Нет
Да

Прогулки по императорским паркам

Глава 6: Кронштадт
Мы уже давно собирались прокатиться по пригородам Санкт-Петербурга, но каждый раз откладывали эту идею на потом. И вот, когда Таня забеременела, мы решили, что размеренное и не очень дальнее путешествие с прогулками по живописным паркам — как раз то, что нам сейчас нужно.
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
03.08.201916.08.2019
Один из самых интересных дней поездки мы провели, изучая Кронштадт и расположенные рядом с ним форты. Недели за три до нашего путешествия Серёжа нашёл сайт kronfort.pro и забронировал там экскурсию по фортам на кораблике. Бронировать нужно обязательно заранее, но за какое именно время — сказать сложно. Например, трое ребят, сидевшие перед нами, заказали экскурсию с вечера. Им почему-то было очень важно узнать, когда и по какой цене забронировали мы, — видимо, думали, что им заломили цену. Кроме этих ребят и нас, была ещё семья с двумя детьми, то есть всего девять человек — довольно комфортно.

Экскурсия длилась около трёх часов и, помимо, собственно, демонстрации и рассказа о фортах и маяках, включала в себя горячий чай с печеньем. Мы рассчитывали попить его в середине пути, когда замерзнём и проголодаемся (погода была пасмурной и дождливой), но все накинулись на угощения ещё до отплытия корабля. Дети вообще поглощали печенье непрерывно, и в итоге нам ничего не досталось.

Кронштадт



Наконец, мы тронулись в путь и через несколько минут причалили к форту «Император Александр I». Этот форт, называемый также «Чумным», был построен в 1845 году и стал уникальным для своего времени сооружением как по фортификационным качествам, так и по мощи артиллерийского вооружения. Внешне «Александр» очень напоминает известный французский форт «Боярд». Французский аналог младше русской крепости на двадцать один год, хотя его строительство началось за несколько десятилетий до «Александра», выросшего в море буквально на глазах всего за девять лет.

Кронштадт



В 1899 году в крепости открыли Особую лабораторию, занимавшуюся изготовлением противочумной сыворотки. Форт реорганизовали, завезли сюда подопытных лошадей, а для связи с внешним миром учёным форта выделили маленький пароход под названием «Микроб». Зимой же сообщение происходило на санях. С 1905 года деятельность лаборатории расширилась: помимо чумы, здесь стали изучать холеру, сап, дизентерию и тиф, развернув приготовление сывороток и от этих болезней.

Кронштадт


Кронштадт



В годы Гражданской войны и иностранной интервенции форт «Александр» вновь стал военным объектом. В помещениях крепости был устроен склад мин. В этом качестве форт использовался и во время Великой Отечественной войны. В 1985 году склад на форте был упразднен. Осталось только опустевшее здание над морем, находящееся сейчас в аварийном состоянии. Несколько лет назад его отдали Министерству обороны, и сейчас крепость охраняется военными, но реставрацией, к сожалению, никто не занимается.

Интересно, что форт «Александр» возведён на искусственном острове: на участке относительного мелководья были забиты тысячи деревянных свай, которые были засыпаны огромными валунами. И вот уже на этих валунах и началось строительство самой крепости.

Кронштадт



Вернувшись на катер, мы вновь отправились в путь, и следующей крепостью, которую мы увидели, оказался форт «Пётр I», или «Цитадель». В отличие от «Александра», возле него нельзя даже высадиться. Его территория — это режимный объект, отгороженный от посторонних колючей проволокой. Хотя говорят, что зимой к нему можно подойти по льду.

Кронштадт



Форт «Пётр I» — одна из старейших крепостей Кронштадта, дошедших до наших дней, названная так в честь своего основателя, императора Петра I, повелевшего построить здесь деревянное укрепление в 1721 году. Однако в то время крепость именовали «Цитаделью». В 1824 году «Цитадель» была полностью уничтожена наводнением, и в 1827 году Николай I распорядился начать замену деревянных конструкций каменными блоками.

Кронштадт



Пока наш корабль проходил мимо крепости, мы увидели Кронштадтские гавани. Всего их пять: Каботажная, где размещались лоцманские корабли; Купеческая, где велась активная торговля; Петровская (или Средняя), Лесная и Военная, в которых стояли военные суда. Гавани Кронштадта имеют протяженность около трёх километров, и на всем пути следования мы наблюдали различные цифры и точки на их стенах. Оказалось, что эти обозначения появились более ста лет назад. Проходившие мимо суда выстраивали по ним свою навигацию: нужно было сопоставить трубу морского завода с определенной цифрой и проверить девиацию компаса. Если выявлялись проблемы, корабль был обязан встать на якорь и сдать компас в ремонт.

Кронштадт



У входа в Купеческую гавань находятся руины ещё одного укрепления — батареи «Князь Меньшиков», построенной в 1850 году. После Второй Мировой войны её почти полностью разобрали, оставив лишь основание и прилегающую часть стены гавани.

Кронштадт



Ещё один форт, который мы увидели во время экскурсии, — «Кроншлот». Первое укрепление на этом месте было построено в 1704 году для защиты города от шведов во время Северной войны. С тех пор крепость несколько раз перестраивалась. Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и военная часть, защищавшая Кронштадт от десанта. Из-за изолированности форта не только от Ленинграда, но и от Кронштадта, его прозвали «Остров погибших женихов». В послевоенные годы в крепости разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.

Кронштадт


Кронштадт



Затем мы прошли мимо заднего створного маяка Санкт-Петербургского морского канала, построенного в 1914 году и до сих пор выполняющего свою функцию. Не так давно он был отреставрирован и оснащен радиоизотопной энергетической установкой, обеспечивающей его автономное свечение.

Кронштадт



Сразу за ним виднеется поросший деревьями и травою островок — еще один форт Кронштадта, «Рисбанк» или «Павел I», построенный в середине XVIII века и превосходивший по боевой мощи и размерам любую морскую крепость того времени. К сожалению, от мощной крепости осталась лишь одинокая башня и часть цокольного этажа с обломками стены.

Кронштадт



Наш теплоход сделал ещё одну остановку, на этот раз — у форта «Граф Милютин». Нас высадили на берег, раздали всем фонарики и повели на экскурсию по катакомбам и наружным помещениям крепости. Сейчас форт арендует частный инвестор по программе «Аренда памятника за рубль», поэтому вход в крепость сделали платным — 250 рублей с человека. Смотреть пока особо нечего, фортом начали заниматься всего за год до нашего визита. Во время нашего посещения крепость всё еще находилась в заброшенном состоянии и лишь в одном помещении организовали крохотную экспозицию из фотографий и копий картин о Кронштадте.

Кронштадт


Кронштадт



«Граф Милютин» был возведен в 1808 году для увеличения плотности огня по вражеским судам на главном корабельном фарватере, однако спустя всего полвека форт утратил свое боевое значение: размещение в узких казематах нового поколения артиллерийских орудий сокращало угол обстрела, а новое вооружение боевых кораблей позволяло пробить трехметровую каменную стену всего за два-три выстрела.

Кронштадт



В связи с этими обстоятельствами во второй половине XIX века крепость перестроили и переименовали в честь военного министра Д.А. Милютина, реформировавшего и перевооружившего российскую армию и флот. Именно он ввёл военные округа, составляющие структуру, которой наша страна пользуется и по сей день.

Кронштадт



Увы, и вновь построенная крепость на момент ввода в эксплуатацию уже считалась морально устаревшей — так быстро развивалось в то время военное дело. Казематы форта стали использовать как склад, а впоследствии их приспособили для научной деятельности. Именно здесь, экспериментируя со связью, команда А.С. Попова открыла возможность приёма импульсов искрового телеграфа на телефон. Обнаруженный эффект дал основания заявить о создании нового приёмника искрового телеграфа, который позволял значительно увеличить дальность беспроводной связи. А.С. Попов получил патент на этот приёмник в Великобритании, а затем во Франции и в России.

Кронштадт



Крепость играла важную роль в обороне Ленинграда во время Второй Мировой войны. Через неё проходила Малая дорога жизни, по которой проводилась мощная переброска 2-й Ударной армии перед снятием Блокады. В 1958 году форт был разоружён. В последующие годы были сняты броневые щиты и другие металлические конструкции для последующей переплавки. Существует мнение, что казематы использовали для утилизации горюче-смазочных материалов, о чем свидетельствуют следы возгорания и слой мазута.

Кронштадт



На этом наша теплоходная экскурсия подошла к концу. Выгрузившись с катера, мы отправились пешком к ещё одному форту под названием «Великий Князь Константин», расположенному рядом с причалом. Его история начинается в 1807 году, когда император Александр I подписал указ об усилении крепости Кронштадт в связи с возможной войной с Англией. В то время, правда, крепость называли Южной Батареей, а «Константином» она стала лишь в 1834 году, когда форт посетил Николай I и повелел переименовать укрепление в честь своего сына, возглавлявшего в то время Морское ведомство.

Кронштадт



Постройка каменных батарей в открытой части Большого Кронштадтского рейда заняла бы слишком много времени, поэтому первый форт был построен здесь из дерева. Очевидно, что деревянная конструкция требовала постоянного внимания, особенно в весенний период: ледоходы регулярно наносили серьезные повреждения укреплениям. Немало бед приносили и весенние шторма и нередкие для Санкт-Петербурга наводнения. Поэтому разного рода восстановительные работы проводились на батарее почти постоянно.

Кронштадт



За посещение крепости нужно заплатить 150 рублей, но, на наш взгляд, цена несколько завышена. В форте почти ничего не сохранилось и, в общем-то, непонятно, за что нужно платить. Единственное, что внесло немного разнообразия в наш визит, — это проходивший в это время корпоративный квест какой-то компании, стилизованный под передачу «Форт Боярд». Мы, конечно, не могли принять участие, но наблюдать за испытаниями было интересно.

Кронштадт



Помимо всего прочего, мы планировали перекусить в ресторане форта, но это нам не удалось. Когда мы зашли в кафе, нам сказали, что они ожидают окончания игры и затем будут закрыты на спецобслуживание корпоратива, а нам могут предложить только кофе и бутерброды с собой. Мы согласились, потому что альтернативы не было. Оказалось, что за сто рублей нам положили тоненький кусок ветчины на такой же тонкий кусок обычного холодного батона. В общем, мы остались недовольны и поехали в центр Кронштадта.

Кронштадт



Вначале мы направились к провиантским складам адмиралтейства, расположенным на Обводном канале, — семь неоштукатуренных типовых зданий из красного кирпича, построенных в конце XVIII века. Склады были устроены так, что внутри них всегда поддерживалась температура чуть выше ноля, помещения хорошо проветривались и продукты в них не портились. Удивительно, но во время Великой Отечественной войны ни одна бомба не попала в эти здания, хотя в Кронштадте после бомбардировок уцелела лишь четверть всех построек.

Кронштадт



Знаковое место в Кронштадте — это Морской собор, расположенный на Якорной площади, центральной в городе. Именно здесь проходили многотысячные митинги матросов, здесь же началось знаменитое Кронштадское восстание 1921 года против диктатуры большевиков.

Кронштадт



Деньги на строительство Морского собора собирали, без преувеличения, по всей России. Из самых далеких уголков страны приходили переводы в Кронштадт. Одновременно со сбором средств разрабатывался проект здания, одобренный и утвержденный в 1901 году. В то время Якорная площадь представляла собой унылое место: огромные штабеля дров громоздились друг на друге; рядами, на бетонных фундаментах, стояли якоря, прикреплённые к стойкам. Четырнадцать тысяч моряков вышли на очистку площади перед строительством собора.

Кронштадт



Спустя двенадцать лет состоялось освящение храма в честь двухсотлетия российского флота и трёхсотлетия царствования дома Романовых. Однако уже в 1929 году он был закрыт, с него сбили кресты и сняли колокола. Здание передали под кинотеатр, а образ Спасителя над главным входом заменили на портрет Максима Горького, отчего кинотеатр стали именовать «Максимкой». Во время Второй Мировой войны на куполе собора был оборудован наблюдательный пункт. После войны в храме разместился клуб, причём сцена была устроена на месте алтаря. Восстановление здания началось в 2002 году, и в 2013 году, к 100-летию его освящения, храм вновь открыл свои двери для прихожан.

Кронштадт



Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Для украшения интерьера использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Правда, можно встретить мнение, что отреставрированный собор пересыщен различными украшающими элементами и давит на человека, который стремится к простоте и которому важна вера, а не ее атрибуты. Но нас храм очень впечатлил как своей архитектурой, так и внутренним убранством.

Кронштадт


Кронштадт



Честно говоря, до поездки я думала, что в Кронштадте смотрят только форты и главный собор, но оказалось, что здесь с интересом можно провести ещё часа четыре. Рядом с Якорной площадью, к примеру, мы увидели Макаровский мост, названный по имени кораблестроителя, адмирала Степана Макарова. Мост был возведен в 1913 году, к завершению строительства Морского собора. По легенде, император Николай II, прибывший на церемонию освящения храма, побоялся первым пройтись по мосту, который выглядел легким и неустойчивым. Тогда один из офицеров проверил его прочность, перейдя на Якорную площадь, за что был поощрен императорской наградой.

Кронштадт



Кронштадт — очень «морской» город, это чувствуется, даже когда просто гуляешь по его улицам. Повсюду стоят памятники, посвященные морской тематике, ходят моряки в форме. Это неудивительно, ведь здесь расположен один из портов Ленинградской военно-морской базы. Мы даже видели свадьбу моряка, нас очень впечатлило, все выглядело так, как показывают в фильмах.

Кронштадт


Кронштадт



В Петровской гавани Кронштадта можно посмотреть на военные корабли с довольно близкого расстояния. Говорят, что в День Балтийского флота и в День военно-морского флота их можно посетить, а также увидеть судна, пришедшие из Балтийска на парад: ракетные корабли и катера, миноносцы и противолодочные корабли, десантные катера и научно-исследовательские судна.

Кронштадт



Также в выходные дни открыт причал, на котором стоит деревянный сорокаметровый маяк, построенный в 1888 году. Он входит в число старейших деревянных маяков в мире, сохранившихся до наших дней. Подняться на него нельзя, поскольку маяк до сих пор действующий, хоть и используется в качестве запасного.

Кронштадт



Напротив маяка расположен Петровский док. Во времена Петра I Кронштадт стал главной российской морской базой на Балтике. В город приходило большое количество английских и голландских кораблей, которым периодически требовался ремонт, в связи с чем Петр I и решил построить док. Конструкция его была инновационной: когда корабль заходил в док, шлюзы закрывались, и вода самотеком спускалась в вырытый ниже по уровню бассейн, откуда конные машины и ветряные мельницы откачивали ее обратно в море. Таким образом шлюз осушался быстро, а не за пару месяцев, как это происходило в Европе. Док был рассчитан на одновременный ремонт десяти больших кораблей. Сейчас сооружение недействующее, хотя отдельные его части использовались по назначению вплоть до 2008 года.

Кронштадт



Неподалеку, на одной из стен Обводного канала, можно увидеть крохотный памятник блокадной колюшке, маленькой рыбе с колючками на спине, из-за которых она и получила своё название. В блокадном Ленинграде, когда запасы еды закончились, жители выходили на лов колюшки. До этого она никогда не считалась ценной рыбой, из-за небольших размеров её невозможно было поймать сетью, поэтому для промышленного промысла она не годилась. Однако в годы блокады из колюшки научились делать котлеты, а также готовили уху на костной рыбной муке. Каждый год 27 января, в День снятия блокады, жители приносят к памятнику цветы в благодарность за спасение ленинградцев от голода.

Кронштадт



Еще один интересный памятник Кронштадта — мемориал морякам-подводникам Балтики, установленный 9 мая 2000 года, в 55-ую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Памятник выполнен из ограждения рубки подводной лодки С-156, местом базирования которой являлся Кронштадт.

Кронштадт



Помимо главного собора, о котором я уже рассказывала, в Кронштадте есть еще один интересный собор — Владимирский. Это один из самых старых храмов города, построенный в камне в 1882 году, но до него на этом же месте стояла деревянная церковь. Главной святыней храма стала Владимирская икона Божией Матери, написанная в 1703 году. Однако в 1931 году собор закрыли, а икону изъяли, и до сих пор никто не знает ее дальнейшую судьбу. Заброшенный и полуразрушенный, собор простоял до 1990 года, пока его не возвратили епархии и не начали восстанавливать.

Кронштадт



Наша прогулка по Кронштадту подошла к концу. Мы остались очень довольны этим необычным, уютным и очень интересным морским городом. А дальше нас, наконец, ждал мой любимый Санкт-Петербург, в котором мы провели следующие четыре дня, о чём расскажем вам в следующей главе.

На время морской прогулки по фортам машину можно оставить неподалеку от причала, например, здесь. Отсюда же можно за десять минут дойти пешком до форта «Великий Князь Константин». На улицах самого Кронштадта с парковкой проблем также не возникнет: знаков, запрещающих парковку, немного, а мест при этом достаточно. Где именно начать знакомство с городом — не так важно: все достопримечательности расположены недалеко друг от друга.
Комментарии загружаются...
© 2014—2024 Сергей и Татьяна Поповы