Нет
Да

Путешествие по Северному Кавказу

Глава 3: Белые скалы и ферма Волино
Это путешествие мы начали с Краснодарского края: почти месяц мы купались в Чёрном море, поднялись на вершины Красной Поляны и прошли по каньонам заповедника в Хосте. Затем побывали в Адыгее, а оттуда поехали на курорты минеральных вод Ставропольского края и даже сходили к подножию Эльбруса в Кабардино-Балкарии. И всё это с ребенком, которому ещё не было и двух лет!
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
08.08.202119.09.2021
Во второй выходной в Краснодарском крае мы решили съездить в горы. Готовясь к поездке, я долго подбирала маршруты для трекинга. Нам было важно, чтобы до начальной точки маршрута можно было быстро доехать на машине из Дагомыса, в котором мы жили, и чтобы трекинг был простой и максимально безопасный, ведь у Серёжи на плечах в каркасном рюкзаке путешествовал Максим. Ну и, конечно, нам хотелось красивых пейзажей. Мы уже успели побывать в горах в разных странах, и поэтому фотографии из отчётов о большинстве популярных мест в окрестностях Сочи не вызывали у нас восторга на фоне того, что мы видели раньше. В итоге, мы остановились на каньоне «Белые скалы». Как оказалось, он соответствовал всем нашим критериям, но безопасным его можно назвать с натяжкой. Подготовиться к походу нам очень помог отчёт Дмитрия Ковинова, который можно почитать на сайте www.kovinov.com

Белые скалы и ферма Волино

Начало пешеходной тропы находится на окраине села Красная Воля. Будьте готовы, что от Хосты до Красной Воли вам придется проехать несколько километров по крутому серпантину, а потом около километра по каменистой щебёнке, не отличающейся хорошим качеством. Не спеша проедет любая легковушка, но укачать может серьёзно: мы видели, как девушка, выйдя из машины, ехавшей позади нас, ещё долго приходила в себя. Мы решили до самой кассы не доезжать, а оставили автомобиль в ста метрах около нее.

Приехав к десяти утра, мы обнаружили, что посетителей ещё совсем мало, а вот вернувшись обратно, мы с удивлением отметили, что на обочине вдоль леса припаркованы десятки автомобилей, растянувшись вереницей вплоть до начала асфальтированного участка дороги.

На кассе сотрудники и другие туристы, увидев нас с Максимом, сразу запричитали, что «с маленьким ребёночком будет тяжело» и «вам придётся носить его на руках», но мы знали на что идём, поэтому уверенно купили два взрослых билета за 200 рублей каждый. Дети до десяти лет могут пройти бесплатно.

Белые скалы и ферма Волино

Во многих отчётах я встречала недовольство тем, что вход на маршрут платный, но мы совершенно не пожалели об оплаченных билетах. Оказалось, что на пешеходной тропе встречаются оборудованные площадки для отдыха со скамейками и даже с шезлонгами. Спуститься к реке можно по лестнице, держась за перила, которые кто-то должен был установить и поддерживать в приличном состоянии.

Через горную речку перекинуты деревянные мостики, за которыми, опять же, следят. Нам рассказали, что за два дня до нашего посещения мостики пострадали во время очередного природного катаклизма, серия которых прошла по Краснодарскому краю летом 2021 года. Но мы нашли оба мостика восстановленными, хоть и видно, что на скорую руку.

Мусора на маршруте нет совсем. Правда, здесь уже сложно оценить, чья это заслуга — сотрудников или туристов. Мы неоднократно встречали в отчётах, что если сказать на кассе, что вы хотите поработать санитаром леса, то вам выдадут пластиковые мешки для сбора мусора, и вы сможете пройти по маршруту бесплатно. Сдать собранный мусор можно на Пикниковой поляне, откуда его вывезут на машине.

Белые скалы и ферма Волино

В общем, трекинг по каньону «Белые скалы» — один из тех немногих случаев, когда не жалко заплатить за посещение природного объекта. Мы отметили, что организация этого маршрута ничуть не уступает его норвежским аналогам.

Пешеходная тропа начинается со смотровой площадки, с которой открывается вид на белые скалы, давшие название маршруту. Кстати, каньон также называют Навалишинским (по другой версии, Навалишенским), по бывшему названию села, в котором он находится — Навалишено. Однако не многие знают, что ещё раньше это поселение называлось Жидовкой, а сейчас больше половины его населения составляют армяне, которые иногда именуют его Дурнабэл, что на староармянском означает «птица на снегу». Действительно, через Красную Волю проходят миграционные пути птиц, и местные охотники часто приезжают сюда во время перелетов перепелов, уток и гусей.

Неподалеку от смотровой площадки начинается спуск к горной речке Большая Хоста. Как я уже писала выше, он хорошо оборудован: в основном это деревянные или сложенные из камня ступеньки с перилами, а кое-где это ступени, вырубленные прямо в скалах. Первую треть Максим преодолел самостоятельно, держа меня за руку, а вот дальше ступеньки стали слишком крутыми, а местами и скользкими, так что нам пришлось посадить его в рюкзак. Однако по дороге мы видели двух женщин с мальчиком лет трёх-четырех, который спускался практически полностью самостоятельно.

Белые скалы и ферма Волино

Спуск проходит по сказочно красивому лесу. Стволы и ветви его деревьев покрыты бархатистым кудрявым мхом, который, кстати, обладает отличными бактерицидными свойствами. Этот факт был установлен во время Великой Отечественной войны. В городе-госпитале Сочи тысячи раненых бойцов нуждались в помощи, но перевязочного материала не хватало. Медики заметили, что «вата», изготовленная из собранного в местных лесах мха, способствует заживлению очень глубоких и, на первый взгляд, безнадежных ран. Тогда на сбор этого ценного природного материала направляли школьников, а в Тисо-самшитовой роще, расположенной в трёх километрах ниже по течению, даже устроили лесные палаты для ожоговых больных. Как показала статистика, среднее время выздоровления в этих палатах сократилось примерно в два раза.

Спустившись вниз, мы обнаружили не очень большой, но потрясающе красивый водопад. От водопада ведут две дороги, и большинство туристов выбирают левую. Она ведет к купели. По дороге мы увидели, как на одном из небольших каскадов проходят тренировки по рафтингу.

Мы знали, что здесь можно искупаться, и были настроены окунуться, взяв с собой купальники и плавки. Но во-первых, надо иметь в виду, что переодеться здесь негде. Наверное, стоит с самого начала идти в купальниках, а на обратном пути переодеваться в сухое белье в менее людном месте. А во-вторых, вода была очень холодная. Мне было достаточно зайти по щиколотку, и у меня уже начало сводить ноги. Серёжа зашёл по пояс, но окунуться полностью так и не решился, хотя сказал, что во фьордах Норвегии купаться было холоднее. Вообще, мы прочитали, что вода в Большой Хосте никогда не прогревается выше 17 градусов. Однако многих это не смущало, некоторые даже прыгали в воду со скалы и не по одному разу.

Белые скалы и ферма Волино

Максим был очень расстроен, что нельзя плавать, как в море. С возгласом «патя!», что в его словаре означает «купаться», он заходил в воду по щиколотку, но тут же замерзал и просился назад на берег. Оказавшись на берегу, он снова шел «патя», но снова было холодно. В конце концов, он удовольствовался играми у кромки воды. Две женщины с удивлением наблюдали за тем, что мы не препятствуем его экспериментам, а в конце спросили, сколько ему и купался ли он уже до этого в горной реке.

Мы читали, что если пойти вниз по течению от купели, то можно увидеть ещё больше красивых пейзажей, но дорога там не обустроена и в официальный маршрут не входит. Нам она показалась довольно опасной, поэтому, отдохнув возле воды, мы снова посадили Максима в рюкзак, где он благополучно уснул, укачавшись на папе, и вновь вернулись к водопаду. Теперь нам предстояло пойти тропинке, уходящей от спуска направо. Она значительно более опасная и практически необустроенная, за исключением двух деревянных мостиков, о которых я рассказывала выше. Здесь довольно скользко, а камни местами очень крупные и неудобные. Несколько раз я даже предлагала Серёже вернуться — двое молодых взрослых по маршруту смогли бы пройти без проблем, но у Серёжи на плечах был Максим. Однако он оценил свои силы и принял взвешенное решение идти дальше.

На этой части маршрута народа практически нет, из чего мы сделали вывод, что большинство туристов ходит только до купели и обратно. Очень зря, ведь дорога до Пикниковой поляны невероятно красивая. Добрались мы до нее без каких-либо приключений и происшествий. Вот только Максим проснулся всего через 45 минут вместо обычного двухчасового сна и из-за этого очень шумел в ресторане, о котором мы расскажем чуть позже.

Белые скалы и ферма Волино

Возле водопада стоял указатель, что до Пикниковой поляны всего 650 метров, но приложение maps.me показывало, что идти надо чуть больше километра. Оказалось, что так и есть. Если судить по отчётам предыдущих лет, Пикниковая поляна очень поменялась. Сейчас здесь кафе с большой террасой и детская площадка.

Что касается кафе, то никаких советов о том, стоит ли его посещать, мы дать не можем. Вообще-то, мы не планировали там обедать, а хотели только купить воды, но нас всё равно немного удивило, что когда мы подошли, нам даже не предложили меню, а чтобы узнать, какие есть напитки, нам пришлось задать несколько вопросов официантке.

От Пикниковой поляны можно вернуться назад тем же путём по каньону, а можно пойти по лесной тропинке. Но мы подумали, что всё самое интересное уже посмотрели, и решили доехать на джипе. О такой поездке можно договориться здесь же, возле кафе. На кассе в начале маршрута нам говорили, что прокатиться на джипе стоит 600 рублей за машину, но по факту с нас взяли 500 рублей, однако не довезли до ворот метров триста. Серёжа предположил, что так водители джипов скрывают от сотрудников кассы, сколько туристов они действительно довезли, чтобы не делиться выручкой.

Белые скалы и ферма Волино

Мы не пожалели, что доехали на машине: напротив, было довольно весело. А вот подниматься по лесной дороге было бы тяжело и скучно — мы оказались правы, что все самые красивые виды остались позади. Кстати, возле ворот есть ещё два места для обеда. Одно из них вегетарианское кафе, а другое — ларёк с фастфудом. Но мы не стали есть ни там, ни там, потому что обед у нас был запланирован на горной ферме Волино.

Ферма также располагается в селе Красное Воля, но имейте в виду, что центральный вход расположен не там, куда ведут указатели вдоль дороги и Яндекс.Навигатор: ехать нужно вот сюда. В противном случае придётся поупражняться в развороте на узкой каменистой горке, ведущей к закрытым воротам. Посещение фермы стоит 300 рублей со взрослого и 200 рублей с ребёнка, но с нас почему-то ничего не взяли. Скорее всего, это из-за того, что мы сразу сказали, что идем в ресторан.

Ферма Волино появилась всего несколько лет назад. Владеет ей семья Шульгиных, которая приобрела этот участок земли после майских праздников, проведённых однажды под Сочи. Вместе с собакой Дусей Шульгины отправились в Тисо-самшитовую рощу, но с животными на территорию национального парка вход был запрещён, поэтому они развернулись и поехали, куда глаза глядят. А глядели они на живописный луг села Красная Воля, где как раз висело объявление о продаже участка. Место это им так понравилось, что они решили приобрести здесь землю и построить на ней ферму.

Белые скалы и ферма Волино

Сначала здесь завели кур, затем гусей и уток, а затем купили и коз. Ольга Шульгина, директор фермы, рассказывает, что хотела взять пару коз для себя, но в итоге приобрела целое стадо из 38 голов. Их бывший владелец наотрез отказался коз разлучать — так сильно он их любил и уважал родство. А теперь он и сам работает на ферме Волино. На ферму можно приехать, чтобы поиграть с козлятами и покормить их молоком из бутылки. Нас, правда, предупредили, что к моменту нашего приезда козлята уже съели свою положенную норму молока, так что нам с ними можно только пообщаться.

Козы здесь очень общительные, они сами подходят и тыкаются в колени мордочками, чтобы их погладили, и очень хорошо ладят с детьми. Дети, конечно, остаются в полном восторге от такого взаимодействия. А одна коза, совершенно не смущаясь, подошла ко мне и поставила на меня передние копыта, чтобы использовать мои плечи в качестве опоры и добраться до вкусных листиков.

Чуть позже Шульгины увлеклись сыроварением и освоили итальянскую технологию изготовления сыров, приобретя также нескольких коров. И теперь каких сыров тут только нет! Страчателла, рикотта, моцарелла, камамбер, горгонзола, качотта, пармезан — и это еще далеко не полный список. Мы взяли сырную тарелку в ресторане и ещё несколько сыров приобрели в магазине с собой. Всё вкусно, качественно и на очень достойном уровне. Но надо признать, что в Италии все же вкуснее и дешевле. Но, как говорят владельцы фермы, настоящий сулугуни не может стоить 300 рублей за килограмм, так как даже себестоимость молока будет дороже.

Белые скалы и ферма Волино

В ресторане мы заказали также форель, фаршированный сыром перец и кофе с чизкейком. Всё вкусно, но готовят очень медленно, а сумма счета выходит очень приличной — наш превысил 5000 рублей при том, что мы не пили алкоголь. Вот в этом-то ресторане мы и пожалели, что Максим поспал всего 45 минут, потому что наш, в общем-то, спокойный ребенок, скоростью обслуживания оказался крайне недоволен. Нам повезло, что на дальней веранде, где мы устроились, практически никого не было, а женщина за соседним столиком была очень рада обществу маленького ребенка-шилопопа и даже немного поиграла с ним, пока мы ждали еду, за что мы выразили ей огромную благодарность.

Мы остались очень довольны тем, как прошел наш день. Прогулка по каньону «Белые скалы» и посещение горной фермы — это отличная альтернатива отдыху на сочинском пляже.

При подготовке к поездке я поняла, что в отчётах других путешественников про пешие походы мне очень не хватает тайминга, чтобы хотя бы примерно оценить, сколько времени нам нужно закладывать на прохождение маршрута. Поэтому теперь мы постараемся в наших рассказах его указывать. В этот раз мы никуда не спешили, шли с полуторагодовалым ребенком и делали множество остановок для фотографирования и получилось вот так:

10:15 — приехали к началу маршрута
11:15 — спустились к реке Большая Хоста
11:30 — подошли к купели
12:30 — выдвинулись по направлению к Пикниковой поляне
13:45 — дошли до Пикниковой поляны
14:20 — поехали на джипе к воротам
15:20 — доехали на своей машине до фермы
18:00 — отправились обратно в Дагомыс

Отдыхая в Дагомысе, мы сделали вывод, что он не слишком удобен для поездок по природным достопримечательностям, расположенным вокруг Центрального Сочи. Дело в том, что современное многополосное шоссе, начинающееся в Адлере и идущее вдоль побережья, заканчивается как раз в нескольких километрах восточнее Дагомыса. И эти несколько километров вечером неизменно превращаются в длительную вялотекущую пробку даже в отсутствие каких-либо происшествий, которые случаются на этой дороге довольно часто. Если вы планируете регулярно перемещаться по окрестностям Сочи на машине, жильё стоит выбирать на промежутке между Мамайкой и Адлером.