Нет
Да

Путешествие по Северному Кавказу

Глава 5: Парк Менделиха на Розе Хутор
Это путешествие мы начали с Краснодарского края: почти месяц мы купались в Чёрном море, поднялись на вершины Красной Поляны и прошли по каньонам заповедника в Хосте. Затем побывали в Адыгее, а оттуда поехали на курорты минеральных вод Ставропольского края и даже сходили к подножию Эльбруса в Кабардино-Балкарии. И всё это с ребенком, которому ещё не было и двух лет!
Автомобиль Поезд Корабль Самолет Трекинг
08.08.202119.09.2021
Размышляя о том, что посмотреть на Розе Хутор, мы сомневались между маршрутом «Каменный столб» и парком водопадов «Менделиха», сделав в итоге выбор в пользу второго. Как же мы были довольны, что после вчерашнего тяжелого похода запланировали не горный трекинг, а легкую прогулку по лесопарку! Второй сложный маршрут подряд мы бы точно не осилили.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Чтобы попасть в «Менделиху», необходимо подняться на канатной дороге от станции «Олимпия» на Розу Пик — самую высокую точку курорта — и затем спуститься на кресельном подъемнике «Эдельвейс». Канатная дорога работает по тому же типу, что и в Красной Поляне: здесь много кабинок, передвигаются они быстро, а билеты можно также купить заранее на официальном сайте rosakhutor.com/tickets. Нам подошёл вариант «Канатные дороги + Парк Водопадов + Моя Россия», он включает в себя по одному подъёму и спуску на всех гондольных и кресельных канатных дорогах, открытых в день посещения курорта. В этнопарк «Моя Россия» мы так и не сходили, хотя по возвращении посмотрели фотографии оттуда и подумали, что, наверное, зря. Выглядит интересно.

Мы оставили машину на парковке прямо возле станции канатной дороги. Свободных мест здесь было очень много, но и стоила она, на наш взгляд, недешёво — 800 рублей за день. Очередь на посадку отсутствовала, и мы без всякого ожидания прошли в кабинку канатной дороги. Кстати, в отличие от Красной Поляны, здесь проводили досмотр вещей на ленте рентгеновского аппарата и измерение температуры пассажиров. На Красной Поляне почему-то ничем таким не занимались.

Чтобы добраться до Розы Пик, вершины горного хребта Аигба, расположенной на высоте 2320 метров, нужно сделать две пересадки. Мы решили сразу подняться наверх, а на обратном пути, если останутся силы, погулять по Горной Олимпийской деревне и смотровым площадкам на пересадочных станциях.

На Розе Пик есть несколько смотровых площадок с фотозонами. Но на них нельзя пройти со своими фотоаппаратами и телефонами, даже если там никого нет. Это довольно обидно, потому что других красивых фотозон здесь нет, в отличие от той же Красной Поляны, где можно было фотографироваться где угодно. На Розе Пик же снимают местные фотографы. Они делают три кадра, а потом можно либо забрать бесплатную маленькую промо-карточку, либо заплатить 500 рублей за распечатанную фотографию 10х15. Нам не понравился ни один кадр, поэтому мы решили ограничиться промо-вариантом.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Чуть-чуть погуляв наверху, мы сели на кресельный подъёмник «Эдельвейс». Когда мы выбрали этот маршрут, нас очень беспокоило, как мы проедем на нём с Максимом. На момент поездки ему был 1 год и 7 месяцев. В этом возрасте дети ещё не осознают опасности падения с такой высоты, а сидеть спокойно пятнадцать минут подряд им довольно сложно. При этом правила канатной дороги разрешают проезд с детьми от одного года, но оговаривают, что ребенок не может сидеть на коленях у родителей, а должен непременно занять отдельное место. В прошлой главе я уже писала, что на деле это правило не соблюдается, и мы видели нескольких младенцев на руках у родителей. Мы же вышли из этой ситуации с помощью старого доброго эрго-рюкзака, который так много использовали в прошлогодней поездке в Крым. Нам показалось, что безопаснее и удобнее всего будет пристегнуть Максима с помощью него ко мне. Таким решением все остались довольны.

Я первый раз в жизни ехал на кресельном подъёмнике, и эта поездка стала для меня незабываемым впечатлением! Любопытно, что съезжать с горы в таком подъёмнике гораздо интереснее, чем подниматься на неё — при движении вниз открываются удивительные по своей красоте панорамы, а при подъёме вверх взгляд почти всю поездку упирается в непрерывно набегающий уклон.

Во время спуска на «Эдельвейсе» вас тоже снимает фотограф, и по прибытии на нижнюю станцию можно распечатать свои фотографии за 500 рублей каждую, а за 100 рублей отправить их на электронную почту. Однако эти хитрецы не высылают фотографии, если не распечатаешь у них хотя бы одну, понимая, что распечатать их дома в любом фотосалоне будет в десятки раз дешевле. Но нам так понравилось, как мы получились на фото, что мы решили заплатить.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Возле входа в парк «Менделиха» есть общественный туалет. Им стоит воспользоваться, поскольку в самом парке следующая такая возможность предоставится только в конечной точке маршрута «Большое кольцо». Также у входа есть ресторанчик под названием «Лес», в котором можно полноценно пообедать. В самом парке, опять же, есть только одно кафе, но оно совсем небольшое, горячих блюд там нет. Можно разве что перекусить и чай попить.

В «Менделихе» есть три маршрута, которые называются Большое, Среднее и Малое кольцо. Фактически, Большое кольцо включает в себя Среднее, а вот Малое проходит по совсем другим местам. Мы решили начать с Большого и посмотреть шесть из семи водопадов, расположенных в парке, а если останутся силы, то потом пройти к последнему водопаду на Малом кольце.

Протяжённость Большого кольца составляет три километра, и на карте было обозначено, что на его прохождение следует заложить три часа. Нам показалось, что эта оценка чересчур завышена. Мы управились ровно за два часа, при этом совсем не спешили, много фотографировали, а Максим почти всю дорогу вниз шёл сам, останавливаясь то поднять камень, то сорвать травинку. Да и вообще, на этом маршруте мы видели много семей с маленькими детьми, так что дорога совсем несложная.

Парк Менделиха на Розе Хутор

К сожалению, первый водопад Большого кольца, Чара, был недоступен для посещения. При этом многие отзываются о нём как о самом интересном и впечатляющем — вода бурным потоком срывается вниз, разбиваясь красивым фонтаном брызг. Мы же спуститься к нему не смогли, потому что тропинка была перекрыта красно-белой лентой и висело объявление, что ведётся расчистка после зимнего периода. Вероятно, настоящая причина какая-то другая, потому что мы приехали уже в сентябре, под конец летнего сезона.

Так получилось, что и второй водопад, Червонный, мы не увидели — он практически пересох. И лишь третий, Мишкин грот, нам удалось посмотреть. Это небольшой каскад, больше напоминающий пороги реки. Ещё один маленький и не очень запоминающийся водопад носит название Снежное русло. А вот их «коллега» Айя, напротив, очень живописен. Его высота составляет 14 метров.

Я была уверена, что «Менделиха» названа так в честь известного генетика Грегора Менделя. Однако оказалось, что название связано с семьей обрусевших прусских дворян Менделей, которые жили здесь в конце XIX — начале XX века. Главой этой семьи был Борис Мендель. В 1870 году он женился на девушке по имени Айя, и теперь её имя носит водопад. А сам Мендель был убит в 1920 году, став случайным свидетелем того, как втайне по горным тропам перевозились сокровища кубанского казачьего войска.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Ещё один водопад, который можно увидеть на Большом кольце, называется Золотой. Это самый высокий водопад во всём Большом Сочи. Его высота составляет 77 метров, и ради такого, конечно, стоит пройти весь маршрут целиком. Именно тут и находится небольшое кафе «Седьмой водопад» и туалет, о котором я упоминала выше.

Здесь же оборудована очень красивая и просторная смотровая площадка с лавочками, на которых можно отдохнуть перед подъемом навёрх. Так мы и сделали, а потом, посадив Максима в рюкзак, чтобы он поспал, пошли обратно.

По дороге назад мы заметили, как в одном месте какая-то пара перебралась через ограждение и набирала воду из водопада в бутылки. Видимо, они собирались её пить, но мы бы, честно говоря, не рискнули. Вода в водопадах откровенно грязная, так что лучше брать что-то с собой. И ещё мы отметили, что правильно поступили, в последний момент передумав брать купальники и плавки — здесь никто не купался, и лишь на Малом кольце мы заметили нескольких человек, которые пробовали зайти в воду. А вот что совершенно точно было лишним — это толстовки, которые мы протаскали с собой в рюкзаке весь день, как и на «Альпийских лугах». Если внизу ярко светит солнце, а термометр показывает обычные сочинские +30С, то наверху вы точно не замерзнете в футболках: здесь всего на 5-7 градусов ниже.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Мы добрались до начальной точки маршрута меньше, чем за час, и, поскольку Макс ещё не проснулся, сразу двинулись на Малое кольцо. Здесь можно посмотреть на водопад Менделя, но для этого вам преодолеть крутой подъём на 80 метров вверх. Кстати, многие видят довольно крупный порог в самом начале и, зная, что на Малом кольце расположен всего один водопад, считают, что это он и есть и никуда ходить не нужно. Однако это не так, каскад возле кафе «Лес» не сравнится по высоте с водопадом Менделя в верхней части парка. Правда, во время нашего посещения последний был неполноводен.

Водопад возле кафе «Лес»

Водопад Менделя

Общая протяженность Малого кольца составляет всего 900 метров, но нам показалось, что преодолеть их гораздо сложнее, чем всё Большое кольцо целиком. При этом в описании на официальном сайте Розы Хутор говорится, что Малое кольцо можно считать разминочным перед выходом в дальние уголки парка. Мы с таким мнением не согласны.

Я бы даже сказал, что людям, которые испытывают проблемы со здоровьем и приехали в парк на размеренную прогулку, вообще не стоит пробовать свои силы на Малом кольце: подъём довольно изнуряющий, а отдохнуть там практически негде.

Тропа Малого кольца

Кстати, Большое кольцо, в отличие от Малого, вполне можно пройти с детской коляской, только она должна складываться для того, чтобы вас пустили с ней на подъёмник «Эдельвейс». Ну а вообще, наверху, прямо возле подъёмника, мы видели целую парковку, предназначенную как раз для детских колясок.

В целом, «Малое кольцо» показалось нам менее интересным и разнообразным, чем «Большое»: это скорее такой факультативный вариант прогулки по парку. Мы бы рекомендовали посетить его только в том случае, если у вас не запланировано ничего более интересного на этот день.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Пообедать мы решили здесь же, в кафе «Лес». Это ресторан быстрого питания, тут можно заказать бургеры, супы, салаты и блюда на углях. Всё, что мы попробовали, было вполне вкусно — без особых восторгов, как и в любом фастфуде, но и без претензий. Наш чек составил 2500 рублей.

Пообедав, мы встали в очередь на подъемник «Эдельвейс». Если утром по дороге к парку нам совсем не пришлось тратить время на ожидание, то здесь очередь растянулась минут на пятнадцать. Да и на канатных дорогах, ведущих вниз, к парковке, нужно было подождать. С утра каждый мог выбрать отдельную кабинку для подъёма вверх, а сейчас этого делать уже не разрешали, и во все кабинки сажали по 5-6 человек.

В этот раз мы решили немного задержаться на одной из пересадок, чтобы погулять по Горной Олимпийской деревне. Удивительно, но там было совсем не многолюдно. Мы практически в одиночестве гуляли по Аллее флагов, на которой собраны флаги стран, принимавших участие в Олимпийских играх в Сочи в 2014 году. В сувенирных магазинах, которых здесь великое множество, тоже не было посетителей. В целом, нам здесь понравилось, хотя во многих местах шел ремонт дорог и тротуаров, что несколько нарушало общую картину. Но очевидно, что к основному, зимнему, сезону курорту нужно готовиться заранее.

Парк Менделиха на Розе Хутор

Немного погуляв на этой пересадочной станции, мы проехали на канатной дороге вниз к парковке, сели в машину и уехали обратно в Дагомыс. Нам очень понравились эти выходные, проведённые на самом популярном горном курорте России. Он выглядит очень достойно, и однозначно, здесь есть чем заняться и в летний сезон.

Тайминг:

9:30 — подъехали к парковке
9:45 — поехали на канатной дороге наверх
11:00 — доехали до парка «Менделиха»
11:25 — вышли на маршрут «Большое кольцо»
11:50 — дошли до моста «Конный брод», где завершается маршрут «Среднее кольцо»
12:30 — дошли до смотровой площадки у Золотого водопада
13:25 — вышли к начальной точке маршрута и направились на «Малое кольцо»
14:05 — вернулись к кафе «Лес»
14:45 — закончили обедать и пошли обратно к подъёмнику «Эдельвейс»