом пионеров, а с середины XX века — трест «Ленинградоргстрой». В 2005 году дворец был передан Петербургскому дому музыки, и теперь, после капитальной реставрации, в нём проводят концерты классической музыки. Говорят, интерьеры бывшего дворца очень красивы, но у нас уже не оставалось ни сил, ни времени на его посещение.
По пути к метро мы увидели большую хоральную синагогу, построенную в конце XIX века в мавританском стиле. Интересно, что эта синагога, про которую мы ничего не знали до поездки, попала в число основных экскурсионных объектов на Олимпиаде 1980-го года, благодаря чему за два года до проведения Олимпийских игр её отреставрировали.
Последней достопримечательностью, которую мы посмотрели в Санкт-Петербурге, стал Египетский мост, построенный в 1826 году. Все элементы конструкции, включая решётку моста, были богато декорированы в модном тогда «египетском стиле», благодаря чему мост и получил своё название. До наших дней из первоначального декора дошли лишь скульптуры сфинксов, установленные на въездах на мост. Египетский мост благополучно простоял почти 80 лет, но в 1905 году случилось непредвиденное. Во время прохождения по мосту конно-гренадерского полка, мост рухнул в Фонтанку. Жертвами катастрофы стали три лошади. В 1956 году Египетский мост был возведён в своём изначальном облике заново.
Мы остались очень довольны нашими прогулками по Санкт-Петербургу, успев посмотреть как самые популярные достопримечательности, так и менее известные, но очень интересные места. Главным открытием для нас стал, конечно, Юсуповский дворец. Когда мы в следующий раз окажемся в Петербурге, обязательно посетим ещё какой-нибудь особняк, который раньше обходили стороной.