Отдохнув и нагулявшись в музее деревянного зодчества, мы направились к закрытой во время нашей поездке, но очень симпатичной Ильинской церкви, расположенной на холме. Построенная в 1744, она отреставрирована совсем недавно. На фотографиях 2012 года она еще не покрашена и смотрится совсем не так нарядно и живописно, как сейчас.
Еще одну церковь 1720 года, которую сейчас активно реставрируют, можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова». Опять же, на недавних фотографиях она выглядит совсем по-другому, хотя и сейчас работам еще далеко до завершения. Колокольня церкви интересна своим вогнутым шатром, который носит название “Суздальская дудка”.
Другая церковь, которую можно узнать из “Женитьбы Бальзаминова”, — стоящая неподалеку Христорождественская, построенная в 1775 году. Она очень атмосферная внутри, и нас отругали, когда мы эту атмосферу захотели запечатлеть. Сказали, что прежде чем делать фотографии, необходимо спросить разрешения. Нам это не очень понятно, ведь мы не в чью-то квартиру пришли снимать, да и ведем себя прилично.
![Суздаль, часть вторая](/images/normal/1658.jpg)
![Суздаль, часть вторая](/images/normal/1659.jpg)
Чтобы немного отвлечься от религиозных сооружений, которых впереди еще много, хочу немного рассказать об атмосфере самого Суздаля. Конечно, все здесь ориентировано на туристов. Но сделано это весьма грамотно — так, что мы неоднократно слышали иностранную речь: немцев, китайцев, даже итальянцев. В том же Юрьев-Польском даже русских туристов почти не было, хотя при желании и из него можно сделать конфетку. А в Суздале жизнь кипит. По дорогам цокают лошади, некоторые — с каретами за спиной, на каждом углу кафе или магазин с сувенирами, или какой-нибудь мужичок с “исконно русскими” развлечениями вроде забить гвоздь с трех ударов. Не сказать, что всё это помогает прочувствовать дух России или насладиться отсутствием очередей и толп, но надо признать, что такой подход приносит и определенный доход, и Суздаль выглядит гораздо ухоженнее и куда менее уставшим, чем тот же Юрьев-Польский.
![Суздаль, часть вторая](/images/normal/1660.jpg)
А еще в городе в самых неожиданных местах можно встретить такие симпатичные мелочи, как аист из сена, настоящие сани или старинный автомобиль.
Но вернемся к главным достопримечательностям Суздаля — его храмам, монастырям и церквям. Очень симпатичен, например, комплекс еще одной пары церквей — последней построенной в Суздале пятиглавой Цареконстантиновской церкви 1707 года и Скорбященской, 1750 года, с характерной “Суздальской дудкой”.
А одной из самых интересных и запомнившихся для нас стала пара Лазаревской (1667г.) и Антипьевской (1745г.) церквей. Если предыдущая Цареконстантиновская церковь была последней пятиглавой в Суздале, то Лазаревская наоборот стала первой в своем роде. Богато украшенная, каждая из главок поставлена на подковообразные кокошники, она сразу привлекает к себе внимание! Невысокая “зимняя” Антипьевская церковь несколько теряет рядом с ней, зато выделяется ее яркая колокольня. Эту пару тоже можно увидеть в фильме “Женитьба Бальзаминова”.
![Суздаль, часть вторая](/images/normal/1666.jpg)
А далее на нашем пути — первый монастырь, кишащий туристами. Еще бы — ведь здесь можно подняться на самую высокую точку города, на колокольню Ризоположенского женского монастыря высотой 72 метра. С созданием колокольни связано предание. Оно повествует о том, что когда армия Наполеона вторглась в Россию, во всех храмах Суздаля служили молебен о даровании победы русской армии. И суздальцы дали обет, что когда победа будет одержана, они воздвигнут в городе самую высокую колокольню. Строительство постоянно поддерживалось народными пожертвованиями и, в итоге, завершилось в 1819 году. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены в переплавку в 1931г. Сейчас здесь новые колокола.
В данный момент колокольня на реставрации, но подняться на нее все равно можно.
Перед тем, как подниматься, мы решили сосчитать ступени и сравнить с путеводителем. Как всегда, у нас получилось разное количество ступеней и ни один результат не совпал с путеводителем.Сам монастырь был основан в 1207 году. Его история связана с суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской (1212-1250). В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Ефросиния осталась в Ризоположенском монастыре и приняла постриг. По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризоположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии.
Из интересных построек монастыря — Ризоположенский собор середины 16 века. В 1929 году собор, несмотря на его статус памятника архитектуры, передали под здание электростанции, снесли купола с барабанами, повредили убранство силовой установкой. В 1969 году было спохватились и отреставрировали храм, но затем решили отдать его под склад культтоваров.
Далее — Святые ворота с двумя арками разного размера и шатрами (1688 г.). В здании ворот в советское время устроили крольчатник. Потом тоже опомнились, очистили его от кроликов, привели в порядок, и… отдали НКВД под склад горючего.
В 13 веке рядом с Ризоположенским монастырем был основан Троицкий монастырь для вдов — по завещанию все той же Евфросинии. Монастырь разрушила власть Советов, и все, что от него осталось — лишь Святые ворота и угловая башня ограды.
Недалеко от Ризоположенского монастыря располагается очень нежная Смоленская церковь. Эта церковь как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля – не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный – наоборот, даже не имеет входа.
Напротив Смоленской церкви находится очень интересный Спасо-Евфимиевский монастырь, основанный в середине 14 века. Мы дошли до него довольно поздно и не успели осмотреть все, что хотели, до закрытия — он закрывается в 18:00. Его осмотр мы начали на час раньше, с колокольного звона, послушать который собирается толпа туристов. Трижды в день на звоннице проходят экскурсии, где разрешают попробовать позвонить в колокола самим.
Центральное сооружение монастыря — Спасо-Преображенский собор 16-19 веков, который на протяжении своего существования неоднократно перестраивался и расширялся.
Рядом с собором находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. Была утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя, которой удалось найти захоронение в 1852 году, но пришедшие к власти большевики разорили и новую усыпальницу. Мавзолей Пожарских был восстановлен лишь в 2008 году по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора. На месте прежней часовни установлен памятный каменный крест.
![Суздаль, часть вторая](/images/normal/1677.jpg)
К примечательным постройкам монастыря относится и тюремный корпус, где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для политических преступников. Суздальская тюрьма имела славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907 гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние монахи, снова получил статус тюрьмы.
Сейчас здесь организован очень интересный музей, его экспозиции посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен. В качестве экспонатов, в основном, документы, письма, книги с воспоминаниями, фотографии. Воссоздана одиночная камера для заключенных.
К Покровскому монастырю мы ехали уже на машине, так как пошел дождь и начинало темнеть — мы боялись, что и он закроется для посещения.
Покровский монастырь был основан в 1364г. и в 16 веке при князе Василии III пережил наибольший подъем. Князь жертвовал монастырю огромные суммы и не просто так — в 1525 году его первая жена, Соломония Сабурова, которую он обвинил в бесплодии, была насильно пострижена в монахини водворена в Покровский монастырь, а Василий женился на Елене Глинской (в будущем – матери Ивана Грозного). По слухам, дошедшим вскоре до Москвы, Соломония родила сына, которого назвали Георгием. Так как мальчику грозила опасность, по легенде, Соломония отдала его на воспитание, а для прибывших из Москвы дьяков инсценировала погребение ребенка. В 1935 году., когда белокаменную плиту над могилой в усыпальнице Покровского собора сняли, обнаружили детский гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Может быть, Соломония таким образом пыталась доказать, что не бесплодна, а может быть, и в самом деле скрыла своего сына.
На деньги Василия III было построено главное здание монастыря — Покровский собор с шатровой колокольней.
Кроме Соломонии Сабуровой в Покровский монастырь Суздаля ссылали и других знатных женщин — дочь и племянницу Ивана III, жену сына Ивана Грозного, да и одну из жен самого Ивана Грозного, а также жену Петра I.
Еще один интересный памятник монастыря расположен к северу от Покровского собора. Это Зачатьевская трапезная церковь, построенная после 1551 года по приказанию Ивана Грозного — после смерти его дочери Анны.
К сожалению, и этот монастырь мы не посмотрели подробно, потому что и он уже закрывался. Нам ничего не оставалось, как поехать домой и подумать о том, чтобы вернуться во Владимирскую область за новыми впечатлениями в следующем году. Ведь тут куда больше достопримечательностей, чем кажется на первый взгляд. Мы обязательно хотим посетить Боголюбово и Кидекшу, съездить в Муром и село Небылое. Будем рады вашим комментариям и советам, что еще интересного можно посмотреть в этом направлении!
При планировании путешествия на автомобиле из Москвы стоит учесть, что Горьковское шоссе парализовано пробкой по направлению во Владимир в пятницу вечером и в субботу утром, а также по направлению в Москву в воскресенье вечером. В случае праздничных дней и без того тяжелая дорожная ситуация существенно усугубляется.