Нет
Да

Путешествие по Северному Кавказу

Глава 6: Гуамское ущелье
Это путешествие мы начали с Краснодарского края: почти месяц мы купались в Чёрном море, поднялись на вершины Красной Поляны и прошли по каньонам заповедника в Хосте. Затем побывали в Адыгее, а оттуда поехали на курорты минеральных вод Ставропольского края и даже сходили к подножию Эльбруса в Кабардино-Балкарии. И всё это с ребенком, которому ещё не было и двух лет!
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
08.08.202119.09.2021
Пробыв в Сочи почти четыре недели, в начале сентября мы поехали в Адыгею — очень вовремя, потому что в этот год осень на российском побережье Черного моря началась ровно по календарю. Стало прохладно, море часто штормило, и в последние несколько дней мы уже не купались.

Гуамское ущелье



Строго говоря, первое место, куда мы отправились, было вовсе не в Адыгее, а всё ещё в Краснодарском крае — в нескольких километрах от границы этих двух регионов. Но большинство туристов, посещающих Адыгею, непременно включают его в свои маршруты. Это Гуамское ущелье, известное своей узкоколейной железной дорогой с почти вековой историей. На данный момент это одна из самых длинных действующих узкоколейных дорог в России.

Гуамское ущелье



Поезд по гуамскому ущелью отправляется от станции, расположенной в посёлке Гуамка. Актуальное расписание можно посмотреть на официальном сайте https://guamka-kuban.ru/. Стоимость билетов в 2021 году составляла 250 рублей со взрослого в одну сторону, дети до семи лет могли проехать бесплатно. Если вы путешествуете на своём автомобиле, то машину можно оставить на бесплатной парковке, расположенной в нескольких минутах ходьбы от кассы.

Гуамское ущелье



Вообще, изначально мы хотели жить прямо в Гуамке, чтобы можно было дойти до кассы пешком, но столкнулись с тем, что здесь практически нет выбора гостиниц или квартир для съёма. Предлагаемые на booking.com и airbnb.ru варианты нам не понравились по разным причинам, и в итоге мы нашли прекрасный гостевой дом ВиллаЛила в соседнем поселке Мезмай. Гуамка и Мезмай расположены всего в шести километрах друг от друга, если считать по прямой, но дорога на автомобиле от одного посёлка до другого занимает целых полчаса, поскольку приходится объезжать горы.

Гуамское ущелье
Один из коттеджей в ВиллаЛила


Нужно сказать, что асфальтированная дорога от Гуамки и Нижегородской до Мезмая довольно живописная и отличного качества. Но как только вы пересечёте границу посёлка, она закончится: в самом посёлке дороги, в лучшем случае, из крупной щебёнки, а в большинстве своём — в виде очень каменистых грунтовок. Кроме того, рельеф в посёлке совсем не «плоский», и от того передвижение на легковом автомобиле по нему сложно назвать комфортным. Впрочем, несмотря на все наши опасения, мы ни разу не задели камни дном или какой-либо другой частью нашего весьма нагруженного и совсем не внедорожного автомобиля (напомню, у нас было достаточно много вещей, чтобы провести полтора месяца вне дома с ребёнком). В целом дороги в Мезмае можно описать так: приятного мало и асфальта тут явно недостаёт, но неспеша и осторожно любая легковая машина проедет без последствий.

Если хочется, чтобы по пути к ВиллаЛила камней и ухабов было поменьше, можно поехать не по кратчайшей дороге после пересечения речки Мезмай, а кругом, мимо гостевого дома «Сфера».


Гуамское ущелье
Если навигатор вывел вас на этот мост — не пугайтесь: он автомобильный


Прочитав, что у кассы железной дороги в летний сезон собираются огромные очереди, мы постарались выехать как можно раньше, но на первый поезд всё равно не успели. Однако, подойдя к кассе в 10:10, мы обнаружили, что очереди не было совсем, хотя уже успевших купить билет туристов вокруг стояло очень много. Спустя несколько минут мы уже оказались в поезде — посадка начинается за 10 минут до отправления. Имейте в виду, что несмотря на то, что в билетах уже указаны номера вагона и купе, всё равно лучше оказаться как можно ближе к входным воротам, поскольку тогда у вас будет больше шансов занять удачное место в самом купе, чтобы разглядеть Гуамское ущелье во всей красе. По дороге к станции «Кафе 1707» это будут места слева по ходу движения, а в обратную сторону, соответственно, справа.

Гуамское ущелье



На всем протяжении маршрута пассажирам рассказывают о Гуамском ущелье и об истории Апшеронской узкоколейки. Как выяснилось, первый её участок был открыт в 1927 году и использовался, в основном, для вывоза леса — в окрестностях Апшеронска в то время значительно расширились заготовки дубов и других ценных пород.

Гуамское ущелье



Ширина колеи Апшеронской железной дороги составляет всего 75 сантиметров, что примерно в два раза меньше стандартной. Для строительства подобных линий не нужны капитальные земляные работы, поэтому в Советском Союзе они были довольно распространены, но сохранившиеся по сей день узкоколейки можно пересчитать по пальцам.

Гуамское ущелье



Так и Апшеронская железная дорога уже и не начинается в Апшеронске, а по территории Гуамского ущелья и вовсе проходит путь длиной всего в 1707 метров — именно поэтому кафе на конечной станции назвали «1707». Дальше пассажиры могут отправиться пешком в сторону Мезмая по недействующему участку — остаток пути составляет около восьми километров. Собственно, так мы и сделали, не дойдя до конца маршрута метров пятьсот. Тропа из Гуамки в Мезмай очень лёгкая и вполне безопасная, справится даже ребёнок.

Если вы остановитесь в Мезмае, то вместо поездки на машине к конечной станции в Гуамке можно прямо из посёлка дойти пешком вдоль заброшенного участка дороги до кафе «1707», там прокатиться на поезде до Гуамки и обратно, после чего вновь вернуться по ущелью в Мезмай. Но мы это поняли только на обратном пути и удивились, почему нам эта идея не пришла в голову раньше.

Гуамское ущелье


Гуамское ущелье



Путь от Гуамки до кафе «1707» тоже можно пройти пешком, но только в те часы, когда не курсирует поезд — примерно до 8 утра и после 19 вечера. По вторникам узкоколейка не работает весь день, так что ходить по ущелью можно беспрепятственно (уточняйте актуальное расписание на официальном сайте, потому что в отчётах других лет встречалась информация, что раньше таким днём был понедельник). В другое время проход закрыт железными воротами: ущелье узкое, и обойти приближающийся состав вдоль железной дороги не получится, а других путей через ущелье просто не существует.


Гуамское ущелье



Расстояние меньше двух километров поезд преодолевает за 20 минут, на выходе есть туалеты, на которых висело забавное объявление о том, что вход в туалет может быть осуществлен только в маске. Как оказалось, за входной дверью находится единственная кабинка, которая не предполагает присутствие в ней двух и более человек.

Гуамское ущелье



Также на кассе нам дали купон на бесплатное фото, воспользоваться которым можно было здесь же, у кафе «1707». Правда, когда мы подошли к фотографу в конце нашей прогулки, он грубо отмахнулся от нас, сказав, что «раньше надо было фотографироваться», хотя в купоне не было указано время, до которого его можно было предъявить, а подошли мы задолго до закрытия железной дороги. В целом, отношение к туристам на железной дороге в Гуамке оставляет желать лучшего. Контролёр в поезде беспрестанно вопила: «Во время движения руки и голову с вагона не вытаскиваем», а мужчина, открывавший забор, чтобы пустить пассажиров на посадку, бесцеремонно кричал: «Отошли отсюда!»

Гуамское ущелье


Гуамское ущелье



Во время поездки на поезде нам рассказали, что основные линии узкоколейки были построены преимущественно до войны, во многом силами заключенных, прорубавших скалы, в основном, вручную. В военные годы Апшеронский район находился под частичной оккупацией немецких войск, и железная дорога была местами разрушена. Самые тяжёлые бои проходили в ущельях по долинам рек Пшеха и Курджипс — как раз там, где находится Гуамское ущелье. Обе ветви Апшеронской узкоколейки фактически были одним из фронтов Туапсинской оборонительной операции, длившейся почти три месяца в конце 1942 года.

Гуамское ущелье



В Гуамском ущелье партизаны дважды взрывали стратегический мост через реку Сухая балка, без которого дальнейшее продвижение в горы было невозможно. Умело использовав преимущества горной территории, советские войска не дали пройти немцам через главный Кавказский хребет в сторону Сочи и Туапсе.

Гуамское ущелье



Расцвет Апшеронской железной дороги пришелся на пятидесятые-шестидесятые годы. В Апшеронске был построен огромный деревообрабатывающий комбинат, на долгие годы обеспеченный лесом, который большими составами перевозили по узкоколейке. Однако постепенно становившиеся неактуальными линии разбирали, а в девяностых годах вся восточная ветка пришла в упадок из-за природных катаклизмов, преследовавших железную дорогу всё время её существования.

Гуамское ущелье



Ещё на рубеже девяностых и двухтысячных годов от Гуамки до Мезмая ходил пассажирский поезд, но после сошедшего в 2011 году огромного оползня ветка оказалась разорванной. Нам показалось, что первая часть пути, до завала дороги, более интересная и живописная, чем вторая, поэтому мы не стали упираться и идти до самого конца маршрута. Нашей крайней точкой стал мост через реку Курджипс — оттуда мы полюбовались видами на скалу Ленина и пошли обратно. Нам очень советовали побывать на этой скале, но все предупреждали, что это довольно опасно и с ребёнком ходить точно не стоит. Поскольку Макса было оставить не с кем, а по одному идти не хотелось, мы до туда не добрались.

Гуамское ущелье



В настоящее время действующей осталась лишь та часть Апшеронской железной дороги, у которой нет альтернативы в виде автомобильного транспорта — всего 37 километров. По узкоколейке продолжают перевозить пихтовые деревья, но есть и пассажирские перевозки. Причём, железная дорога владеет лишь одним пассажирским и одним грузовым тепловозом, так что любая поломка приводит к изоляции горных деревень.

О том, какое значение имеет эта старая узкоколейная дорога для местных жителей, я рекомендую посмотреть в получасовом фильме «Жизнь в "Матрице": Апшеронская узкоколейка» на YouTube.

Гуамское ущелье



Наша пешая прогулка вдоль железной дороги от кафе «1707» до моста через Курджипс и обратно заняла три с половиной часа при том, что Максим прошёл часть маршрута самостоятельно и торопиться мы начали только в самом конце, последние пару километров, чтобы успеть на поезд. Раньше от кафе до места завала, а также от завала до Мезмая ходили дрезины, на которых можно было покататься за дополнительную плату, но во время нашего посещения их не было, хотя станции, на которых они останавливались, остались. Возможно, это связано с различными авариями, уже не раз происходившими с этими дрезинами: они неоднократно сходили с рельсов, а пассажиры при этом иногда получали серьезные травмы.

Гуамское ущелье
Элементы подвижного состава, уничтоженного оползнем


Обратно к кафе «1707» мы подошли к 14:40 с расчетом уехать на поезде в 15:00. К сожалению, оказалось, что все билеты на него уже были распроданы, так что спешили мы зря. Пришлось ждать следующего поезда. В кафе «1707» мы обедать не стали, поскольку начитались негативных отзывов о качестве еды в нём, и лишь попили чай.

Гуамское ущелье


Гуамское ущелье



Вернувшись в Гуамку, мы пешком дошли до ресторана «Куршевель» при одноименном гостевом доме. Впечатление от него у нас осталось неоднозначное — готовят вкусно, но очень медленно и не выполняют просьбы о том, что чай, например, нужно принести в конце, а не вместе с супом. Но, быть может, они уже исправились.

Гуамское ущелье


Гуамское ущелье
Вечерний вид из нашего домика в ВиллаЛила


Мы остались очень довольны тем, как провели день. Гуамское ущелье — определенно то место, которое стоит посетить, если вы путешествуете по Адыгее и Краснодарскому краю.


Тайминг:

10:00 — приехали на парковку в Гуамке
10:10 — подошли к кассе железной дороги
10:30 — отправление поезда от станции в Гуамке
10:50 — прибытие поезда на станцию «Кафе 1707»
11:10 — отправились пешком от кафе в сторону Мезмая
12:50 — дошли до моста через реку Курджипс
14:40 — вернулись к кафе «1707»
16:00 — отправление поезда со станции «Кафе 1707»
16:20 — прибытие поезда на станцию в Гуамке

Кратчайший маршрут из Сочи в Мезмай пролегает через посёлок Шаумян, в окрестностях которого нет асфальтового покрытия на протяжении примерно семи километров. Так как пробок в направлении нашего движения не намечалось, мы решили не экономить лишний час, прыгая по камням на гружёной машине с риском порезать шины, и поехали вокруг — через Джубгу и Горячий ключ.

Гуамское ущелье


Гуамское ущелье
Комментарии загружаются...
© 2014—2022 Сергей и Татьяна Поповы