Музей-усадьба художника Василия Дмитриевича Поленова расположена всего в сорока километрах от нашего родного города Пущино, поэтому мы бывали там неоднократно. Но почему-то попасть туда на экскурсию нам удалось лишь в третью поездку, до этого мы просто гуляли по территории или купались в Оке и уезжали обратно. Но в этот раз, посетив, наконец, главный дом усадьбы, мы решили поделиться своими впечатлениями об этом месте.
Честно говоря, мы думали, что и теперь нам не удастся побывать в доме художника, ведь за сутки до поездки билетов на официальном сайте уже не было. На всякий случай мы позвонили в музей и спросили, есть ли всё-таки какая-нибудь возможность попасть на экскурсию. Нам посоветовали приехать к открытию и обратиться в кассу — на официальном сайте на продажу выставляют далеко не все билеты. Но и в кассе раскупают их быстро, так что если вы приедете в середине дня, то, скорее всего, в музей не попадёте.
Касса
расположена возле парковки, в том же здании, что и кафе, но с тыльной стороны. Если не знать об этом, то можно легко пройти мимо. Так случилось и с нами. Мы дошли до главного дома усадьбы, где нас развернули и направили обратно к кафе. По нашим наблюдениям, таких, как мы, было немало. Пожалуй, было бы не лишним повесить какой-нибудь указатель на кассу рядом с парковкой, чтобы посетители не проходили мимо.
Кстати, в том же здании, где касса, есть еще камера хранения, а в соседнем домике через дорогу находится туалет. Его чистота и удобство оставляют желать лучшего, но, по крайней мере, он бесплатный.
Мы купили билеты на экскурсию в Большой дом на 15:00, а сами пошли гулять
вдоль берега Оки. Заблудиться тут сложно, ответвлений от дорожки практически нет, а на территории усадьбы повсюду висят плакаты с картой местности. Кстати, прогуливаясь по тропинкам, мы видели много табличек с предупреждением о змеях, правда, видели только одного маленького ужа. А вот виноградных улиток в июне здесь море. Говорят, некоторые их собирают и едят.
Тропинка привела нас на
холм в селе Бёхово. Это очень древнее поселение, появившееся на картах еще в XV веке. Но скорее всего, люди жили здесь тысячелетиями, об этом можно судить по многочисленным находкам — черепки, наконечники стрел и топорища. Часть из них мы увидели потом на экскурсии в рабочем кабинете Поленова.
Еще в 1810-е здесь не было такого пологого холма, а был крутой обрыв. Обрыв этот нравился многим, его даже прозвали некогда «Обрывом любви», такие потрясающие оттуда открывались виды. Виды, впрочем, никуда не делись, а вот обрыв после очередного разлива Оки пришлось укрепить, в результате чего он приобрел нынешнюю форму.
На холме расположено кладбище, где похоронен Поленов и его семья. Художник завещал похоронить себя здесь и не ставить никаких памятников, только деревянный крест, один на двоих с супругой, сделанный по его же эскизу.
На Бёховском кладбище встречаются и каменные надгробия XVII и XVIII веков, а форма крестов здесь ближе к культуре северных погостов: кресты тут широкие, покрытые двускатной крышей.
В Бёхово есть и храм, построенный по проекту самого художника, который вдохновлялся церквями
Новгорода,
Тарусы и
Муромского монастыря. Интерьер церкви во многом повторяет внутреннее убранство иерусалимского храма царицы Елены. Поленов не только нарисовал эскиз здания, но и принимал непосредственное участие в работе, чтобы показать каменщикам нужные формы и орнаменты декоративных элементов.
Во время Великой Отечественной войны здание церкви сильно пострадало, когда в 1941 году линия фронта шла по Оке. Лишь в 1975 году начались реставрационно-восстановительные работы, проводимые силами сотрудников музея, студентов и школьников. К сожалению, мы никогда не были внутри, так как храм оказывался закрытым каждый раз, когда мы приезжали в Поленово.
Возвращались к парковке мы по автомобильной дороге, соединяющей Бёхово и Поленово: почему-то Серёжа предложил такой вариант, а мне было жарко, солнце пекло, и не хотелось ни о чем думать, и я согласилась. В общем-то, ничем плохим такое решение не обернулось, так оказалось даже быстрее, но, конечно, красивых видов уже не было.
В кафе возле парковки мы забронировали столик, чтобы пообедать до экскурсии. История с бронированием в этом кафе вышла какая-то мутная: по телефону нам сказали, что непременно нужно это сделать заранее, потому что народа всегда много. Когда же мы пришли в кафе утром и сообщили о нашем желании зарезервировать стол, нам сказали, что такой услуги нет: посадка происходит по факту прихода посетителей. Мы возразили, что по телефону нам говорили совсем иначе, и внезапно оказалось, что забронировать место всё-таки можно. Когда мы подошли к назначенному времени, на выбранном нами столике даже стояла табличка «Reserved».
Выбор блюд в кафе очень скромный: пара салатов, пара гарниров, один суп и несколько горячих блюд. И даже несмотря на это, часть позиций меню отсутствовали. Тем не менее, то, что нам удалось в итоге заказать, было вполне вкусным. Обед обошелся нам в 2500 рублей. А ещё официантка согласилась бесплатно налить нам питьевую воду в детский поильник, потому что заказать обычную воду без газа в этом кафе почему-то нельзя. Кстати, банковские карты они тоже не принимают, и из-за этого очень многие посетители прямо на наших глазах были вынуждены уйти, так и не пообедав, ведь альтернативного кафе в Поленово нет. Удивительно, но нет и палаток с мороженым и напитками, хотя многие приезжают сюда не ради усадьбы, а ради пляжа, и наверняка спрос на охлажденные продукты был бы высокий. В общем, в плане питания сервису есть куда расти.
Пообедав, мы ещё немного прогулялись по территории усадьбы и пошли на экскурсию в
Большой дом. Здесь мы внезапно выяснили, что в кассе нам продали лишний билет: два взрослых и детский, хотя годовалые дети могут пройти бесплатно, а Серёжа четко назвал возраст Максима, когда покупал билеты. Тогда мы решили, что раз уж деньги заплачены, то наша совесть позволит нам вести фотосъёмку в Большом доме, хотя за это нужно было заплатить отдельные 200 рублей — как раз стоимость детского билета. К слову, нас ни разу не попросили показать разрешение на съемку, так что скорее всего это никто не контролирует.
Основное здание усадьбы было построено в 1892 году и до сих пор сохранило свой первоначальный вид. Дом создавался по проекту самого художника, как и остальные постройки. Сам Поленов определил стиль получившегося здания как скандинавский, и действительно, нам показалось, что в нем есть что-то общее с
домом-музеем Эдварда Грига в Норвегии. Некоторые предметы мебели, двери и замки также были сделаны по эскизам художника.
С самого начала дом был оснащен водопроводом, ванны стояли и на первом, и на втором этажах. А отопление велось с помощью печей, причем как обычных дровяных, так и аммосовских: тёплый воздух от них поднимался по трубам, проложенным в стенах здания.
Экскурсия началась с Портретной комнаты, где нам подробно рассказали о семье Поленовых. В роду художника были талантливые юристы, дипломаты и библиографы. Но тяга к искусству у Василия Дмитриевича появилась от матери, которая сама была художницей-портретисткой. На экспозиции мы видели несколько её работ.
Прадед художника по материнской линии был архитектором — Николай Львов известен своими постройками в
Санкт-Петербурге,
Гатчине,
Выборге,
Торжке,
Валдае и в Москве. Сами того не зная, мы, путешествуя по России, уже видели многие его работы. Николай Львов был ближайшим другом поэта Гавриила Державина, они даже были женаты на сестрах. После ранней смерти супругов Львовых Державины взяли их детей на воспитание, в том числе и бабушку художника Поленова. В доме Поленова сохранился шкаф, принадлежащий когда-то семье Державиных.
Как я уже сказала, в семье Поленовых было много талантливых людей. Так, двоюродный племянник художника, Андрей Поленов, был выдающимся нейрохирургом. В 1935 году он открыл первую кафедру изучения нейрохирургии в Санкт-Петербурге, а институт, в котором он работал, теперь носит его имя.
Ну а сам будущий художник Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году. Его младшая сестра, Елена, также была известным живописцем и стала одной из первых художниц-иллюстраторов детских книг в России. Брат и сестра с детства проявляли тягу к живописи, и для развития их таланта им пригласили наставника, Павла Чистякова, про которого шутят, что если убрать из Третьяковской галереи работы всех его учеников, то там и вовсе ничего не останется.
Из Портретной нас провели в библиотеку, тщательно отделанную по рисункам художника: пол из дубового паркета, стены и потолок, обшитые мореным деревом. Помимо книг, здесь представлено множество картин, которые подарили Поленову его друзья-художники, вдохновившись идеей Василия Дмитриевича сделать из своего дома первый провинциальный общедоступный музей. Благодаря этому мы увидели в библиотеке картины Шишкина, Коровина, Левитана и многих других известных живописцев.
Кстати, есть там и эскиз картины Васнецова «Три богатыря». Считается, что в богатыре слева Васнецов соединил портретные черты Поленова, свои собственные и своего отца. Васнецов и Поленов были друзьями, и однажды Поленов увидел первый эскиз «Трех богатырей», который привел его в восторг. Васнецов же ничего особенного в нём не видел и предложил товарищу забрать себе понравившийся этюд. Тот, однако, отказался, взяв с Васнецова слово подарить ему этот эскиз после того, как будет готова картина. И спустя двадцать лет Васнецов свое слово сдержал. С тех пор тот первый эскиз «Трех богатырей» выставляется в библиотеке дома-музея Поленова.
Из библиотеки мы прошли в столовую, оформленную в русском стиле. Из её окон виднеется флигель, выполнявший роль кухни. Из него по узкому проходу еду доставляли в дом и передавали в столовую через узкое окно. Мебель для столовой, в основном, была сделана по эскизам Елены Поленовой, сестры хозяина дома. Скамья, расположенная под окном для передачи блюд, даже получила высшую награду на выставке во Франции, но произошло это, к сожалению, уже после смерти художницы.
Затем мы посмотрели кабинет художника. Турецкий диван, который виден на нашей фотографии, с основания дома стоит на этом месте, а ковер на нём — подарок брата Алексея, владевшего ткацкой ковровой мастерской. В кабинете стоит и пианино. Для меня стало открытием, что Поленов писал музыку. Например, его опера «Призраки Эллады» в 1906 году исполнялась в Большом зале Московской консерватории. Здесь же стоит и огромный шкаф для нот, созданный, конечно же, по эскизу художника.
К сожалению, у нас нет ни одной фотографии из последней комнаты, которую нам показали в Большом доме, самой большой и светлой. Это мастерская, в ней работал художник, пока не перебрался в Аббатство. А сейчас здесь находится первый, графический, вариант картины «Христос и грешница», занимающий всю стену. Сама картина выставляется в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Как я уже сказала, в этой мастерской Поленов работал не всегда. В 1904 году по его эскизам было построено
Аббатство — художник, имея в виду североевропейский готический стиль здания, о нём отзывался так: «Я соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный». Здесь же Поленов не только работал, но и жил в теплое время года, обустроив себе небольшую комнату. А в башне Аббатства хранился семейный архив. Теперь сюда можно попасть, купив отдельный билет, но мы этого делать не стали, ограничившись лишь экскурсией по Большому дому.
Перед выходом из усадьбы в сторону Оки находится здание
Адмиралтейства, как его тоже называл сам Поленов. Это был лодочный сарай. Художник приучал своих детей с пятилетнего возраста плавать в лодках самостоятельно. У каждого из детей были собственные плоскодонки, а с семи лет — килевые лодки. Адмиралтейство пережило Великую Отечественную войну, но в послевоенные годы было разобрано по указанию администрации соседнего дома отдыха. Лодочный сарай впоследствии восстановили, и теперь он работает как выставочный зал, билеты туда также надо приобретать отдельно.
Раньше в усадьбе был хозяйственный двор. Он, по-прежнему, сохранился, но часть его зданий отданы под кабинеты сотрудников. Постройки, спроектированные Поленовым, никуда не делись: здесь можно посмотреть сарай, коровник, конюшню, погребец и ледник. За ледником, где зимой на весь год заготавливали лед и хранили скоропортящиеся продукты, по традиции складывают дрова. В центральной части двора расположен манеж, где выгуливают принадлежащих усадьбе лошадей. Как и раньше, на хозяйственном дворе живут козы и куры. Многие из них уже не несутся, а просто доживают свой век. Так было заведено ещё при Поленове, животных не убивали, они умирали тогда, когда приходило их время.
Нам очень нравится бывать в Поленово. Здесь всегда царит покой и умиротворение. Многие приезжают сюда просто погулять, а кто-то — искупаться в речке. Несколько лет назад и мы приезжали сюда на
пляж, но в 2021 году от него почему-то ничего не осталось. То ли река так сильно разлилась, то ли песочного пляжа действительно уже больше нет. Несколько человек, правда, всё равно купались и загорали.
Несмотря на то, что мы были здесь не впервые, мы все равно с интересом провели время и советуем и вам съездить в эту небольшую уютную усадьбу с прекрасными видами на Оку. А по пути в Поленово не пропустите церковь в деревне
Подмоклово — вряд ли вы где-то ещё в России увидите православный храм подобной архитектуры.