Будучи в Санкт-Петербурге, мы не могли не посетить один из самых известных его пригородов — Петергоф. Мы уверены, что, как и про северную столицу, про Петергоф написано несметное количество туристических отчетов, где подробно пересказаны слова экскурсоводов и страницы путеводителей, поэтому решили не писать ещё одну такую же главу. Однако, когда мы были в Петергофе, то увидели множество плакатов, рассказывающих о восстановлении этого дворцово-паркового ансамбля после Великой Отечественной войны. Меня настолько заинтересовала эта тема, что я решила вместо классического отчета рассказать о том, как пережила военное время бывшая императорская резиденция.
Все исторические фотографии, которые я использовала, относятся к 1944 году и были взяты с сайта
pastvu.com.
Уже спустя два дня после объявления войны, 24 июня 1941 года, вышло распоряжение о закрытии дворцов-музеев Ленинградской области и переводе их на военное положение. В Петергофе сразу же начались работы по отбору и упаковке музейных ценностей, подлежащих эвакуации. Предметы заворачивали в бумагу или полотно, а особенно хрупкие вещи — дополнительно в вату или войлок, после чего их помещали каждый в отдельную коробку. На коробке наносился шифр предмета, а в описях отмечалось, в какой ящик предмет был уложен. Спустя всего неделю из музейного комплекса отправился первый поезд в Нижний Новгород с почти 1700 самыми ценными экспонатами его коллекции.
Сложнее обстояло дело со статуями, вывезти их было тяжело, и поэтому решили спрятать их здесь же, в земле. Для захоронения каждой статуи были вырыты ямы, дно и стены которых покрыли утрамбованной глиной, чтобы ограничить приток в яму воды. Затем на дно ямы насыпали толстый слой сухого песка, на который устанавливали ящик со скульптурой. Каждый ящик готовили отдельно, так, чтобы статуя могла устойчиво лежать в нём, но чтобы при этом вокруг неё оставалось достаточное воздушное пространство. Заколоченный ящик сверху и с боков засыпали песком, поверх которого настилали и утрамбовывали слой глины, и лишь после этого яму засыпали землей, покрывали дёрном и засевали.
Эвакуация ценностей из Петергофа продолжалась до 22 сентября 1941 года. К сожалению, вывезти и спрятать успели далеко не всё: из-за быстрого приближения линии фронта сотрудникам музея пришлось оставить дворец. На следующий же день после отъезда работников фашисты захватили практически всю территорию парка, и начался длительный, более чем двухлетний, период вражеской оккупации Петергофа.
Немцы, занявшие Петергоф, превратили его в особо укрепленный пункт. На третий день после оккупации города все жители были выселены из Петергофа — потому и не осталось свидетелей того, как разрушали город и памятники архитектуры, нет никакой информации об украденных музейных экспонатах. Известно только, что Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в церковный флигель в день захвата Петергофа, и что оккупанты запретили тушить пожар под страхом расстрела. Рассказывали, что дворец горел три дня, и когда жителей угоняли из города, зарево над ним все ещё виднелось.
Победное наступление советских войск началось 14 января 1944 года. Через пять дней город удалось освободить от захватчиков. В то время немецкое слово «Петергоф» на фоне разрушений, причиненных фашистами, воспринималось очень тяжело, поэтому почти сразу после освобождения город переименовали в Петродворец, и более пятидесяти лет он носил это имя.
Страшная картина разрушений предстала перед глазами первых музейных сотрудников, пришедших в Петергоф сразу же после его освобождения в конце января 1944 года. Разрушенная ограда, внутри засыпанные снегом обломки, огромный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. Большой дворец производил впечатление древних развалин. Средняя его часть оказалась совершенно разрушена, боковые сохранились, но внутри не было ни потолков, ни перекрытий.
Нижний парк оказался опутан проводами, каскад был захламлен, исчезли статуи, которые до оккупации не успели спрятать. По парку сотрудникам пришлось пробираться узкими тропинками, встречая на своем пути всё новые и новые руины: разбитые в куски мраморные колонны Львиного каскада, полуразрушенную Золотую гору со ступенями, лишенными золотой обшивки, обгорелые остатки дворца Марли и, наконец, Эрмитаж, где не осталось подъёмного стола с затейливым механизмом: вместо этого в доме стояло орудие, дуло которого высовывалось из пробитой стены верхнего зала.
Были уничтожены все сооружения Английского парка, разрушены дворцы и павильоны всех пейзажных парков, созданных в XIX веке. За время войны Петергоф потерял больше раритетов, чем какой-либо другой музей-заповедник в пригородах Ленинграда, и до сих пор удалось разыскать лишь малую часть принадлежавших ему когда-то предметов. Из утраченных 47000 музейных экспонатов было найдено лишь несколько сотен.
Известно, что статуя Самсона и некоторые другие бронзовые фигуры Большого каскада стояли на своих местах практически до конца 1942 года — об этом можно судить по сохранившимся фотографиям немецкого военного корреспондента. Однако вернувшися после освобождения Петергофа сотрудники музея их уже не застали. Скорее всего, фашисты отдали статуи на переплавку. Во всех оккупированных областях, а также на территории самой Германии тогда активно собирали цветные металлы, поскольку существовал дефицит сырья для военной промышленности.
Но даже когда город уже был освобожден от врагов, его разрушение продолжалось. Перед своим отступлением немцы заминировали территорию, и при разминировании то и дело происходили взрывы, в результате которых появлялись всё новые жертвы не только среди людей, но и среди уцелевших памятников архитектуры.
Работы по разминированию и расчистке территории Нижнего и Верхнего парков, а также парка Александрия начались практически сразу после освобождения Петергофа. Вскрывали захоронения скульптур, сделанные в начале войны, возвращали увезённые в эвакуацию ценности. Эти работы продолжались вплоть до весны 1945 года, когда парки засадили молодыми деревьями и установили отреставрированные статуи.
Спустя всего месяц после окончания войны, 17 июня 1945 года, Нижний парк уже был открыт для посещения, но вначале это, конечно, был не воссозданный полностью ансамбль в его первозданном виде. Речь шла только о том, чтобы трудящиеся Ленинграда могли просто посещать эту территорию для отдыха. Однако уже на следующий год началось восстановление петергофской водоподводящей системы, чтобы появилась возможность включить фонтаны.
Эта фотография была сделана в 1945 году — можно заметить восстановленные скульптуры
по обеим сторонам фонтана
Затем, к лету 1950-го года, полностью восстановили все фонтанные скульптуры Большого каскада. А к концу 1950-х годов отремонтировали все 126 фонтанов Нижнего парка, включая и статуи. Оставался только Львиный каскад, который был отреставрирован лишь в 2000 году. Что касается дворцов, то первым был реконструирован петергофский Эрмитаж — он заработал в 1952 году. А Большой дворец открылся только в 1964 году, и то не весь, а только первые четыре музейных интерьера. После этого постепенно вводили в строй всё новые залы, последний из которых стал доступен широкой публике в 2011 году.
На сегодняшний день в Петергофе остается только одно невосстановленное здание — это четырёхэтажный дворец Нижняя дача, который располагался на берегу Финского залива, в северо-восточном углу парка Александрия. Его планируют воссоздать, но не в первоначальном виде — дворец хоть и назывался императорским, на самом деле был очень небольшим, со скромными помещениями и узкими проходами, что исключало бы всякую экскурсионную деятельность, да и для офисных помещений было бы неудобно. Планируется, что в восстановленном здании на верхнем этаже сделают реконструкцию кабинета Николая II, а внизу разместят конференц-зал, лабораторию и библиотеку.
Сегодня Петергоф — один из самых красивых дворцово-парковых комплексов мира. Надеемся, что после нашего рассказа вам захочется туда вернуться и посмотреть на него другими глазами. А если вы в Петергофе ещё не бывали, то обязательно съездите! Обещаем вам, что его красоты вас не разочаруют.