На следующий день после великого похода на Галлхёпигген мы планировали выехать из кемпинга рано утром: хотели успеть проехать по Снежной дороге (Snøveien), заехать на смотровую площадку Aurland и до 17:00 успеть в ставкирку в городке Hopperstad, потому что по вечерам они закрыты. Но поутру поняли, что вчера так устали, что вставать рано не хотелось.
Именно такая замечательная картина открылась мне утром, едва я расстегнул тент палатки. Над фьордом не было ни облачка, светило яркое солнце и зеленая трава радовала взгляд. Ну а самое главное — никто из нас не заболел после вчерашнего восхождения на пик Норвегии в мокрых штанах и ботинках. Все это создавало умиротворяющую картину и потому не хотелось никуда торопиться.После похода у всех сгорели лица, а мокрая одежда не просохла. Благо утром светило солнце, и во время завтрака мы смогли развесить мокрые вещи на машине. Пока мы завтракали и собирались, почти все вещи досохли, за исключением обуви, поэтому вечером пришлось брать в кемпинге электричество, чтобы воспользоваться электросушками.
Из кемпинга Viki Fjordcamping, в котором мы провели три ночи, мы выехали только в 10 утра. Позднее мы поняли, что могли бы и успеть в ставкирку даже с учетом позднего выезда, если бы поехали на пароме. Но так как в то утро мы решили, что все равно не успеваем, а паром стоит денег, решили сэкономить и поехали в объезд, через город Øvre Årdal. Сэкономить не получилось — внезапно оказалось, что дорога
Tindevegen платная: 8 евро. Причем это не было отмечено ни на картах Гугла, ни в навигаторе. Просто посреди дороги на самой высокой точке перевала вдруг появился шлагбаум, и довольный мужичок соглашался открыть его, только получив плату. Мы немного расстроились — легче было бы все-таки поехать на пароме, чтобы не делать крюк. По стоимости вышло бы так же, с учетом бензина.
По дороге мы снова встретили много баранов. Они очень пугливые. Машин они не боятся, и людей, пока те не выйдут из машины, тоже. Открываешь окно, они и не думают уходить. Сережа протянул из окна руку, один баран подошел, понюхал и даже лизнул. Но стоит только выйти из машины, они сразу разбегаются. Один так испугался, что, пока бежал, даже подпрыгнул почти на высоту собственного роста. Было удивительно и очень смешно — мы до этого никогда не видели прыгающих баранов.
Снежная дорога
начинается рядом с населенным пунктом Lærdalsøyri. Эта горная дорога была открыта в 1967 году, ее протяженность составляет 47 км, а самая высокая точка возвышается над уровнем моря на 1306 метров. Дорога закрыта зимой, а снег лежит на горе и в течение всего лета, поэтому дорога называется Снежной.
Раньше этот горный перевал был единственной дорогой, которая связывала Осло и Берген — крупнейшие города Норвегии. Теперь внутри горы проложен самый длинный автомобильный тоннель в мире, поэтому сейчас можно перебраться сквозь гору и зимой. Длина тоннеля составляет 24,5 км.
Если честно, меня Снежная дорога не впечатлила. Я думала, что нас ждет несколько километров дороги, прорубленной в снегу, как видела на фотографиях. На деле же оказалось, что мы проехали несколько разрозненных снежных участков протяженностью по несколько метров, причем высокий снег был только с одной стороны.
Во время пути по Снежной дороге можно съехать на разные смотровые площадки — посмотреть на горные озера и водопады.
Также встречаются различные инсталляции. Например, арт-работа Марка Диона —
“Берлога”. "Берлога" — это искусственная пещера, в которой медведь лежит на кровати из предметов, найденных в магазинах подержанных товаров, представляющих собой историю культуры, с артефактами периода викингов внизу и элементами нашего времени наверху.
Картина очень контрастирует с окружающими пещеру видами гор и фьордов. Марк Дион обращает наше внимание на отношения между человеком и природой и заставляет задумать о том, кто победит.
На съезде со Снежной дороги есть большая
смотровая площадка Aurland, сконструированная совсем недавно, в 2006 году. Обычно ее включают во всевозможные списки “лучших смотровых площадок мира” благодаря тому, что площадка выполнена в виде трамплина среди лесистых склонов на высоте 640 метров. Архитекторы назвали свой проект "640 м над Аурландом и 20120 км от Токио", подразумевая уникальность и ценность этого места.
Виды с площадки действительно захватывающие, а народу не так уж много. Некоторые туристы, даже несмотря на стеклянный барьер в конце “трамплина”, боятся подходить к краю.
Посетив площадку, мы отправились в Хопперштад (Хопперстад), потому что все-таки хотели посмотреть ставкирку хотя бы снаружи. Нас сопровождали потрясающие виды.
Внезапно мы обнаружили указатель на еще одну ставкирку, располагавшуюся в 6 километрах в стороне от маршрута. Мы решили заехать, так как все равно уже никуда не спешили. Рядом со ставкиркой — небольшой черешневый садик, деревья там просто облеплены поспевшей черешней. Черешня охраняется: сад обнесен забором, а по нему гуляет большой бородатый дядя с собакой.
Церковь
Undredal Kyrkje, в которую мы заехали, названа в честь деревни, в которой она расположена. Табличка гласит, что она была построена в 1147 году, но, естественно, многократно реконструировалась. Церковь совсем маленькая — всего 12 на 4 метра, она рассчитана всего на 40 человек, что делает ее самой маленькой действующей ставкиркой Скандинавии. В 1913 году церковь хотели демонтировать и перенести ее в музей, однако этого так и не произошло.
Погуляв немного вокруг церкви, мы отправились дальше и стали искать место для обеда. Мы долго не могли его найти и в итоге расположились за столиками в зоне отдыха при одной из заправок в городке Gudvangen. В этот день мы почему-то обсуждали, что в Норвегии не видели машин с российскими номерами. А позже Сережа задался вопросом — бывают ли в Норвегии кабриолеты, с такой-то погодой и средней температурой. И вот, приехав на заправку, мы увидели сразу две машины с российскими номерами, одна из которых была кабриолетом!
Пока готовился обед, мы выяснили, что стоим рядом с причалом парома, и в качестве небольшой музейной экспозиции
здесь выставлены древний корабль викингов и их хижины. Более подробно о них, к сожалению, информацию найти не смогли. Насколько мы поняли, эта площадка используется для проведения исторических реконструкций и других увесилительных мероприятий с историческим уклоном.
Кстати, неподалеку от этого места есть проверенный в 2013 году кемпинг с комфортными домиками — Gudvangen Camping.До ставкирки мы добрались без приключений к 17:30. Как и ожидали, она оказалась закрыта, так как работает до пяти. Но по территории погулять можно бесплатно, ворота не закрываются, а так вход внутрь стоит около 7 евро.
В настоящее время ставкирка в Хопперстад принадлежит Обществу по сохранению памятников древней Норвегии. Общепринятое мнение заключается в том, что старая церковь была построена не позднее 1130 года, и что нынешнее ее здание стоит на своем первоначальном месте. Точно оценить возраст церкви не удалось — в 1997 году была собрана серия образцов для дендрохронологического датирования церкви. В общей сложности, семь образцов дали оценку для строительства в разбросе от 1034 до 1116 года, и не привели к определенному выводу. Очевидно одно — это одна из старейших сохранившихся церквей.
Обратите внимание на драконов, которые расположены на коньках крыш. Сочетание языческих и христианских символов в украшении церкви связано с тем, что первые ставкирки в Норвегии строили вчерашние язычники, сочетавшие древние традиции с новой религией.В 18 веке церковь оказалась заброшена и находилась в плачевном состоянии на протяжении многих лет, пока Общество сохранения памятников древней Норвегии не купило здание в 1880 году и не реконструировало его, довольно сильно поменяв первоначальный облик здания. Ставкирку удлинили, добавили новый вестибюль с собственным входом и колокольню.
Немного жаль, конечно, что мы не побывали внутри, потому что, судя по фотографиям, древний алтарь и иконостас стоят того, чтобы на них взглянуть.
К 7 вечера мы приехали в кемпинг
Tvinde Camping, расположенный прямо у одноименного водопада. Первый раз нам пришлось ставить палатку под проливным ливнем — это, прямо скажем, то еще удовольствие. Леша с Настей ужинать не стали. Погода была такая, что клонило в сон без всякого ужина, да еще накладывалась вчерашняя усталость от похода в горы. Мы с Сережей тоже только попили чай и завалились спать.
Недалеко от уже упомянутого городка Lærdalsøyri, где начинается Снежная дорога, есть деревня Borgund (Боргунн, Боргунд), в которой находится еще одна интересная ставкирка. Боргуннская cтавкирка лишь на несколько десятков лет младше церкви в Хопперштаде и имеет чуть более "сказочный" облик. Рядом с церковью организован небольшой музей, рассказывающий об истории ставкирки. В музее выставлены некоторые оригинальные части церкви (например, драконы), которые были заменены репликами при реставрации. По пути к ставкирке стоит проехать по кусочку исторической дороги вместо современного тоннеля.